Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





II. Парень



II. Парень

Малец 7-9 лет, участвуя в массовых мужских забавах, таких как кулачный бой, в зачине кулачного боя, впервые попадает в мужское общество, с чего начинается путь его испытаний (инициации). Он вступает в период Парня.

Образ Парня – это ВОЛК, основная задача этого возрастного периода – приобретение, накопление ОПЫТА через ВРЕМЯ посредством пробы. Парень все испытывает, пробует на «зуб», ищет причинно следственные связи вещей в мире. Ему нужно отработать, опробовать: цепкость, хватку, дерзость для завершения начатого дела, чтобы в следующем возрасте – Мужика ему хватило этого с лихвой для настоящего дела и создания семьи. И традиция предлагала общественные институты, в которых среди сверстников и под руководством опытных наставников (Дядек), Парень проходил школу жизни, пробовал и со ВРЕМЕНЕМ набирался ОПЫТА.

Возрастные объединения этого периода назывались (например, на Севере России) БЕСЕДЫ, их могло быть в каждой деревне от 2 до 5, распространенный вариант - 3: младшая, средняя и старшая беседы.

Ребята младшей беседы учились борьбе, играли в прятки, участвовали в мужской игре всех возрастов – кулачном бое «стенка на стенку» где без всяких построений тузились с такими же ребятами из противной стенки (например, с другого конца деревни). На смену им в кулачный бой вступали подростки средней беседы (12-14 лет), которые имели уже своего вожака – атамана, парня из сверстников, они бились уже строем – линией. После того, как одна из стенок подростков под натиском противника отступала, им на помощь приходила стенка «выростков»- это ребята старшей беседы (17-19 лет), ходившие по деревне в женихах. Выростки могли участвовать на флангах заправского боя взрослых. Кулачные бои детей предваряли бой взрослых. Для боев характерна наглядная преемственность поколений Дед-Отец-Сын. Через традиционные праздничные рукопашные состязания (борьба, кулачные бои) Парень развивал не только физические качества, он приучался высокой самодисциплине, ответственности «Взялся за гуж не говори, что не дюж», «Боец к бойцу быть победному концу». Учился подчиняться - «Атаманское слово закон», узнавал значение иерархии «Атаманом артель крепка», силу коллектива - «Артелью города берут», «Один горюет, а артелью воюет», «Артели думой не владать», силу одного «Один в поле не воин» и в то же время - «Смелым Бог владеет», «Укрепиться человек – крепче камня, а ослабнет – слабее воды», «Всякое дело мастера боится», «За битого двух небитых дают»

Кулачные бои воспитывали и нравственность, бои называли «полюбовными», «по любви», «любок`а», участвовали в которых по охоте, т.е. своему желанию, по вольной воле. Правила и уговор строго регламентировали отношения во время состязаний. Например: правило «Не иметь сердца» запрещало выходить на бой ожесточенным или из-за личной мести. «Не иметь сердца» значит, что сердце (душевное состояние) должно находится в равновесии, что оно не распалено чувствами: злобой, жестокостью, ненавистью. На то же направлены правила: «Лежачего не бить», «Не иметь закладок», «Со спины не заходить». Запрещались увечные удары и способы ведения боя, которые приводили к умышленному травмированию соперника. Кулачные бои, борьба - существенная и необходимая часть мужского воспитания. Это воспитание происходило явно, открыто, на глазах у всех, что сопутствовало его успеху - «На бою не убьют, и без невесты не оставят». На бои приходили посмотреть празднично наряженные все жители деревни, а девушки здесь высматривали себе женихов.

В среде своего возрастного коллектива и под руководством Дядек, через обряды и обычаи, пословицы и поговорки, песни, сказки, былины и притчи устанавливались в Парне непреложные истины и понятия.

 ПОСТУПОК, -духовно, морально значимое действие. Каждый поступок это путь по лестнице, он либо поднимает человека на ступень к Свету, либо опускает его вниз – к Тьме и тогда говорят о падении - «душа падает».

В результате поступка, побуждаемый чувством идущим от сердца, минующим ум, познавал он естественный закон, заложенный в нас изначально, биологически – СОВЕСТЬ, ощущая его так же как холод или тепло, и ощущение это не нужно обосновывать, а, если человек подыскивает оправдание поступку вопреки чувству Совести, он творит Неправду. Голос ПРАВДЫ – ощущение Совести – от сердца. Голос КРИВДЫ – оправдание перед собой – от ума. Полярность мира, вечный бой Правды и Кривды, Добра и Зла подводили к необходимости ПОДВИГА – действия, вокруг которого строятся сюжеты сказок о Парне. Понятие о подвигезанимало особое место в традиции воспитания. ПОДВИГне просто шажок, но явный сдвиг, прыжок в сторону Света, приближающий к Богу. Смысл подвига – самоотречение, он хорошо укладывается в принцип «сам погибай, а товарища выручай». В этом порыве собственное «я» пропадает, уходит на второй план, соединяется в понятие «мы», «Родина», «друг», и полностью вытесняется понятием «мы». Единение таких вольных людей, идущих по пути подвижничества, представляло понятие КРУГ (Артель). Круг – это место, где каждый равен, но волен и по своей воле объединен:

«Уж вы сядемте, ребятушки, во единый круг,

Уж вы станемте думу думати» (из русской народной песни)

КРУГ - это сила товарищества («локтем к локтю»), мощь направленной совместной мысли, духовного устремления и физического приложения. Вероятно, именно здесь закладывалась база для такого понятия как СОБОРНОСТЬ.

