Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Симона де Бовуар 74 страница



 

Женщина отнюдь не является игрушкой в руках загадочной судьбы; оценка присущих ей особенностей зависит от того значения, которое им приписывается. Если смотреть на них, исходя из новых перспектив, эти особенности могут подвергнуться переоценке. Как мы уже знаем, в эротической жизни женщина испытывает зависимость от мужчины, которая зачастую бывает ей ненавистна. Однако это не означает, что из-за своей физиологии женщина обречена вечно жить на коленях. Мужская агрессивность выглядит как величайшее достоинство лишь в обществе, целиком и полностью нацеленном на утверждение мужского превосходства. В этих условиях женщина проявляет абсолютную пассивность только потому, что изначально считает себя обязанной быть пассивной. Многие современные женщины, хотя и борются за свое человеческое достоинство, воспринимают эротическую жизнь как рабство. Именно поэтому им кажется унизительным лежать под мужчиной, ощущать в себе его половой член, от этого они становятся фригидными.

 

 

 

 

 

Однако если бы реальность была иной, то и символический смысл любовных жестов и поз воспринимался бы иначе. Так, женщина, которая платит любовнику, которая чувствует себя выше его, может гордиться своей полной пассивностью и считать, что она его порабощает, поскольку силы приходится тратить только ему. Кроме того, уже сегодня существует немало пар, где сексуальные отношения партнеров равноправны. У таких пар на смену понятиям победы и поражения приходит понятие взаимного обмена. В самом деле, мужчина так же, как женщина, может становиться пассивной плотью, которой играют гормоны и родовой инстинкт, заложником смутного желания. В свою очередь охваченная плотской страстью женщина, так же как мужчина, добровольно и активно дарит свое тело партнеру. Каждый из них по-своему переживает странную неоднозначность существования, явленного их телами. Если в этих схватках каждый видит в другом своего противника, то на деле оба борются против себя, проецируя на партнера ту часть себя, которую он стремится отринуть. Вместо того чтобы преодолеть противоречивость ситуации, каждый стремится выйти из нее за счет другого, обвиняя его во всех низостях и приписывая себе благородство. А ведь если бы оба они с трезвой скромностью, той, что выражает подлинное достоинство, признали равную ответственность за их отношения и увидели в другом себе подобного, то смогли бы пережить Драму эротических отношений как истинные друзья. Сам факт бытия в качестве человеческого существа значим гораздо более, чем все особенности, отличающие одного человека от другого. Превосходство не может быть данным раз и навсегда. То, что древние называли «добродетелью», определяется на том уровне, «который зависит от нас». Два начала борются в представителях обоих полов: плотское и духовное, конечное и трансцендентное. И мужчины и женщины подвержены влиянию времени, их подстерегает смерть, они имеют ту же глубокую потребность друг в друге. Благодаря свободе и те и другие могут обрести истинное величие, и если они сумеют правильно ею воспользоваться, то надуманные преимущества каждого из полов рассыплются в прах и, возможно, между мужчинами и женщинами возникнет подлинное братство.

 

Мне могут возразить, что все эти рассуждения утопичны, поскольку, чтобы «переделать женщину», обществу необходимо поставить ее в реально равные условия с мужчиной, сделать ее равной мужчине; что же, консерваторы никогда не упускали случая подчеркнуть, что это вопрос из числа тех, что вращаются по замкнутому кругу. К счастью, история не движется по кругу. Бесспорно, если одну часть общества держать в униженном состоянии, она и будет униженной, неполноценной. Однако свобода способна разомкнуть этот порочный круг; предоставьте неграм право голосовать, и они станут достойны этого права; позвольте женщинам нести ответственность за жизнь в обществе, и они справятся с этим; но дело в том, что совершенно напрасно ждать от угнетателей добровольной щедрости, великодушия. Между тем бунт притесненных, а также перемены внутри привилегированной касты создают новую ситуацию. Пришлось ведь мужчинам в собственных интересах частично раскрепостить, эмансипировать женщину: женщинам нужно лишь продолжать свое восхождение, этому будут способствовать достигнутые успехи; почти очевидно, что через какое-то время они добьются подлинного экономического и социального равенства, а за этим последует и их внутреннее преображение.

