|
||||
Возрастное воспитание мужчины в русской традиционной культуре.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Возрастное воспитание мужчины в русской традиционной культуре. Воспитанием юношей у нас в основном занимаются женщины. Так было не всегда. Нашему обществу сейчас необходимо чтобы больше мужчин – педагогов участвовали в воспитании мальчиков, и это носило бы системный характер. Важное значение имеет физическое воспитание юношей, но без духовной подготовки мы видим, как крепкие спортивные ребята пополняют криминальные ряды. Телевидением разрекламированы восточные боевые искусства, как система воспитания и мировоззрения, отечественный же опыт воинской и духовной культуры остается без внимания. Он был то под запретом, то замалчивался Однако в отечественной культуре была разработанная система воспитания через образы, посредством пословиц и поговорок, сказок, былин, притч. Особое внимание и интерес вызывает воспитание мужчины и социальные институты, направленные на это, а также роль мужчины воспитателя. Воспитание мужчины в традиционной культуре и является темой данной работы. В поисках идеальной модели для раскрытия системы возрастного воспитания мужчины обратимся к устному народному творчеству, в частности к волшебной сказке, сказкам о животных. Слова сказки «Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок» подсказывают нам правильность нашего выбора. Тем более, замечательно то, что сказка урок добрым молодцам, а не красным девицам. Четыре крупных возрастных периода предлагает нам сказка:
1. Первый возраст от рождения до начала обрядов связанных с инициацией – Дитя; 2. Возраст от инициации до создания семьи – Парень; 3. Третий возраст, включающий в себя весь детородный период после женитьбы – Мужик; 4. И последний период до смерти – Старик. Вводя терминологическую цепочку «Дитя – Парень – Мужик – Старик», мы имеем в виду проявления не конкретного возраста, а мифологические функции жизненного цикла мужчины. Каждый возраст имеет свое жизненное пространство, в котором он большее время находится и на которое ориентирован.
Так пространство Дитя - ДОМ также, как и у Старика, активная социальная деятельность которого уменьшается до пространства дома, откуда он и начал свой путь как Дитя. В пространстве дома действует самый первый институт воспитания традиции: СЕМЬЯ. Следующее пространство, обнимающее и охраняющее ДОМ – ПОЛЕ (включая СЕЛО – УСАДЬБА), это - место Мужика. Здесь действует основной общественный институт - ОБЩИНА – МИР, который решает основные проблемы общества, в том числе и воспитание равных (Мужик) на мирских сходах (собраниях). Ядром же общины, его боевой структурой являлась мужская воинская корпорация – Партия. Парень самый активный возраст по познанию окружающего мира, его пространство включает ДОМ-УСАДЬБУ-ПОЛЕ-ЛЕС. Основное же место действия Парня в сказке это – ЛЕС (Тридевятое царство – чужие края). Несколько раз, начиная с мальчика до жениха, он переходит из одного возрастного объединения (БЕСЕДЫ) в другое, проходя через испытания (инициации). Эти возрастные объединения и взрослые наставники (Дядьки) воспитывают его, развивают необходимые качества и отслеживают уровень готовности для перевода в следующую возрастную группу или в мужскую корпорацию – ПАРТИЮ. Теперь более подробно рассмотрим каждый возрастной период.
|
||||
|