Переводу в такое товарищество вольных, равных – Мужиков Парень готовился. Если старшие считали, что тот или иной парень созрел для перевода в ПАРТИЮ  (мужскую воинскую корпорацию), мужчины приходили на БЕСЕДУ юношей. «Остановившись перед выбранным бойцом, мужики набрасывали ему на шею вышитый рушник, затягивали его на шее, и взявшись за концы уводили парня из «беседы» ... Накидывание полотенца на шею петлей значило, что юноша повязан со своим родом и готов идти по пути отцов, и в следующий момент он уже идет по пути мужчины, из детства в зрелость, из «беседы» – в «партию». (Г. Базлов, стр. 19-20).

Период Парня самый яркий по активности, по освоению, познанию окружающего мира. Деятельность парня постоянно выходит за границы ( в Тридевятое царство) пространства общины – это ушкуйные походы, пребывания в лесу («мужские дома», пример: сказка «Спящая красавица», «Лесные братья»). В самой общине Парень участвует в праздниках, обрядах, где необходима удаль, озорство (например, святочное озорство молодежи). Подростки и юноши из того же удальства – озорства залезают в чужой сад за яблоками, хотя в своем саду их много. В этом - их возраст, они пробуют, учатся цепкости, хватке, в традиции это понимали и умели управлять этими устойчивыми познавательными интересами. Обучали и воспитывали Парня именно мужчины, «Дядьки» (например, Цесаревичей учили отставные солдаты). И только в современной педагогике появился термин «трудный возраст». Вот как на сегодня его характеризуют: «Период подъема энергии и активности подростков приносит немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свою силу, физическое и моральное превосходство, … отдельные подростки проявляют «ложный героизм»: тайком уходят из дому и устраивают «партизанские лагеря» в лесу, организуют самовольные «путешествия» в другие города и т.д. Указанные «срывы» в поведении как раз и говорят о недостаточном умении (подростков – А.К.) серьезно подходить к обдумыванию своих действий и поступков… (И.Ф. Харламов, с. 109-110).

По нашему мнению это говорит о возможном непонимании психофизиологических процессов, происходящих в организме подростка, незнании опыта воспитания, накопленного народной культурой, нежелании и неимении возможности создать среду для такого воспитания, ошибочности мнения, что подростка, Парня может воспитывать женщина – педагог, а также о не владении средствами и методами, необходимыми для такого воспитания, такими, например, как: слово, игра, сказка, песня, поговорка, прибаутка, и тд.

 

III. Мужик.

Долго не женатый Парень вызывал сожаление и даже некоторое презрение в общине, поэтому логическим завершением периода Парня, его высокой социальной активности является женитьба, вот и в сказке после всех подвигов сюжет заканчивается свадьбой героя.

Во время многодневного спектакля – свадьбы, Парень прощается с миром юношества, перерождается (как и при инициации) и вступает в мир зрелости мужем, хозяином.

Только с этого времени он равноправный член общины и «партии» (мужской воинской корпорации) и, если Парень по сказке - ВОЛК и ему свойственен коллектив – стая, то Мужик это - МЕДВЕДЬ, это хозяин леса и семьи (см. сказку «Маша и Медведь»), он один, а за его спиной его семья, и он за них в ответе. Поэтому говорят про такого, что он остепенился, заматерел.

Мужик характеризуется СИЛОЙ и УПОРСТВОМ, которые он еще как парень приобрел через ОПЫТ и ВРЕМЯ, время Мужика это время настоящего Дела. Собственно с этого момента можно сказать, что воспитание его заканчивается, он сам уже начинает воспитывать. Кроме того, как Отец, он имеет свойство рожать детей (см. Ветхий завет) и по плоти и духовно (так в сказке, например: «у отца было 3 сына…»). Поведение же самого мужика в общине регулируется устоявшимися нормами, в спорных случаях - на мирских сходах, собраниях. Община («мир») имела огромную силу и значение для Мужика, самым серьезным наказанием для члена общины было изгнание, тогда он становился изгоем, человеком, оторванным от корней и лишенным помощи Рода.

Мужик, у которого появились внуки, но он еще мог иметь детей, становился Дедом. Перейдя границу детородного возраста мужик становился Стариком.

 

IV. Старик.

Физические силы покидают человека, а духовный мир, со временем только растет. Старик – это кладезь опыта, мудрости, к нему после дела (Мужик), приходит заслуженное признание. В следствии этого - почтение стариков, и как результат духовный институт старчества, основа любой духовно развитой культуры.

 

Именно последовательное и поступательное воспитание мужчины заложено в представленной нами схеме возрастных периодов. Такое воспитание соответствует психосоциальным и духовным потребностям означенных возрастов, и представляется нами закономерным и естественным воспитанием. А именно: человек (мужчина) сначала растет, потом, укрепляясь, пробует, набирается со ВРЕМЕНЕМ ОПЫТА и СИЛ, затем делает дело, и только потом получает за это признание. Схема представляется нам актуальной и современной. Она открывает некоторые вопросы. Например, может ли мальчик не окрепнув пробовать что-то делать, а подросток, парень, не попробовав, - делать на бело, или, можно ли только попробовав дело, сразу получить признание и как все это отразится на физическом, психическом, душевном состоянии человека и окружающих его.

В связи с этим мы считаем, что традиционное воспитание мужчины требует пристального внимания и изучения и является необходимой почвой и источником для современных исследователей и воспитателей.

 

Список использованной литературы:

 

1. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки, Спб. – 1996

2. Харламов И.Ф. Педагогика, М. – 1990

3. Базлов Г.Н. Утаман снял серу шапку // Русский стиль, 1992 №1, с. 19-26

4. Материалы В.В. Николина д.ф.н г.Екатеринбург

5. Экспедиционные мат-лы автора.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.