Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Воспитатели!



Воспитатели!

Еще и еще раз внимательно вчитайтесь в приведенные требования, строго соблюдайте их в практике своей работы! Помните, что безопасность детей в ваших руках и что самое незаметное на первый взгляд упущение в организации места занятий, в организации коллектива детей может привести к неблагоприятным последствиям. Берегите жизнь детей, вдумчиво обеспечивайте меры безопасности, охраняйте детей от возможных нелепых случайностей на воде. Разъясняйте им опасность легкомысленного отношения к предъявляемым требованиям, добивайтесь сознательного их выполнения.

Научите детей пользоваться палками, досками, надувными кругами и другими плавающими предметами в качестве средств, помогающих держаться на поверхности воды.

Объясняйте, в каких случаях необходимо звать на помощь, но никогда не разрешайте детям ради забавы подавать ложные сигналы о помощи. Купая детей или обучая их плавать, будьте готовы в любую минуту оказать помощь.

Оказание первой помощи.Если соблюдать все меры предупреждения несчастных случаев, возможность их при купании и обучении плаванию исключается. Массовое же обучение плава; нию детей начиная с дошкольного возраста является надежной мерой предупреждения несчастных случаев на воде вообще.

Однако могут быть случаи, когда ребенку надо оказать первую помощь. Но прежде всего детям надо объяснить, как вести себя при разных обстоятельствах.

Во время купания и плавания вода может попасть в ухо. Это сопровождается неприятным ощущением глухоты на одно ухо. В таком случае надо выйти из воды и как следует вытереть уши полотенцем. Если вода все же остается в ухе, надо совершить несколько подскоков на одной ноге (если вода в правом ухе, на правой, и наоборот), слегка наклонив голову набок. От легких сотрясений вода из уха вытекает.

Может случиться, что ребенок поперхнется водой. В этом случае надо просто откашляться, а затем вдохнуть. Можно слегка похлопывать ребенка ладонью по спине, больше успокаивая, чем помогая ему откашляться.

При порезе, царапине надо смазать кожу или ранку йодом или зеленкой и наложить стерильную повязку, защищающую, от загрязнений и помогающую остановить кровотечение. Для перевязки лучше всего использовать стерильный бинт или индивидуальный пакет. При глубоком порезе в течение нескольких дней не следует купаться, плавать.

У детей редко наблюдаются судороги в воде, но все же иногда они могут случиться. Чаще всего бывают судороги конечностей, преимущественно ног. Они могут наступить при плавании в холодной воде, при переутомлении и резких движениях. При судороге («свело ногу») надо подойти быстро к ребенку, остановить

его, попросить по возможности расслабить сведенную мышцу, помочь ему встать на дно или выйти на берег и растереть ногу до исчезновения неприятного ощущения.

Быстро, точно, сохраняя полное самообладание и спокойствие, надо действовать в случае, если ребенок захлебнется и скроется под водой. Всем детям, находящимся в воде, приказать выйти на берег. Быстро добежать до тонущего ребенка (учитывая скорость и направление течения), взять его на руки и вынести на берег. Положить ребенка на ровную поверхность и, встав на колени сбоку, запрокинуть ему голову до отказа. Одной рукой удерживать голову пострадавшего в запрокинутом положении и зажать ему нос. Другой рукой поддерживать рот ребенка приоткрытым, для этого надавливая на подбородок. Затем, делая глубокий вдох, наклониться над пострадавшим и, равномерно вдувая воздух ему в рот, искусственно стимулировать вдох (рис. 7). Выдох вначале происходит у пострадавшего за счет спадения грудной клетки. В это время оказывающий помощь совершает очередной вдох и снова вдувает воздух в рот пострадавшему ребенку. Чем младше ребенок, тем меньше воздуха следует ему вдувать, поэтому не надо стремиться набирать полные легкие воздуха, совершать вдувание как бы изо рта. Можно одновременно вдувать воздух в рот и в нос ребенка. В том случае, если у него челюсти судорожно сжаты и рот открыть оказывается невозможно, следует проделывать искусственное дыхание изо рта в нос. Вдувание воздуха в нос должно быть достаточно энергичным. Голова ребенка при вдувании воздуха в любом случае должна быть сильно запрокинута, в противном случае воздух попадет не в легкие, а в желудок. Вдувания рекомендуется повторять каждые 4—5 с.

