Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Курганы. Легенды. Сицкари. Заключение



2. Курганы

Тем, кто смеет утверждать, что битвы не было, хочу посоветовать самим приехать в эти места. Следы кровавой битвы курганами остались на ситских берегах (Приложение 12).

Курган – это земляная насыпь, на месте где находится захоронение – могила одного или нескольких человек. Курганы встречаются по всему течению реки, очень часто. Даже на берегу, рядом с нашей деревней, где мы часто купаемся, возвышается одинокий курган.

Ученый Леонид Павлович Сабонеев – один из первых исследователей курганов на Сити (Приложение 12), доказал, что большинство курганов – это захоронения русских воинов, причастных к битве с монголо-татарами. 

Еще с 19 века курганы постоянно привлекают внимание бесчисленных кладоискателей и археологов-любителей, которые уничтожили множество исторических свидетельств Ситской битвы. Крестьянские сохи и плуги тоже снесли немало древних могил. Однако кости и остатки оружия до сих пор встречаются в полях, вымываются водой, а в старину это случалось гораздо чаще.

Множество русского народа погибло на реке Сить. Места здесь в те времена были густо населены, и почти все села и деревни были выжжены и разорены дотла. Большинство так и не восстановили. И даже их названия теперь не известны, но только местные жители частенько указывают на безлюдные места, называя их то городком, то городищем.

 

 

3. Легенды

В роли свидетеля Ситской битвы так же выступает и народная память. До сих пор из поколения в поколения передаются легенды и предания о павших на поле брани доблестных воинах-защитниках:

 

 Легенда первая – Прощеный ручей

Одним из самых почитаемых мест на побережье реки Сить является природный источник с тревожащим душу названием – Прощеный ручей (Приложение 13). Уже никто и не помнит, когда здесь забил источник с целебной, живительной водой, но историй и преданий множество.

Источник расположен на так называемом в народе Княгинином холме. По легенде, относящейся ко временам Ситской битвы, сюда приходила княгиня Мария сначала прощаться со своим мужем, князем Василько Ростовским, провожая его на бой, а затем на сем месте и оплакивала своего мужа, пленённого и погибшего от рук татар. И от её слёз здесь забил ключ с чистой и целебной водой, не замерзающий даже в самый лютый мороз. Отсюда и название — Прощёный ручей.

Другая не менее красивая легенда гласит, что здесь когда-то на вершине холма стоял монастырь. И вот при осаде монастыря татаро-монголами весь монастырский комплекс ушёл под землю, чтобы не достаться на разграбление и поругание поганым иноверцам. С тех пор якобы и забил из холма этот целебный источник! Так это было или нет, точно сейчас никто не скажет, только вверх по ручью непролазная топь, в которой, говорят, и скрылся монастырь. А еще выше – чистое сухое поле, ничем не напоминающее об источнике.

Там, где восемь веков назад рекой лилась кровь и не умолкал топот вооружённой конницы, теперь царит удивительная тишина и покой. Время здесь будто замирает, особенно это ощущение охватывает у родника.

И уж совсем недавно, может лет сто тому назад, жил на этом месте, в пещере, вырытой в берегу, монах-отшельник. Местные жители почитали его. А он молился за крестьян, что кормили его и дела у них шли хорошо.

Много рассказывают, как излечивает вода из ручья даже серьезные болезни. Водой обрызгивают домашних животных, чтоб уберечь от сглаза, освящают жилища. Отовсюду едут к святому источнику люди, чтоб набрать целебной воды, окунуться в святой купели.

 

 Легенда вторая – Плотища

Под деревней Игнатово на реке Сить место есть. Там рати на смерть стояли. Татар много было. Оттеснили они русских воинов с берега на лед реки, и там сражались крепко. Лед не выдержал такой тяжести – проломился. Убитых и утонувших было так много, что образовалась плотина, и река из берегов вышла. Это место стало называться «плотища» (Приложение 14).

 

 Легенда третья – Иван Святой

Некогда была в здешних местах маленькая церквушка. Правил в ней службы священник Иван. Пришли сюда татары и потребовали от него, чтоб он вышел к ним и молился за них. Иван ответил отказом. Не вышел он из церкви даже тогда, когда татары подожгли ее. Сгорел Иван. В память об этом событии и назвали деревню Иван Святой (Приложение 14).

 

 Легенда четвертая – О речке Латыгоре

Легенда гласит. Сражался Великий князь Георгий Всеволодович со злыми татарами, да полег в битве той от руки неприятельской. Опознали его обезглавленного после сечи только по латам княжеским. И случилось сие на берегах речки, что Сить питает в низовьях ее. С тех пор называют ту речку Латыгора, то есть латы Егора (Георгия) (Приложение 15).

