Выводы:
Рекомендации:
Карты изучения содержания развивающей предметно-пространственной среды и соблюдения требований и условий ее организации в подготовительной группе
«Центр познавательного развития»
№ п/п | Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка | ||
(число, месяц) | (число, месяц) | (число, месяц) | ||
Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | ||||
1.1 | Лото, домино в картинках | - | ||
1.2 | Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок | |||
1.3 | Макеты предметов ближайшего окружения, изготовленные из разных материалов, разного цвета, прочности, тяжести | |||
1.4 | Иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду | |||
1.5 | Схемы, модели слов и предложений, дидактические игры по обучению грамоте, касса букв с цветовым обозначением гласных, согласных, твердых и мягких звуков | |||
1.6 | Мелкая геометрическая мозаика | |||
1.7 | Наборы разрезных картинок | |||
1.8 | «Чудесные мешочки» («ящик ощущений») | |||
1.9 | Настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания | |||
1.10 | Фланелеграф | |||
1.11 | Коробочки с условными символами «Рукотворный мир» и «Природный мир» и соответствующими материалами в них | |||
1.12 | Алгоритм описания предмета: принадлежность к природному или рукотворному миру, цвет, форма, основные части, размер, вес (легкий или тяжелый), материал, назначение | |||
1.13 | Карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги, ткани, глины и т. д. | |||
1.14 | Иллюстрации с изображением хозяйственно-бытового труда детей и взрослых дома и в детском саду | |||
1.15 | Алгоритмы линейных и разветвленных типов | |||
1.16 | Контурные и цветные изображения предметов | |||
1.17 | Пособия для нахождения сходства и различия предметов | |||
1.18 | Схемы звукового состава слов, состоящие из клеток без картинок | |||
1.19 | Смешанные модели слов | |||
1.20 | Пособие для обучения чтению «Окошечки» (в них вставляются полоски с буквами, которые можно двигать вверх и вниз) | |||
1.21 | Пособия для развития у детей графических навыков | |||
1.22 | Доска, мел, указка | |||
1.23 | Карточки с буквами | |||
1.24 | Картинки с фабульным развитием сюжета (с последовательно развивающимся действием) | |||
1.25 | Шашки | |||
1.26 | Календарь недели | |||
1.27 | Картинки с изображением космического пространства, планет, звезд, космического корабля | |||
1.28 | Детские энциклопедии и познавательная детская литература, содержащие знания по истории, географии, об особенностях организма человека | |||
1.29 | Глобус |
1.30 | Географические карты | |||
1.31 | Планы группы, детского сада, района, города, области | |||
1.32 | Иллюстрации, изображающие одежду (зимнюю, демисезонную, летнюю), головные уборы, обувь (кожаную, резиновую), постельное белье, транспорт, посуду (чайную, столовую, кухонную) | |||
1.33 | Иллюстрации, изображающие разные виды производительного и обслуживающего труда, характерного для данной местности, разнообразные профессии людей, занятых на одном производстве (швейная фабрика: модельер, закройщик, швея) и на разных производствах (машиностроители - фермеры, фермеры - работники пищевой промышленности - продавцы), где ярко выражен обмен результатами труда | |||
1.34 | 2-3 вида азбук | |||
1.35 | Календарь по знакомству с временными отношениями (сутки, неделя, дни недели, месяц, минута, час; неделя - месяц, месяц - год) | |||
1.36 | Тетради в клетку и в линию | |||
1.37 | Циферблат часов | |||
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | ||||
2.1 | Пособия выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), имеют разные размеры, фактуру, цвет, звучание | |||
2.2 | Предусмотрен свободный доступ детей к пособиям и материалам | |||
2.3 | «Центр познавательного развития» расположен вблизи источника естественного света (окна) | |||
2.4 | «Центр познавательного развития» частично изолирован от других центров | |||
2.5 | Материал размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу | |||
2.6 | Пособия и материалы имеют разный уровень сложности | |||