При оказании первой помощи необходимо сохранять полное спокойствие, не отчаиваться, если первые попытки привести ребенка в себя окажутся безрезультатными. Искусственное дыхание дает полржительные результаты иногда через значительное время. Выполняя искусственное дыхание, надо проверять у пострадавшего пульс. Если он не прощупывается, отсутствует, следует искусственное дыхание сочетать с массажем сердца. Массаж проводится следующим образом. Кисти рук кладут одна на другую ладонями вниз на середину грудины и производят 4—5 толчкообразных надавливаний на грудную клетку с интервалами примерно 1 с Надавливать на середину грудины следует сверху вниз быстрыми и достаточно сильными движениями. После этого надо выполнить 1—2 вдувания воздуха в легкие пострадавшего. Массаж сердца у детей надо выполнять с осторожностью: надавливать на грудину не слишком сильно и не всей ладонью, а только пальцами. Как только дыхание окончательно установится, хорошо напоить пострадавшего горячим чаем.

Оказание первой помощи следует продолжать до появления у ребенка самостоятельного дыхания или до прибытия медицинской помощи. Указание о ее вызове надо отдать при несчастном случае немедленно любому оказавшемуся рядом взрослому.

 

 

11.Обучение движениям ног.При обучении технике плавания способом кроль на груди и кроль на спине (с выносом и без выноса рук) прежде всего надо учитывать, что движения ног в том и другом случае в основном одинаковы. Этим объясняется и единообразие в методике обучения движениям ног при плавании указанными способами.

Движения ног при плавании кролем помогают пловцу держать-. ся на поверхности воды. Поэтому, обучая плаванию детей дошкольного возраста, основное внимание следует обращать на овладение правильными движениями ног. С этой целью используется значительное количество разнообразных упражнений, которые проводятся одновременно с упражнениями для осваивания в воде с самых первых дней.

Ознакомление с движениями ног начинается на суше. Дети садятся на берегу на травку, сгибают руки в локтях и опираются сзади на предплечья. В этом положении они впервые производят движения ног, напоминающие движения ног в кроле. Затем то же проделывают лежа на спине.

В дальнейшем, чтобы правильно ощутить движения в тазобедренном суставе, детям полезно поупражняться лежа на бортике бассейна (или на скамейке) (рис. 28).

После ознакомления с движениями ног на суше переходят к разучиванию их в воде на мелком месте, сперва в таком же положении, в каком проходило ознакомление с движениями ног на суше.

Затем надо научить детей отрывать ягодицы от дна и принимать положение упора, лежа на предплечьях, вытянув ноги вперед так, чтобы на поверхности воды показались носки, и совершать движения ногами в этом положении (рис. 29).

Это же движение впоследствии проводится на более глубоком месте с упором на прямые руки.

Другая группа упражнений — дети совершают точно такие же движения ног, но упираются о дно руками спереди, сперва на предплечья, а затем и на выпрямленные руки. Ноги при этом вытягиваются назад с тем, чтобы они всплыли и на поверхности воды показались пятки.

При правильном выполнении движений ног пятки слегка вспенивают воду, а стопы и голени все время остаются под водой. Совершать движение ног надо спокойно, ритмично, не напрягаясь. За этим следит воспитатель. Направлять ритм движения можно хлопая в ладоши. Воспитатель указывает ребятам на ошибки, побуждает исправлять их.

При выполнении движений ног с опорой сзади можно применить и другой прием для иллюстрации необходимого ритма. Он заключается в том, что воспитатель становится так, чтобы его видели все дети, и совершает вытянутыми вперед руками движения вверх-вниз на небольшое расстояние. Дети смотрят на движения его рук и стараются согласовать с ними свои движения ног.

Возбуждение некоторых детей при выполнении движений ног бывает настолько сильным, что они теряют контроль за движениями, торопятся, чрезмерно сильно сгибают ноги и уже не понимают смысла замечаний.

В таких случаях целесообразно использовать следующий прием: воспитатель держит руки у поверхности воды так, чтобы ноги ребенка ударялись о них. Ребенок в таком случае обнаруживает свою ошибку и уменьшает размах движений ног. Этот прием с успехом можно использовать при совершении движений ног в упоре на месте и при плаваний с кругом. Впоследствии движения ног совершенствуются в сочетании с продвижением на руках по дну вперед («Крокодилы»). Это упражнение полезно, так как фактически повторяет общую структуру движения плавания способом кроль без выноса рук и очень нравится детям. При его выполнении надо предлагать детям руки проносить вперед под водой, как бы перебирать руками по дну, а не поднимать их над поверхностью воды, так как это нарушает правильность движений ног.

