|
|||
Гераклит из Эфеса (520-460гг) – ( Гераклит плачущий, Оплакивал людей, живущих дурной жизнью, жалел их. Гераклит темный – непонятные тексты. Сократ сказал: «то, что я понял – превосходно. Будем надеяться, что также хорошо то, что я не понял. «Все течет, всСтр 1 из 2Следующая ⇒
Период ранней греческой философии . Для античной философии был характерен космоцентризм, учение о развитии мира, движении от хаоса к порядку. В раний период выделяют де ветви развития философской мысли. Ионийская философия ( милетская школа, Анаксагор и Гераклит ) и италийская школа ( пифагорейцы, элеаты, Эмпедокл.) Главный вопрос – первооснова бытия, начало всех начал. Основатель Милетской школы – Фалес ( 6-7 вв .до н.э) – считал, что все начинается из воды . (Фалеспервым сказал, что душа бессмертна,она –высшее выражение жизни). Анаксимандр (610-546 гг.) называет первоначало «апейрон (беспредельный, безграничный, бесконечный). Хотя апейрон и вещественен, о нем ничего нельзя сказать, кроме того, что он не знает старости и находится в вечном, активном движении.(Есть теория происхождения людей и животных из рыб). Анаксимен(585-524гг ) первоначалом сущего считал воздух. Анаксагор ( 500-428) был обвинен в безбожии и эмигрировал, потому что заявил, что Солнце – это огромный шар величиной с Пелопоннес . Первоосновой считал гомеомерии ( семена). Первоначальное состояние мира – смесь мельчайших частиц. Они стали вращаться благодаря космическому вихрю.( провозвестник перводвигателя Аристотеля). Гераклит из Эфеса (520-460гг) – ( Гераклит плачущий, Оплакивал людей, живущих дурной жизнью, жалел их. Гераклит темный – непонятные тексты. Сократ сказал: «то, что я понял – превосходно. Будем надеяться, что также хорошо то, что я не понял. «Все течет, все изменяется. В одну и ту же реку нельзя войти дважды» Усматривает первоначало в огне. «Этот мир не создан никем из людей и никем из богов, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем» . Пифагор (570-497 гг.). Пифагореизм – религия ( уклад жизни, философия, музыка, математика, социальное новаторство) Учение о едином боге. .Субстанция – нумерологическая. Все подчинено гармонии, символ гармонии – число, источник гармонии – Бог. Пророк сокровенного знания о Боге. (эзотеричекое учение). «Где нет числа и меры, там хаос и химеры». Число есть подлинное бытие. Указывал на связь числа и геометрического образа: точка – единица, прямая – двойка, плоскость – тройка, тело – четверка. Символика чисел:– 5 – качество и цвет, 6 – одушевленность, 7 – интеллект и здоровье, 8 – любовь и целесообразность. Пример универсальности числа и всепроникающей гармонии - связь длины струны с высотой тона. В центре мира горит огромный очаг (мировой очаг), вокруг – 10 небесных тел. Миф о Дионисе Загрее, растерзанном титанами. Из его праха сотворены люди. Отсюда смешение в людях божественного (доброго) и титанического. ( злого). Чтобы очиститься , нужно соблюдать посты, не есть мяса. Душа же очищается, познавая музыкально-числовую структуру космоса. Но очищение требует многих жизней. Отсюда – идея метампсхоза. Пифагорейцы выдвинули идею устроения человеческого мира с целью улучшения нравов и общества, создания условий для очищения души и гармоничного существования. Пришли к власти в ряде городов Великой Греции, но их правление закончилось разгромом пифагорейского союза. Учение оказывало влияние на философскую мысль свыше тысячи лет. У Ксенофана ( 570-478гг ) и других представителей элейской школы субстанция философична, тождественна бытию. Все возникающее подлежит гибели. Вечность – преррогатива Бога. Он везде и все объемлет, он – причина конкретного, конечного, переходящего. Парменид (540-480гг. ) развивает понятие единого миробога Ксенофана в понятие единого бытия, неделимого и неизменного. Формулирует вопрос о соотношении бытия и небытия, полагая, то эти вопросы могут быть решены только разумом. Но на пути поиска истины разум подстерегают ловушки 1) Допущение существования небытия.Если небытие есть, значит оно существует – вывод о тождестве бытия и небытия.(нелепость). С точки зрения Парменида, 1)небытие есть, а небытия вовсе нет. (Небытие не существует, потому что его нельзя ни познать, ни в слове выразить). 2)Бытие и мышление существуют самостоятельно, но мысль становится мыслью, когда она предметна, а вещь тогда лишь вещь, когда она мыслима. Что касается чувственно воспринимаемого мира, то он кажущийся, мнимый. Сомнения к чувствам казалось нелепостью, и отстоять позицию учителя взялся ученик Ксенофана Зенон, используя метод доказательства о противного. Наши чувства фиксируют пространство, множество, движение, но они заблуждаются. Существующее пространство должно существовать в более обширном пространстве, и до той бесконечности, которая не фиксируется чувствами. Что касается множества, то оно воспринимается как величина конечная и бесконечная .Еще более парадоксальная ситуация складывается, когда мы пытаемся на уровне чувств фиксировать движения (сомнения отразил в апориях – загадках)- 1. Дихотомия(деление на два) – движение не может начаться, потому что надо пройти половину пути, а до этого половину половины. И так до бесконечности. 2. Ахиллес и черепаха(догнать не может)
Классический период.
|
|||
|