 

 

 

 

 

Предвижу и здесь возражения, иные скажут — да, такой мир возможен, но желателен ли он? Стоит женщине стать «такой же», как мужчина, жизнь тотчас потеряет «свою прелесть», «свою пикантность». Нет ничего нового в подобных высказываниях: те, кто заинтересован в увековечении настоящего, всегда проливают слезы по восхитительному прошлому, готовому вот-вот исчезнуть, даже не одарив улыбкой нарождающееся будущее. В самом деле, с уничтожением рабства исчезли огромные плантации, покрытые великолепными азалиями и камелиями, была повержена, уничтожена тонкая культура южан; старые кружева оказались на чердаках, оставшись в прошлом, уйдя в небытие, как чистый тембр певцов знаменитой Сикстинской капеллы, а вот теперь и «женский шарм» грозит исчезнуть, оказаться утраченным, обратиться в прах. Не могу не согласиться с тем, что только дикари, варвары не в состоянии оценить редкий цветок, дивные кружева, кристально чистое пение евнухов Сикстинской капеллы, очарование женщины, ее особый шарм. Когда женщина предстает во всей своей красоте, во всем своем великолепии, она прелестна, ее называют «очаровательной»; «очаровательная женщина» — куда более волнующая, чем «дурацкие картины, ее изображающие, украшающие интерьер, полотна с изображением бродячих акробатов, расписные вывески, рисунки и картины непрофессионалов», так потрясавшие Рембо; лукавая, владеющая всеми современными хитростями, вооруженная новейшими достижениями науки нравиться, она явилась из глубины веков, из Фив, Миноса, Чичен-Ицы; она же — культ, тотем центральных областей африканского пространства; ее можно сравнить с вертолетом и с птицей; и главное чудо: под крашеными волосами в ее головке шелест листвы обращается в мысли, а из груди вылетают слова. Ошеломленные мужчины тянутся жадными руками к чуду; но стоит овладеть им, как чудо исчезает, рассеивается; и супруга, и любовница говорят, как все, обыкновенно, ртом: слова их стоят ровно столько, сколько они стоят; грудь, кстати, тоже. Столь мимолетное чудо — и такое редкое, — заслуживает ли оно того, чтобы увековечить ту ситуацию, что искажает жизнь каждого из полов? Можно ценить красоту цветов, очарование, прелесть женщины, но оценивать их по их стоимости; и если эти сокровища оплачиваются кровью или несчастной судьбой, нужно суметь ими пожертвовать.

 

Главное препятствие тому — мужчины, считающие подобную жертву чрезмерной; среди них немногие хотят в глубине души, чтобы женщина реализовала все заложенные в ней возможности. Те, что относятся к ней с презрением, не видят от этого собственной выгоды, а те, что нежно любят ее, слишком хорошо понимают, что они в таком случае теряют. И в самом деле, современное развитие угрожает не только женскому шарму: начиная существовать для себя, женщина отказывается быть дублером и посредником между миром и мужчиной, за что ей и предоставлялось особое место в мужской вселенной. Для мужчины, зажатого между молчанием природы и требовательным присутствием других свобод, женщина — подлинное сокровище; с одной стороны, она — его подобие, с другой — пассивная вещь. Тот облик, в каком он воспринимает свою подругу, может быть плодом его воображения; но опыт, источником которого она является, тем не менее реален, и для мужчины нет ничего более ценного, интимного, жгучего, чем он. Зависимость, более низкое положение в обществе, несчастья женской доли создают особый женский характер, этого нельзя отрицать. Бесспорно, в новом завтрашнем мире будут утрачены условия для иных любовных,

 

 

 