Продвижение детей по дну на руках с движениями ног сперва надо организовывать на глубине 30—35 см, постепенно переводя их на более глубокое место, вплоть до такой глубины, при которой дети уже не достают дна руками (50—55 см). При такой организации исполнения упражнения незаметно уменьшается и совсем теряется опора, дети держатся на поверхности воды, совершают гребковые движения рук. Так естественным образом осваивается кроль без выноса рук.

После того как дети освоят все перечисленные упражнения, следует начать тренировки, держась за поручень (рис. 30). В том случае, если к этому времени они уже научатся хорошо выполнять

скольжение на груди и на спине, можно совершенствовать движения ног в кроле в скольжении (рис. 31), а также и в плавании с поддерживающими средствами. В качестве поддерживающих средств могут использоваться плавательные доски, мячи, резиновые надувные круги и различные другие плавающие игрушки. Игрушка не должна быть слишком маленькой, величина ее должна обеспечивать опору для рук.

При плавании с кругом можно детям разрешать вначале ложиться на него грудью (в течение 3—4 занятий), а затем переходить к плаванию, держа круг в вытянутых руках. Пальцы должны охватывать круг или любой другой поддерживающий предмет мягко, без напряжения.

Надо давать также упражнения в плавании с помощью дви-

жений ног на спине, придерживая предмет за головой и перед собой у груди, бедер (рис. 32).

У детей дошкольного возраста, особенно на первых порах плавания с поддерживающим предметом, часто наблюдаются сильно согнутые, напряженные руки и плечи. Поэтому надо чаще напоминать, чтобы они расслабили плечи, выпрямили руки. Понятной формой обращения здесь будет: «Положи плечики на воду», «Опусти подбородочек на воду».

Если при плавании с поддерживающими средствами у ребенка проваливается живот, или глубоко погружаются в воду ноги, или отсутствует равновесие, надо поддерживать его под живот. Поддерживающую опору следует постепенно уменьшать: большой круг заменить маленьким, затем игрушкой. При плавании с предметом опоры в руках от долгого держания головы вверху у детей устает шея. Надо рекомендовать им периодически опускать голову и совершать при этом выдох вводу (рис. 33). Для вдоха голову можно приподнимать вперед, но лучше поворачивать в обе стороны.

Одним из самых распространенных недостатков в движениях ног в начальный период овладения плаванием с кругом является чрезмерно сильное ихсгибание, слишком резкие, беспорядочные, неловкие движения. Движения ног производятся не от тазобедренного сустава вниз-вверх, а от колена назад.

В процессе упражнений навык в выполнении этого движения совершенствуется, обеспечивая прочное усвоение положения тела в воде. Тело ребенка непринужденно лежит у самой поверхности воды, руки спокойно вытянуты вперед, плечи опущены в воду, Пальцы мягко охватывают круг, голова свободно приподнята. Ребенок приобретает способность замечать окружающую обстановку. Становится возможным и произвольный выдох в воду. Ноги расслабленно вытянуты, движения ими совершаются правильно, они мягкие, плавные, ритмичные, неторопливые. Ребенок по заданию воспитателя может изменить темп движений.

Через 25—30 занятий старшие дошкольники могут проплывать с кругом или игрушкой в руках 20—25 м.

Упражнения для разучивания движений ног должны повторяться в каждом занятии в относительно большом объеме.

12.Обучение движениям рук.Главное в обучении плаванию детей дошкольного возраста, как уже говорилось,— это научить их держаться на воде и дать им самые простейшие навыки плавания. Что же касается техники плавания, то детали ее осваиваются детьми постепенно.

Наиболее сложными в плавании для дошкольников являются техника работы рук и сочетание всех движений с дыханием. Вследствие этого их совсем не обязательно с самого начала обучать правильной технике движений рук, а можно разрешать простейшие, наиболее удобные для них движения рук, которые помогают передвигаться в воде. И только с течением времени, постепенно все же следует приучать детей к правильной координации движений рук1 при плавании кролем.

Переходить к обучению движениям рук следует после того, как дети хорошо овладеют движениями ног.

