Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Женские образы в романе – эпопее «Война и мир»



Женские образы в романе – эпопее «Война и мир»

Женщины занимали не последнее место в жизни писателя, поэтому и нашли отражения в его произведениях. Героинь Толстой создает с самыми разнообразными характерами, со всеми оттенками.  Это и деловые женщины, знающие цену материальным благам и умеющие достигнуть своей цели. Это и «готовые игрушки» для первого встречного, кроткие, нежные создания. Это прелестницы, играющие чужими чувствами, и мученицы, угасающие под гнетом. Каждый раз, создавая образ женщины, Толстой пытался понять загадочную неповторимость души прекрасной половины человечества и каждый раз открывал для себя что-то новое.

Толстой создал в романе образы прекрасных женщин – это Марья Болконская и Наташа Ростова. Но так же интересны и светские дамы романа - это и Элен Курагина, и княгиня Друбецкая, и Анна Павловна Шерер. Судьбы всех этих женщин, их характеры и их поступки мне хотелось бы подробно проанализировать.

Матери – хранительницы семейного очага.

Марья Болконская.

Красота души придает прелесть

 даже невзрачному телу

Г. Лессинг

Марья - хранительница семейного очага. Прототипом княжны Марьи является, мать писателя, княгиня Мария Николаевна, по отцу – Волконская. Лев Николаевич рано потерял мать. Из преданий он вынес представление о ней как о женщине с весьма привлекательной внешностью. Не отличаясь красивой внешностью, Мария Николаевна обладала высокими духовными качествами. Она была умна, широко образованна для своего времени; прекрасно знала четыре европейских языка: французский, немецкий, английский и итальянский. И это нашло полное отражение в романе.

Княжна Марья живет в имении Лысые Горы со своим отцом. Отец Николай Андреевич, — человек не из приятных: часто груб, ругает княжну дурой, чрезмерно строг.  Но, несмотря на это, он по-своему любит свою дочь и желает ей добра. Старый князь Болконский стремится дать дочери серьезное образование, сам дает ей уроки.

Толстой не дает нам, читателям, точного описания Марьи. Для него важно не описание внешности, а красота ее души. Интересный момент - княжна Марья «всегда хорошела, когда плакала». Нам известно, что светским красавцам она казалась “дурною”. Себя она тоже считала некрасивой, когда видела в зеркале. Анатоля Курагина, сразу увидевшего красоту Наташи Ростовой, княжна Марья ничем не заинтересовала. Она не выходит в светское общество, потому что живет одиноко в деревне, смертельно боится строгого отца, но ни на кого не обижается.

Главные идеи о войне и мире высказывает в книге, как раз таки  княжна Марья. Она пишет в письме Жюли, что война — это знак того, что люди забыли Бога. Это в начале произведения, еще до страшных событий 1812 года. К этой же мысли придет после многих жестоких сражений, после тяжелых ранений ее брат, Андрей Болконский, —военный, который посмеивался над своей сестрой и называл ее «плаксой».

Княжна Марья не раз говорит своему брату, князю Андрею, что он когда - нибудь поймет выражение, “счастье прощать”. И он, повидавший много, переживший счастье и горе, знакомый со всеми великими идеями века, — поймет, что права была его сестра, которая проживает жизнь в захолустье и которая, боясь отца, разучивает сложные науки  и плачет над задачами по геометрии. Он находит в себе силы простить Анатоля и Наташу. Обратила ли княжна брата в свою веру? Сказать трудно. Князь Андрей и сам очень проницателен. Он предсказывает участь Наполеона, Сперанского, исход сражений и мирных договоров. А вот участь самого князя Андрея предсказала его сестра. Она знала, что он не погиб, и молилась за него, как за живого (чем и спасла, наверное). Она понимает, что дорога каждая минута и, не задумавшись, пошла в трудную дорогу  из Воронежа в Ярославль по лесам. И автор, всегда на ее стороне. Даже в сцене богучаровского бунта права она, никогда не управлявшая имением робкая княжна, а не мужики, предполагающие, что им лучше будет под властью Наполеона.

Можно сказать, что сама княжна чуть было не ошиблась в Анатоле. Но ошибка эта другого рода, чем ошибка Наташи. Наташей движут ее чувствства. Княжной Марьей движет Вера. Поэтому она не имеет права на ошибку. Она все принимает как испытание, которое посылает ей Бог. Что бы ни случилось, она будет нести свой крест. Наташа хочет быть счастливой. Княжна Марья хочет быть покорной Богу.

Марья Болконская очень умна, но она не выставляет свою «ученость» напоказ, поэтому с ней интересно и легко. Анатоль Курагин, как типичный представитель светского общества, не может, и не хочет разглядеть эту поистине редкой красоты душу. Он видит только невзрачную внешность, не замечая внутреннюю красоту.

Несмотря на то, что Марья и Наташа разные, они крепко сдружились в конце романа, хотя в начале романа их отношения не сложились. Наташа видела в ней препятствие, которое мешало их браку с князем Андреем. Марья же, видела в Наташе типичную представительницу светского общества, молодую, красивую, пользовавшуюся интересом у мужчин.

Их сближает страшное горе - смерть Андрея Болконского. Он много значил для них обеих, поэтому они испытывают схожие чувства у постели умирающего Андрея.

Союз Марьи и Николая – это счастливый союз. Марья создает в семье атмосферу тепла и уюта, одухотворенно действует на Николая, который ощущает возвышенность и высокую нравственность того мира, в котором живет его жена. На мой взгляд, не могло быть по-другому. Эта тихая и кроткая девушка, настоящий ангел, однозначно заслуживает всего того счастья, которым наградил ее Толстой в конце романа.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.