сексуальных приключений, но это не значит, что из жизни людей будут изгнаны любовь, счастье, поэзия, мечта. Отнесемся бережно к нашему будущему и не дадим воображению обеднить его; если оно нам покажется опустошенным, виной тому — скудость нашей фантазии; оно для нас всегда лишь некая абстракция, и каждый оплакивает втайне отсутствие себя в нем. Между тем человечество будет жить в завтрашнем дне в своей плоти и со своей свободой, для него это будет его настоящее, и оно предпочтет это настоящее как осуществленную реальность. Между полами возникнут новые взаимоотношения, физические и эмоциональные, о которых, возможно, мы еще и не имеем понятия: уже теперь между мужчиной и женщиной появляются дружеские связи, соперничество, сообщничество, товарищеские отношения, целомудренные или сексуальные, которых минувшие века не могли бы вообразить. Кроме того, самым спорным и сомнительным мне представляется утверждение, что будущему уготовано однообразие, следовательно, скука. Прежде всего, я не считаю, что в современном мире отсутствует скука, как не считаю, что свобода влечет за собой однообразие. Между мужчиной и женщиной всегда сохранится определенное различие, у каждого из них свои эротические свойства, свой сексуальный мир; женщина навсегда сохранит свои особые качества, свойственные только ей чувствительность, чувственность: ее отношение к себе,· к своему телу, к телу мужчины, к ребенку никогда не будет идентично отношению мужчины к себе, к своему телу, к телу женщины, к ребенку. Тем, кто так много говорит о «равенстве в различии», не подобает оспаривать тезис о наличии различий в равенстве. С другой стороны, монотонность, однообразие создают определенные институты: молодые и красивые рабыни гарема в объятиях султана становятся одинаковыми; христианство придало эротике вкус греха и порочной фантазии, одарив душой самку мужчины. Верните женщине ее особую суверенность, любовные объятия от этого не проиграют в патетике. Нелепо утверждать, что реальное равенство мужчины и женщины может привести к исчезновению пороков, оргий, любовного экстаза и страстей. Противоречия между плотью и духом, преходящим и вечным, опьянением имманентности и зовом трансцендентности, остротой удовольствия и пустотой забвения не исчезнут никогда. Волнение, страдание, радость, провал и триумф всегда будут находить воплощение в сексуальных отношениях. Освободить женщину — значит отказаться ограничивать ее лишь отношениями с мужчиной, но это не значит отрицать сами эти отношения. Существуя для себя, она будет тем самым существовать и для мужчины. Каждый из них, видя в другом независимого субъекта, останется для него Другим. Взаимодополняемость в их отношениях не уничтожит того чуда, которое порождается делением человеческих существ на два пола, не уничтожит желания, обладания, любви, грез, любовных приключений. Сохранят свой полный смысл и волнующие нас понятия: давать, побеждать, соединяться. Напротив, только тогда, когда будет покончено с рабским состоянием половины человечества, когда разрушится основанная на нем система лицемерия, деление человечества на два пола обретет свое подлинное значение, а человеческая пара — свой истинный облик.

 

«Прямым, естественным, необходимым отношением человека к человеку является отношение мужчины к женщине, — сказал Маркс. — Из характера этого отношения становится ясным, до какой степени мужчина воспринимает самого себя как представителя рода, как человека; отношение мужчины к женщине — это самое естественное отно-

 

 

 

 

 

шение одного человеческого существа к другому человеческому существу. Здесь проявляется, до какой степени естественное поведение мужчины стало человеческим, иначе говоря, до какой степени проявления человеческого существа стали его естественной сущностью, до какой степени его человеческая природа стала его собственной, естественной природой» .

 

Прекрасно сказано. Именно в существующем мире человеку надлежит добиться торжества царства свободы; и чтобы одержать эту высшую победу, в числе прочего мужчине и женщине необходимо возвыситься над своими естественными различиями и заключить между собой подлинно братский союз.

 

1 Выделено Марксом.