Координация движений рук в кроле довольно сложна для дошкольников. Поэтому предварительно следует включать в занятия разнообразные движения рук. Это должны быть вращательные движения большие круги и дугидвумя руками вместе

и каждой рукой отдельно, а также и попеременно. Они могут выполняться в положении стоя, сидя и лежа (рис. 34).

В качестве подводящих упражнений для гребковых движений рук могут служить некоторые упражнения в скольжении. Например, дети очень хорошо выполняют одновременные гребковые движения срачу двумя руками до бедер. Впоследствии это движение надо выполнять каждой рукой отдельно (поочередно левой — правой левой и т.д.). Гребок выполняется свободно выпрямленной рукой, пальцы сжаты.

Затем поочередные гребки двумя руками можно соединить с выносом руки и исходное положение. Для этого ребенок, закончив гребок у бедра, сгибает ее в локте, плавно проносит под водой Вперед до полного выпрямления. После вынося руки в исходное положение ею вновь совершается гребок.

Предварительно детей знакомят с этими движениями па суше.

Так дети овладевают движениями рук при плавании кролем на груди без выноса рук. Следует предлагать им проплывать таким образом 4-7 м, следя за Правильностью движений. Они должны быть мягкими, плавными, неторопливыми.

Для обучения плаванию способом кроль па груди с выносом рук надо детям предварительно показать способ плавания в целом, обращая их внимание на движения рук, посте чего вновь показать эти движения на суше (12 раза) сперва каждой руки отделено, потом попеременные движения обеих рук. Затем переходят к разучиванию движений рук в воде (глубина воды по грудь) В тойже последовательности, что и на суше (рис. 35).

Воспитатель выполняет движение вместе с ребятами, осуществляя при -пом зеркальный показ: вытянутая вперед рука опускается и доводится до бедра, затем поднимается локтем кверху, проносится вперед, возвращаясь в исходное положение. Он сопровождает движение пояснением — «опустили вниз, подняли вверх — вытянулись вперед» и т. д.

Затем полный цикл движений рук повторяется в скольжении и, наконец, в сочетании с движениями ног. Движения рук в кроле должны быть беспрерывными. В то время как одна из рук заканчивает гребок, другая его начинает. Каждый последующий гребок продолжает предыдущий.

Если эти движения не получаются у ребенка, воспитатель может взять его за руку и вместе с его рукой повторить необходимое движение в нужном темпе. Так же активно воспитатель может обратить внимание ребенка на некоторые детали в движениях рук: выпрямить локоть руки, повернуть кисть в правильном направлении, распрямить силой плечи и т. д.

Но вообще большой точности в движениях рук не следует требовать от ребят. Достаточно, если они научатся повторять общую координацию движений. Например, можно позволять детям поднимать вверх и выносить вперед руку почти прямую, не сгибая ее

специально для того, чтобы поднять из воды локтем вверх. Иногда при этом наблюдаются боковые колебания туловища. Со временем, когда движения рук станут более привычными, а движения ног будут оказывать действенную поддержку в сохранении горизонтального положения тела, эти колебания прекратятся.

При овладении элементарными навыками плавания способом кроль на спине ознакомление с движениями рук проводят предварительно на берегу. После этого предлагают детям попробовать плавать на спине без выноса рук (рис. 36). Плавание с полной координацией движений вводится по мере овладения плавания на спине без выноса рук. Для освоения его техники полезны упражнения с кругом, доской, зажатыми между бедрами, с движениями рук, зацепившись за поручень (рис. 37).

13.Дыхание и сочетание движений при плавании.Дыхание у детей дошкольного возраста протекает произвольно, они еще не умеют им управлять. В связи с этим обучение правильному дыханию при плавании представляет собой один из самых сложных моментов. Для овладения дыханием при плавании кролем на груди дошкольники должны освоить, кроме обычного выдоха в воду, который упоминается в разделе упражнений для осваивания в воде, выдох в воду в скольжении на груди.

Проверять добросовестность выполнения упражнения можно по пузырям на поверхности воды, возникающим на следе от скольжения, и первому вдоху после завершения скольжения. Если ребенок правильно выполнил задание, совершив полный выдох, то, вставая, он широко открывает рот и жадно глотает воздух на первом вдохе. Если же нет, то первым дыхательным движением при вставании будет выдох.

Перед каждым скольжением детям следует напоминать о том, чтобы они не забывали делать выдох. Когда упражнение выполняется по одному, а не группой, надо об этом говорить каждому ребенку и просить рассказать о предстоящем действии. Предварительный словесный отчет о задании содействует его осмысливанию, ребенок при выполнении задания больше внимания обратит на правильный выдох.