 

 Легенда пятая – Вещий сон

Недалеко от села Покровского, в одной из деревень, может быть и в моей деревне Овинчищи, жила одна женщина. Приснился ей сон: явилась Божья Матерь и сказала: «Иди на берег Сити к спуску у ручья, найди меня, в грязи я». Женщина послушалась вещего сна и по утру пошла к Сити. Действительно, в ручье у берега лежала икона божьей матери. Женщина отмыла ее и принесла домой. Икона засияла чудным светом. Многие сельчане приходили к ней молиться. Где эта икона сейчас, никто уже не помнит.

 

 Предания о кладах

Рассказов о кладах здесь множество. Все они сопровождаются общим поверьем, что клады охраняются злой нечистой силой. Говорят, что кто клад находил и пытался достать, едва живые приходи домой. Есть поверье о большом разбойничьем кладе, что зарыт в болотистой местности в верховьях Сети. Рассказывают про множество кладов зарытых жителями, во времена нашествия монголо-татар. Есть гипотеза, что в одном из подземных тайников до сих пор храниться казана, привезенная и спрятанная Великим князем Владимирским на месте уничтоженного града Китежа на территории нынешней Божонки. Так оно или нет, точно никто не знает, но кладоискатели частенько приезжают в наши места.

 

 

4. Сицкари

Вторая тайна Сити – Сицкари.

    Сотни лет отмечалось, что по берегам реки Сить обитает особая народность, весьма отличная от коренных русечей, хорошо осознающая свою особенность и живущая своим особенным миром и любопытным укладом.

    Различия заметны были в говоре, внешности, характере, поверьях, роде занятий. Говор сицкарей певучий с частыми звуками «з» и «ц» вместо «т» (например, «дзядя» вместо «дядя», «дзеревня» вместо «деревня», «Сцепан» вместо «Степан»). А звук «ц» они часто заменяли на «ч» (например, «курича» вместо «курица»).

По внешним признакам сицкарей описывали как невысоких, со светлыми рыжеватыми волосами, коренастых, походка с развалкой. Спешки сицкари не любили. Им была свойственна медлительность в движениях похожая на сонливость. Характер у сицкарей был настойчивый, терпеливый и очень трудолюбивый (Приложение 16).

Предприимчивой жилки в сицкарях не было. Поэтому не встречались они ни в торговле, ни в чиновниках, ни в приказчиках. Но охотно соглашались на тяжелые работы, многие были сильными и выносливыми.

Сицкари слыли отличными плотниками и славными корабелами. Их поселения стояли ближе к реке, а села и деревни коренных русечей на большом удалении от нее, в глубине лесов и полей.

В 19 веке часто раздавались призывы выяснить происхождение сицкарей, пока еще не поздно изучить их быт, язык, устное творчество. Но некому было это сделать, и незаметно год за годом утратилась их самобытность. До настоящего времени дошли дома и деревянная утварь, выполненная руками сицкарей (Приложение 17).

Мой дед рассказывал, что мой прапрадед Семен был замечательный столяр. Уехав в Санкт-Петербург, он основал там фабрику по производству мебели и сильно разбогател. Но революция и голод заставили его семью вернуться назад в деревню. В нашем деревенском доме сохранилось много мебели, которую делал мой прапрадед. А еще она встречается и в других домах и даже в церквях Брейтовского района (Приложение 18). Мой прадед Александр всю жизнь ставил срубы: избы, бани, овины и сараи для сена, очень часто в одиночку. И научил этому сына - моего дедушку Борю.

Мой еще более дальний родственник прапрапрадед Степан был очень сильным человеком. О его не дюжей силе ходили легенды. По славам деда Степан в одиночку поднял язык от здоровенного колокола на колокольню в селе Сить-Покровское, что находится в одном километре от нашей деревни. Село Сить - Покровское - считается центром Ситского края (Приложение 19). Там насчитывалось больше всего представителей этой народности.

Мама говорит, что она коренная сицкарка, так как моя бабушка и дедушка родом оба из деревень вблизи села Сить - Покровское, расположенных по обоим берегам реки Сить (Приложение 20). Таким образом, я значит тоже один из немногочисленных представителей исчезающей народности.

Заключение

Невелика река Сить, но многих она привлекает. Ежегодно отправляются туда экспедиции, чтобы разгадать ее тайны, найти вещественные доказательства битвы, разыскать коренных сицкарей. Но время плотно закрыло занавес над прошлым. И только народная память, легенды и предания, передаваемые из поколения в поколение, из уст в уста донесли до нас некоторые его отголоски.

Родина моих родителей – это и моя Родина тоже. Каждое лето я провожу в деревне и очень люблю эти места: и леса и поля и речку. Но только сейчас я по-настоящему понял, что значит любить Родину – это значит дорожить прошлым, уважать и знать свою историю, оберегать родные места, защищать от врагов и захватчиков, до последней капли крови, как делали мои предки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.