 

 

 

 

 

 

 

К оглавлению

 

К тексту

 

Комментарии

 

Взявшись за нелегкий труд прокомментировать знаменитую книгу Си-моны де Бовуар, автор столкнулась с неожиданным обстоятельством. Оказалось, что ни одно из изданий на европейских языках не содержит комментариев. Сама же монография не снабжена списком научных и литературных источников. К тому же некоторые упомянутые там произведения (зачастую без фамилии автора) оказались труднодоступными, особенно это относится к периодике 40-х годов. В тексте часто упоминаются фамилии авторов без инициалов, что затрудняло их атрибуцию, когда это касалось малоизвестных лиц. Особую сложность представляли имена женщин, многие из которых удостоены лишь пары строк в многотомных энциклопедиях, да и то если они являлись женами или дочерьми видных исторических деятелей-мужчин. Это обстоятельство подтверждает мнение, что история человечества является скорее историей мужчин. Американские феминистки остроумно заметили по этому поводу, что английский вариант слова «история» — HISTORY — имеет смысл — ЕГО ИСТОРИЯ, и предложили начать писать HERSTORY, то есть ЕЕ ИСТОРИЯ. Наконец, текст оказался не свободным от явных описок в отдельных случаях, что объясняется желанием автора скорее выпустить книгу в свет.

 

И вот с запозданием более чем на полвека по сравнению с Западом книга появляется в нашей стране, и читатели, а скорее читательницы, смогут наконец ознакомиться с этим фундаментальным трудом о Женщине.

 

Том 1

 

26 Паркер Дороти (наст. фам. Ротшильд) (1893—1967) — американская писательница, ее стихи и новеллы сатирически описывают буржуазный быт, обличают лицемерие, пошлость, эгоизм и корыстность.

 

27 Кинси Альфред Шарль (1894—1956) — американский зоолог, изучал проблему сексуальности, в 1947 г. основал институт по исследованию полов при Индийском университете.

 

28 Боссюэ Жак Бенинь (1627—1704) — французский писатель, священник, страстный проповедник и защитник ортодоксальной церкви от протестантизма.

 

Мишле Жюль (1798—1874) — один из крупнейших французских историков либерально-демократического направления, главные труды:

 

«История Франции», «История Французской революции». Бенда Жюльен (1867—1956) — французский философ и писатель, особую известность приобрел, выступая против продажи интеллекта на службу политике, что расценивал как моральную измену. Левияас Эммануэль (1905—1995) — французский философ феномено-логическо-экзистенциалистского направления, в центре его внимания философские проблемы общения.

 

29 Гране Марсель (1884—1940) — французский китаевед.

 

 

 

Дюмезиль Жорж (1898—1986) — французский историк, специалист по сравнительному изучению мифологии и социальной организации индоевропейских народов.

 

Варуна — в ведической религии бог неба и водной стихии. Леди-Опрос Клод (род. 1908) — французский этнограф и социолог, введший структурализм в этнологическую интерпретацию и анализ мифов.

 

30 Потлач — праздник у индейцев северной части Тихоокеанского побережья Северной Америки, сопровождаемый пиром и раздачей подарков приглашенным.

 

34 Меяг Жан де (наст. имя Жан Клонипель) — французский писатель средневековья; его главным произведением была вторая часть знаменитого «Романа о Розе», посвященного в числе прочего трактовке отношений между мужчиной и женщиной, назначению каждого из полов.

 

Мидль Джон Стюарт (1806—1873) — английский философ-позитивист, экономист и общественный деятель; автор одной из самых известных книг в защиту феминизма «Подчиненность женщины».

 

35 Джимкроуизм — система дискриминационных расистских мероприятий и традиций в отношении негритянского населения США. Джим Кроу — депутат конгресса, вскоре после освобождения негров выступивший с требованием изоляции негров в законодательном порядке. По другой версии, джимкроуизм восходит к популярной негритянской песне, которая была записана актером и певцом Томасом Райсом в 1828 г. Песня эта пелась от имени ее лирического героя — негра Джи-ма Кроу.

 

36 ?????? Клод (род. 1914) — французский литературовед, писатель, доктор юридических наук. 38 Эпименид — легендарный древнегреческий поэт и жрец, последний из

 

семи греческих мудрецов.

 

44 Мерло-Пошли Морис (1908—1961) — французский философ, один из основателей школы французского экзистенциализма.

 

45 Гарвей Уильям (1578—1657) — английский врач, физиолог и эмбриолог. Грааф Ренье де (1641—1673) — голландский анатом и физиолог, исследователь органов размножения у животных и человека.

