| Вводная часть
(организационный момент).
(Приветственное слово учителя – дефектолога).
Доброе утро, и всем улыбнись,
Вправо и влево ты поклонись,
Будем дружить, помогать всем всегда –
Ты согласен? Ответь мне: «Да!»
Упражнение на саморегуляцию «Заряд бодрости»» с элементами самомассажа.
Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика – большой и указательный. Возьмись ими за кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая «Ушки, ушки слышат всё!». (Десять раз в одну сторону и десять в другую). А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!». Стряхни ладошки. Собери пальцы рук в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами: «Я дышу, дышу!» - помассируй ямку десять раз в одну сторону и десять раз в другую.
(Во время выполнения упражнения взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения точек).
- Сегодня на занятие я принесла много разных мячей; со всеми мы будем играть, закреплять правильное произношение звука [р].
Основная часть.
Игра «Весёлые мячики»(развитие фонематического слуха).
(Дефектолог ставит на стол корзину с набором мячей).
- Рассмотри все мячи в корзине, назови их и послушай, как они звучат.
- Теперь я буду греметь мячами, а ты должен угадать и назвать, какой мяч гремит.
Упражнение «Лабиринты» (автоматизация произношения звука [р] изолированно; развитие силы ротового выдоха; развитие пространственного восприятия).
- Давай вспомним, как правильно произноситься звук [р].
Посмотри на карточку – схему «Артикуляция звука [р]»
«Упражнения на фитболе» (развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления; воспитание самоконтроля за речью во время движений; развитие меткости и ловкости).
- Возьми фитбол.
Я расставила разные предметы, через которые тебе надо перепрыгнуть, произнося слова стихотворения.
Постарайся прыгать высоко, чётко произнося слова.
Я прыгаю, прыгаю, прыгаю,
Прыгаю через – шар.
Прыгаю через – ведёрко.
Прыгаю через – ракету.
Прыгаю через – барабан.
Прыгаю через – корзинку.
- Замечательно. Молодец!
Физкультминутка.
- Ты устал, давай отдохнём, вспомним физкультминутку. Для этого тебе нужно принести мяч, который лежит на стуле.
Я подброшу высоко,
Я подброшу низко,
Прокачу я далеко,
Прокачу я близко.
Игра «Один - много»(учить приемам словоизменения; воспитание самоконтроля за речью во время движений; развитие меткости и ловкости).
-Подойди к дорожке из колец. В каждом кольце лежит картинка, ты должен мячом попасть в кольцо с картинкой, назвать её и сказать это слово во множественном числе.
Шарф – шарфы; ручка – ручки,
Горшок – горшки; конструктор – конструкторы; арбуз – арбузы; роза – розы; кружок – кружки.
- Молодец! Ты метко бросаешь мяч, и ни разу не ошибся, изменяя слова.
Игра «Запомни, назови» (развитие речеслуховой памяти).
- Теперь вспомни названия предметов, изображенных на картинках из предыдущей игры.
- Ты запомнил много слов. Молодец!
Игра «Расколи орешек» (развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления).
- У нас осталась последняя игра, которая называется «Расколи орешек».
(Дефектолог выставляет на стол корзинку с «орешками» и флажок - сигнал).
- Будь внимателен, называй слово, потом вспомни чистоговорку и не забывай про сигнал.
(Во время того, когда ребёнок вспоминает чистоговорку, дефектолог показывает сигнал, в соответствии с которым ребёнок произносит чистоговорку (громко или тихо))
Ра – Ра – Ра - У собаки конура.
Ру – Ру – Ру - В роще бродит кенгуру.
Ро – Ро – Ро - У Ромы новое ведро.
Ры – Ры – Ры - В небе разноцветные шары.
Ар – Ар – Ар - Мы видели пожар.
Ор – Ор – Ор - Красит Вовочка забор.
Ур – Ур – Ур - Мы протянули шнур.
Ёр – Ёр – Ёр - На полу лежит ковёр.
Заключительная часть.
(Подведение итога по картинному плану).
- Наше занятие подходит к концу, давай вспомним, что мы делали сегодня на занятии.
(Дефектолог обращает внимание ребёнка на мольберт, где нарисован картинный план занятия).
Сюрпризный момент.
- Ты, так много сегодня трудился, ты очень старался. Молодец! За это я тебе приготовила сюрприз.
(Дефектолог дарит подарок - сюрприз).
- До свидания.
| Выполняют движения,
проговаривают слова.
Проговаривает слова и выполняет движения за учителем – дефектологом.
Достаёт из корзины по одному мячу, рассматривает их, гремит ими и называет, какой это мяч.
Угадывает и называет, какой мяч гремит.
Смотрит на карточку – схему «Артикуляция звука [р]» и вспоминает правильное произношение звука [р].
Проводит по лабиринту мячик и произносит звук [р].
Берёт фитбол.
Высоко прыгает на фитболе, перепрыгивая через предметы, чётко произнося слова стихотворения со звуком [р].
Приносит мяч.
Проговаривает слова физкультминутки, выполняя движения.
Бросает мяч вверх над головой.
Подбрасывает мяч перед собой.
Прокатывает мяч вдаль и бежит за ним.
Прокатывает мяч вокруг себя.
Подходит к дорожке, кидает мяч в кольцо с картинкой, называет её и говорит это слово во множественном числе.
Вспоминает картинки и называет слова, которые запомнил.
Раскрывает «орешек», внимательно смотрит на картинку, вспоминает чистоговорку и произносит её в соответствии показанному сигналу.
Глядя на мольберт, на котором нарисован картинный план занятия, делает по нему вывод.
Сегодня на занятии мы играли в игры: «Весёлые мячики», «Один - много», «Расколи орешек», «Запомни, назови», вспомнили как правильно произносится звук [р], выполняли упражнение «Лабиринт», «Упражнения на фитболе», провели физкультминутку.
До свидания.
|