Дошкольникам надо давать самые разнообразные упражнения в сочетании с дыханием, чтобыоблегчить овладение дыханием при плавании, например неоднократный выдох в воду, опираясь спереди на прямые руки, с одновременными движениями ног. Во время вдоха при этом дети приподнимают голову прямо вперед так, чтобы подбородок все время оставался в воде (рис. 38). При выдохе опускают в воду только губы, тогда глаза остаются над поверхностью воды. Ребенок может следить за преподавателем, подражать его действиям.

Воспитатель располагается напротив группы детей, опираясь о дно руками и совершая дыхательные движения вместе с ними. Все замечания он делает в этом положении. Детям не приходится поднимать высоко голову, чтобы посмотреть на воспитателя, отрываться от выполнения задания.

Это же упражнение проводится с продвижением на руках по дну вперед.

Совершенствование дыхания продолжается при плавании с поддерживающими средствами. При этом надо следить, чтобы ребенок при выдохе не опускал голову в воду чересчур глубоко. Во время выдоха в воду лицо погружается по брови или до границы волосяного покрова на лбу. (Это положение обязательно и при плавании кролем на груди без выноса рук.)

При плавании кролем на груди с выносом рук вдох совершается с поворотом головы в сторону, вправо или влево. Познакомить детей с поворотом головы для вдоха надо вначале на суше, затем в воде.

Первоначально ребята ложатся в волу на мелком месте и опираются руками о дно (рис. 39). В этом положении они опускают голову щекой па воду и делают вдох. Сделав вдох, ребенок поворачивает лицо в воду и совершает выдох. Для того чтобы произвести следующий вдох, ребенок вновь поворачивает голову в сторону (влево или вправо) так, чтобы противоположное ухо оставалось опущенным в воду. Воспитатель показывает и объясняет это упражнение, дети напротив него на мелком месте повторяют движения.

После этого можно предложить детям поупражняться в движении рук в сочетании с дыханием в положении стоя в воде, нагнувшись вперед (рис. 40). Но это упражнение сложно для дошкольников, й добиваться его усвоения всеми не следует.

Разучивание сочетания плавательных движений начинается в скольжении без применения поддерживающих средств. При обучении кролю движения в скольжении начинаются с работы ногами, затем включаются движения рук. При первых попытках плавать кролем ребенок сможет выполнить лишь несколько плавательных движений, при последующих — все больше и больше.

Только в результате неоднократных попыток плавать, повторных показов приемов плавательные движения приобретают более определенную и устойчивую структуру. При этом преобладает стремление к попеременным движениям рук и ног.

Постепенно становится возможным направлять внимание детей на правильное дыхание. Попытки сочетать плавательные движения с дыханием долго не удаются дошкольникам. Стремление приспособить дыхание к координации движений плавания нарушает последнюю, ведет к грубым ошибкам. Поэтому при обучении плаванию надо разрешать детям длительное время плавать с задержкой дыхания, с помощью движений ног (без предмета и с поддерживающим предметом в руках).

Плавание с задержкой дыхания на вдохе представляет собой упрощенную форму способа плавания, построенную на технически правильной основе. Ребята-дошкольники быстро научаются проплывать с задержкой дыхания на вдохе и с последующим постепенным выдохом в воду до 8 —10 м. По времени это составляет около 10—14 с. Задержка же дыхания на такое незначительное время вполне допустима для детей в возрасте 4—7 лет.

Попытки плавать с полным дыханием (выдох— вдох и т.д.) можно отнести лишь к более позднему времени обучения. При этом надо учить делать глубокий вдох и сильный, продолжительный выдох (рис. 41).

Что касается плавания кролем на спине, то дыхание в нем гораздо проще, так как и выдох и вдох производятся обычным образом, в воздух, как, скажем, при ходьбе.

Перед тем как перейти к плаванию кролем на спине с полной координацией движений, следует дать детям возможность поплавать кролем на спине без выноса рук (руки производят у бедер движения «восьмерки»). При этом надо обращать внимание на правильное ритмичное дыхание.

При плавании кролем на спине дыхание согласуется с движениями рук. Вдох и выдох производятся в равномерном чередовании.