 

46 5аер .Кард Эрнст фон (1792—1876) — германский биолог, автор теории архетипов.

 

50 Фуйе Альфред Жюль Эмиль (1838—1912) — французский философ.

 

72 Дольоъе Роланд (1893—?) — французский психоаналитик, работал с З.Фрейдом, выпустил книгу воспоминаний о нем. Лоуренс Дейвид Герберт (1885—1930) — английский романист; при жизни его главный роман «Любовник леди Чаттерлей» был осужден за эротичность и запрещен к продаже; реабилитирован лишь в 1960 г.

 

76 Адлер Альфред (1870—1937) — австрийский врач и психолог, создатель индивидуальной психологии, один из первых последователей З.Фрей-да, позднее основал свою собственную школу.

 

78 Башлар Гостом (1884—1962) — французский философ, положивший начало неорационализму.

 

79 Мана — в верованиях народов Меланезии и Полинезии сверхъестественная сила, носителями которой якобы могут быть отдельные люди, животные, различные предметы, а также духи.

 

81 Штекель Вильгельм (1868—1940) — австрийский медик и психоаналитик, работавший по системе Фрейда в области сексологии.

 

83 Дональдсон Джон Уильям (1811—1861) — английский философ и критик Библии.

 

86 Бебель Август (1840—1913) — деятель германского и международного рабочего движения, выдвинувший тезис об общности интересов пролетариата и женщин, его главный труд «Женщина и социализм» стал классикой феминистской литературы.

 

 

 

94 Бахоффен Иоганн Якоб (1815—1887) — выдающийся швейцарский историк и юрист, автор работы «Материнское право». 99 Фрэзер Джеймс Джордж (1854—1941) — английский этнограф, историк

 

религии, антрополог.

 

100 Кибела {лат. Magna mater) — богиня фригийского происхождения, Великая мать, богиня материнской силы, а также плодородия.

 

101 Ригведа — «Книга гимнов», собрание религиозных гимнов, возникших среди арийских племен в эпоху их переселения в Индию; первый из известных памятников индийской литературы.

 

111 Ману — в индийской мифологии прародитель людей; ему приписывают создание авторитетного кодекса законов индуизма — «Манавадхарма-шастры» (законов Ману).

 

117 Птолемей Филопатер (221—201 до н.э.) — правитель греко-македонской династии в Египте, при котором началось падение Египта.

 

119 Милитта — «владычица», ассирийская богиня, упоминавшаяся Геродо-том; является богиней плодородия, до некоторой степени напоминает греческую Афродиту.

 

Приап — в античной мифологии фаллическое божество производительных сил природы (изначально собственно фаллос); матерью его была либо одна из нимф, либо Афродита; в римскую эпоху его культ достигает наивысшего расцвета.

 

122 Тарквиний Луции, прозванный Гордым (634—510 до н.э.) — последний, 7-й царь-тиран Древнего Рима.

 

Гаи (II в.) — римский юрист, сторонник абсолютной власти императора. Заходы XII таблиц — собрание зафиксированных норм обычного римского права V в. до н.э., в том числе гражданского, семейного, уголовного; законы были несовершенны, в ряде случаев допускался самосуд, а за неуплату долгов или лжесвидетельство назначались суровые меры; однако это был первый свод законов, принятый под давлением плебеев в 494 г. до н.э. и оказавший огромное влияние на все последующие правовые системы.

 

123 Кориолан Гней Марций (V в. до н.э.) — по древнегреческой легенде патриций и полководец.

 

Луцинии Красе Л. (141—91 до н.э.) — римский консул, государственный деятель и превосходный оратор, знаток права, образец для Цицерона.

 

124 Веллеевы рекомендации сената (по имени члена сената, их автора) появились в 46 г. и запрещали женщинам вступать в отношения поруки или займа; подобное действие имело силу гражданского права, однако высшее судебное лицо (претор) могло отказать кредитору в иске против женщины или своей властью добавить к иску в ходе процесса исключение (эксепцию); последнее защищало женщину, которая обязывалась или поручалась за другого вопреки Веллееву запрету. Аврелии Марк (121—180) — римский император, опирался на сенаторское сословие, упорядочил законодательство, был последователем стоической школы.

 

Закон Олпия — закон против роскоши и чрезмерных расходов, принятый в Риме во время второй Пунической войны в 215 г. до н.э., предназначен был ограничить чрезмерную роскошь женщин; запрещал владеть более чем одной полуунцией (около 30 г) золота, носить разноцветные платья, ездить в экипажах по Риму без внесения пожертвований на общественные нужды; в 195 г. женщины устроили манифестацию с требованием отменить этот закон; речь Катона в защиту закона не возымела действия, и трибуну Валерию удалось выиграть дело.

 

125 Плотина (70—129) — жена императора Траяна, известна своей безупречной нравственностью и хорошим влиянием на мужа, участвовала вместе с ним даже в военных походах.

 

Сабина (до 138 — ?) — жена римского императора Адриана II; брак был несчастен, ибо Адриан относился к ней как к рабе, хотя она кроме красоты отличалась тонким умом и строгостью нравов; умирая, Адри-810

 

 

ан принудил ее лишить себя жизни, чтобы она не могла порадоваться его смерти.

 

Тиберий (43—37 до н.э.) — римский император, сын Т.Кл. Нерона, правление его отличалось тираническим характером, кровавыми политическими процессами, доносами.

 

Сехсция (?—34) — жена Мамерка Эмиля Скавра, покончившая самоубийством вместе с ним в 34 г.; по описанию Тацита, она была не только соучастницей самоубийства, но и его вдохновительницей.

 

126 Пасцея (?—34) — жена римского военачальника Помпония Лабея; оба они, по описанию Тацита, вскрыли себе вены в 34 г., чтобы избежать исполнения смертного приговора.

 

Паулина (I в.) — жена известного римского философа Луция Аннея Сенеки, бывшего воспитателем Нерона; последний принудил Сенеку в 65 г. к самоубийству; Паулина, несмотря на мольбы мужа, обрекла себя на смерть, одновременно с ним вскрыв вены. Нерон же, не питая к ней личной ненависти, приказал остановить кровотечение; однако ее воля к жизни оказалась сломлена, и жена лишь на несколько лет пережила мужа.

 

Плиний Младший (61—118) — один из виднейших римских прозаиков, друг Тацита, оратор, трибун, консул; особенно знаменит своими письмами.

 

Аррия — имя мужественной супруги римлянина Цецины Пета, который был приговорен к смертной казни за участие в восстании против императора Клавдия в 42 г. и не смог решиться на самоубийство. Тогда Аррия, верная спутница мужа, вонзила кинжал в себя, а затем передала его мужу со словами: «Пет, не больно». Клаудш Руфша (I в.) — римская писательница; известность получила благодаря своему уму и образованности; писала литературные произведения, которые не заслужили, правда, высоких оценок. Сульпиция (I в.) — римская поэтесса, современница поэта Марциала, который упоминал ее в двух эпиграммах, восхваляя ее стихотворения, отражавшие ее любовь к мужу и дошедшие до нас в отрывках, иногда непристойного содержания.

 

127 Гершулдиан Квинт Септимий Флоренс (160 — после 230) — знаменитый богослов, юрист.

 

Амвросии Милансхии (340—397) — один из замечательных Отцов Церкви, боролся за независимость церкви от государства. Иоанн Златоуст (347—407) — один из величайших Отцов Церкви. Иероним (330—419) — один из великих учителей Западной Церкви, из славян; у нас признавался лишь блаженным, на Западе — святым. Григорий VI — избран папой в 1044 г., крайний аскет, выкупил папскую кафедру у распутного Бенедикта IX. Юстиниан Великий (ок. 483—565) — знаменитый император Восточной Римской (Византийской) империи; прозвище Великого завоевал себе не только военными подвигами, но и на поприще законодательства.

 

128 Хлодвиг — имя трех франкских королей из династии Меровингов (кон. V в. — 751).

 

Харолинги — члены династии Карла Великого, правившие с начала II по конец ? в. на территории Западной Европы.