Детям дошкольного возраста надо давать возможность пробовать плавать всеми способами - кролем на груди, кролем на спине (с выносом и без выноса рук). Бывают случаи, когда ребенок никак не может овладеть каким-либо способом, а другой усваивает без затруднений и быстро. Индивидуальную склонность к овладению тем или иным способом плавания надо обязательно учитывать наряду с физическими особенностями и поддерживать. Надо разрешать ребенку учиться тому способу, который ему нравится больше, в таком случае и результаты обучения будут лучше.

14. Игры в воде широко используются в обучении плаванию детей дошкольного возраста с самых первых занятий. Они способствуют осваиванию детей в воде. Играя в воде, малыши привыкают к пей, незаметно освобождаются от чувства страха и в результате выполняют различные движения и передвижения в воде смело и без лишнего напряжения. Кроме того, игры в воде используются и как метод закрепления и совершенствования отдельных навыков движений способа плавания. Они способствуют также воспитанию у ребятишек смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.

Игры, приведенные ниже, можно проводить с детьми уже с 3— 4-летнего возраста. При выборе игры воспитатель должен учитывать возрастные особенности детей, количество их в группе, физическую подготовленность и степень владения навыками предлагаемых движений каждым участником игры.

Игры подбираются в соответствии с поставленной воспитательно-образовательной задачей и условиями проведения (берег, глубина воды, оборудование места, температура воды). Чем прохладнее вода тем короче и оживленнее должна быть игра, тем энергичнее должны быть используемые в ней движения.

Необходимо, чтобы в играх участвовали одновременно все дети, находящиеся в воде. Они должны включать в себя уже известные движения.

Воспитатель должен осуществлять постоянный контроль над играющими и быть готовым оказать в случае необходимости помощь, для чего выбирает удобное место для руководства игрой и наблюдения за всеми детьми.

Объяснение игры и ее разучивание рекомендуется проводить сперва на суше. При этом ребятам надо сообщить название игры, кратко изложить ее содержание и правила. После этого проводить игру в воде. Если игра проводится первый раз, воспитателю следует принять в ней непосредственное участие.

15. «Море волнуется». Глубина воды по пояс.

Задача игры: помочь детям освоиться на воде, познакомиться с ее сопротивлением.

Описание. Дети стоят в колонне по одному. По команде воспитателя «Море волнуется!» они разбегаются в произвольном направлении (их «разгоняет ветер»), производят любые движения рук, окунаются. Когда воспитатель произнесет: «Ветер стих, море успокоилось!», дети должны быстро занять свои места в колонне.

Правила. Воспитатель говорит: «Раз, два, три — вот на место встали мы». Не нашедший за это время своего места в колонне отмечается воспитателем как невнимательный.

Методические указания. Можно использовать построение в круг, в одну шеренгу. Опоздавшего можно посчитать

выбывшим из игры, вывести его из воды (но только один раз).

«Волны на море». Глубина воды по пояс.

Задача игры: помочь детям руками почувствовать сопротивление воды.

Описан и е. Занимающиеся стоят лицом в круг на расстоянии вытянутых рук. Руки отведены вправо (влево), лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Одновременно с поворотом туловища дети проносят руки под самой поверхностью воды в противоположную сторону — образуются волны. Движение продолжается беспрерывно то в одну, то в другую сторону.

Правила. Нельзя опускать руки глубоко в воду.

Методические указа н и я. Для одновременности выполнения упражнения дети вслух приговаривают: «У-ух, у-ух».

«Невод». Глубина воды по пояс.

Задача игры: помочь освоиться с сопротивлением воды.

Описание. Играющие (рыбы) располагаются в ограниченном пространстве. Двое рыбаков, взявшись за руки, по сигналу воспитателя бегут за рыбкой, стараясь окружить ее. Каждая пойманная рыба включается в цепь рыбаков. Так постепенно составляется невод. Игра кончается, когда все рыбы будут переловлены.

Правил а. Нельзя ловить рыбу разорванным неводом. Нельзя толкаться, топить друг друга, хватать за руки, туловище. Методические указания. Водящих назначает воспитатель. Пойманный последним объявляется самой быстрой рыбкой. «Карусели». Глубина воды до колен, по пояс. Задача игры: способствовать освоению движений в воде (ходьба и бег).

Оп и с а и и е. Взявшись за руки, дети образуют круг. По сигналу воспитателя они начинают движение но кругу, постепенно ускоряют шаг (рис. 42). Во время движения по кругу играющие хором произносят:

Еле-еле, еле-еле
А потом, потом, потом —
Закружились карусели,
Все бегом, бегом, бегом.