 

130 «Жесты» {франц. gestes, букв. — деяния) — французские эпические средневековые поэмы на исторические сюжеты. Жирар Вьеннский (XIII в.) — автор романа артуровского цикла из 25 тыс. стихов (1281), написанного для Элеоноры Кастильской. Бомануар Филипп де Реми (1250—1296) — средневековый французский юрист, один из первых теоретиков права. Реяо де Монтобан — известный персонаж французского и итальянского романа; его история вошла в старинный французский эпос под названием «Четверо сыновей Аймона».

 

 

 

131 Донжон — главная, отдельно стоящая башня феодального замка, четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля. Мондитоиери Роджер (?—1094) — основатель английской ветви влиятельной нормандской семьи, компаньон Вильгельма I Завоевателя. Катарские ереси — в христианстве религиозные течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины; получили распространение на юге Западной Европы (в основном во Франции) в XI—XIII вв. и являлись выражением протеста широких слоев горожан и части крестьян против феодального гнета; осуждали все земное, вели к аскетизму, отвергали брак, допускали самоубийство. Беатрис Валантинуа (?—?) — графиня французского графства, располагавшегося на месте департамента Дром на берегах реки Роны; графство упоминается уже во время первого королевства Бургундского (до 534).

 

Элеонора Аквитанская (?—?) — герцогиня Аквитании (части старой Галлии), на которой в 1137 г. женился Людовик VII, присоединив Ак-витанию к своей короне; когда же супруги разошлись, Аквитания вместе с Элеонорой досталась Генриху II Английскому. Бланка Наваррская (?—?) — дочь короля наваррского Карла II Злого (1332—1387), которая за отсутствием мужского потомства наследовала королевство Наварру (теперь провинция Северной Испании). Труа Кретьен де (XII в.) — французский поэт, содействовал тому, что рыцарские идеалы придали новую окраску романам, в которых был отражен рыцарский кодекс нравственности, религиозности, благородства и мужества.

 

Ланселот — герой рыцарского романа Кретьена де Труа «Сказание о телеге», принадлежащего к серии романов о легендарном короле Артуре и его двенадцати рыцарях «Круглого стола». Геневра — жена короля Артура и героиня романа Кретьена де Труа «Сказание о телеге»; вместе с рыцарем Ланселотом они представляют собой идеальную пару — дама и ее друг, в их отношениях выражена сущность рыцарской любви с ее экзальтацией и чувственностью.

 

133 Генеральные штаты — высшее сословно-представительное учреждение во Франции в 1302—1789 гг. Созывались королями главным образом для получения от них согласия на сбор налогов.

 

135 Жуанвилль (1224—1317) — французский хронист, советник короля Людовика IX, участвовал в крестовом походе, оставил мемуары, которые являются не только ценным историческим источником, но и литературным памятником из жизни рыцарского общества XIII в. Карл IX (1550—1574) — французский король с 1560 г., под влиянием Екатерины Медичи санкционировал Варфоломеевскую ночь — массовую резню в Париже между гугенотами и католиками (1572).

 

136 Мария -Терезия (1717—1780) — эрцгерцогиня австрийская, дочь Карла VI, провела реформы, направленные на усиление государственной власти, издала новый уголовный кодекс, отменила пытки, ограничила барщину.

 

137 Соличесхии — относящийся к салической (франконской) династии германских королей и императоров «Священной Римской империи»; основателем династии был Конрад II (ок. 990—1039); салический закон запрещал женщинам управлять государством. Клотильда (475—545) — дочь бургундского короля Хильперика и супруга Хлодвига, которая способствовала приобщению последнего к христианству.

 

Радегунда (?—?) — поэтесса, жена франкского короля Хлотаря; отвращение к мужу заставило ее покинуть мир и основать монастырь Св. Креста; в стихах несчастная королева жалуется на потерю отечества и смерть близких.

 

Элоиза (ок. 1100—1163) — знаменитая подруга Абеляра (одного из самых прославленных схоластиков и богословов средневековья), чрезвычайно образованная женщина.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.