После этого бегут по кругу (1—2 раза). Затем воспитатель произносит: «Тише, тише, не спешите, карусель остановите». Дети постепенно замедляют шаг и со словами «Вот и кончилась игра. Остановка раз и два» — останавливаются.

Игра повторяется с движением в противоположную сторону.

Правила. Нельзя отпускать руки, падать в воду.

Методические указания. Глубину воды можно увеличивать, объясняя на примере, что сопротивление воды при движении возрастает тем больше, чем большая часть поверхности тела находится под водой.

«Караси и карпы». Глубина воды по колено.

3адача игры: учить детей свободно передвигаться в воде.

Описание. Воспитатель разделяет играющих на две равные группы. Дети становятся в шеренги спиной друг к другу, после чего приседают. Расстояние между шеренгами 0,5— 1 м. Для каждой шеренги заранее намечается направление, в котором надо бежать. Одна шеренга — караси, другая — карпы. Воспитатель в Произвольном порядке произносит эти слова. Названная команда (шеренга) тотчас поднимается и бежит в указанном направлении. Дети другой команды поднимаются, поворачиваются и догоняют убегающих, стараясь дотронуться до них рукой. Ребенок, которого коснулись рукой, останавливается. По сигналу воспитателя все останавливаются, возвращаются на прежние места, и игра начинается сначала.

Пра в ил а Находясь в шеренге, нельзя оборачиваться назад. Во время перебежКИ нельзя толкать друг друга. После сигнала воспитателя Об остановке нельзя продолжать бег.

Методические указания. Игру можно проводить и при глубине воды по пояс. В этом случае, стоя в шеренгах, дети не приседают. Отроить шеренги лучше по росту, чтобы их правые фланги находились друг против друга. Одну и ту же команду можно

вызывать иногда и два раза подряд. Слова «караси» и «карпы» воспитатель должен произносить медленно, растягивая первые слоги слова и быстро произнося последние. «Поймай воду». Глубина воды по пояс.

Задача игры: научить детей сжимать пальцы рук, делать «ложечку».

Описание. Играющие стоят на месте в одной шеренге или в кругу- По команде воспитателя «Поймай воду!» они вытягивают руки вперед, опускают в воду, соединяют под водой кисти рук, сжимают пальцы. Зачерпнув воду, дети поднимают руки над поверхностью. Воспитатель проверяет наличие воды в руках.

Методические указания. Если вода течет из рук, воспитатель говорит: «Ой, какие руки дырявые! Ну-ка, зачерпни водичку еще раз». Дети самостоятельно контролируют правильность положения пальцев рук.

«Переправа». Глубина воды по пояс.

Зада ч а игр ы: дать почувствовать сопротивление воды для правильного осуществления гребковых движений рук.

О п и с а и и е. Играющие выстраиваются в одну шеренгу вдоль боковой стенки бассейна на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По команде воспитателя они все вместе начинают «переправляться на другой берег». Продвижению в воде дети помогают гребковыми движениями рук, приговаривая хором: Толкаюсь, толкаюсь руками о воду, Вода помогает мне выбрать дорогу.

Правила. Нельзя толкать друг друга и брызгаться. Методические указания. Следить, чтобы пальцы рук были сомкнутыми. Пояснить различие между гребками рукой с сомкнутыми и разведенными пальцами.

«Бегом за мячом!». Глубина воды по пояс. Задача игры: закрепить у детей навык смело входить в воду и передвигаться в ней.

Описание. Играющие становятся на берегу в одну шеренгу лицом к воде на расстоянии шага друг от друга. На расстоянии 4—6 м от берега находятся плавающие предметы (мячи, круги), количество которых равно числу играющих. По сигналу воспитателя ребята бегут за этими предметами и возвращаются на берег. Выигрывает тот, кто первым займет свое место на берегу. Если ребенок первым прибежал на берег, но нарушил правила, он не получает первого места.

Правила. Нельзя забегать за условное место, толкать друг друга, подставлять подножки и мешать бегу товарищей.

Методические указания. Вариант и гры: в воде находятся плавающие предметы, количество которых равно половине числа играющих. По сигналу воспитателя ребята бегут за ними и возвращаются на берег. Выигравшими считаются те, кому достанутся предметы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.