2.7 | Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми | |||
2.8 | Имеется в наличии материал на подгруппу детей | |||
2.9 | «Центр познавательного развития» организуется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть |
Выводы:
Рекомендации:
«Центр занимательной математики» или «Игротека»
№ п/п
| Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка | ||
(число, месяц) | (число, месяц) | (число, месяц) | ||
Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | ||||
1.1 | Игры на развитие ориентировки по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам: «Найди путь к домику», «Найди клад по схеме» | |||
1.2 | Игры на составление целого из 10-12 частей: «Лоскутное одеяло», «Пазлы», «Собери волшебный узор», «Создай ковер-самолет» | |||
1.3 | Игры на сравнение предметов по нескольким признакам: «Найди пять отличий, «Найди одинаковых гномиков» и т. д. | |||
1.4 | Игры на установление последовательности предметов по степени возрастания: «Разложи предметы по высоте» и т. д. | |||
1.5 | Игры на поиск недостающего объекта в ряду | |||
1.6 | Числовой ряд | |||
1.7 | Цветные счетные палочки | |||
1.8 | Развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Колумбово яйцо», «Составь куб», «Танграм», «Геометрические головоломки», «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Уникуб» и др. | |||
1.9 | Однородные и разнородные предметы, различные по форме, длине, высоте, ширине | |||
1.10 | Счеты | |||
1.11 | Пазлы | |||
1.12 | Песочные часы | |||
1.13 | Чашечные весы | |||
1.14 | Счетная лесенка | |||
1.15 | Магнитная доска, наборное полотно | |||
1.16 | Спиралевидные модели на познание временных отношений | |||
1.17 | Иллюстрации с изображением равностороннего и разностороннего треугольников, прямой и кривой линии, прямого угла | |||
1.18 | Числовые карточки с изображением от 1 до 10 кругов (квадратов, треугольников и т. д.) | |||
1.19 | Цифровое обозначение чисел, знаки «больше», «меньше», «равно» | |||
1.20 | Геометрические тела (шар, куб, цилиндр, пирамида, призма) | |||
1.21 | Таблицы, изображающие целый предмет и его части при делении его на 2,3,4,5,6 и более частей; выражение отношений в дробных числах | |||
1.22 | Монеты, различные по величине и достоинству | |||
1.23 | Иллюстрации, изображающие линию, отрезок, внутреннюю и внешнюю область фигуры, осевую симметрию (горизонтальную и вертикальную) | |||
1.24 | Циркуль, линейка, шаблоны, трафареты |
№ п/п
| Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка | ||
(число, месяц) | (число, месяц) | (число, месяц) | ||
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | ||||
2.1 | «Центр занимательной математики» расположен вблизи источника света (окна) | |||
2.2 | «Центр занимательной математики» частично изолирован от других центров | |||
2.3 | Сменяемость и наполняемость материала производится по мере изучения; материал расположен знакомый, предназначенный для закрепления | |||
2.4 | Пособия и материалы имеют разный уровень сложности | |||
2.5 | Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми | |||
2.6 | Имеется в наличии материал на подгруппу детей | |||
2.7 | Материал размещается мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу |
Выводы:
Рекомендации:
«Центр безопасности»
№ п/п |
Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка | ||
(число, месяц) | (число, месяц) | (число, месяц) | ||
Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | ||||
1.1 | Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры и пособия по правилам безопасного поведения на улице и в помещении, в экстремальных или опасных ситуациях, ситуациях, типичных для различных времен года (гроза, пожар, гололед, наводнение и т. д.) | |||
1.2 | Иллюстрации с изображением ближайших улиц и зданий | |||
1.3 | Макет проезжей части | |||
1.4 | Макеты светофора, дорожных знаков | |||
1.5 | Образцы, схемы, планы группы, микрорайона | |||
1.6 | Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты (ножницы, иголки и т. д.) | |||
1.7 | Энциклопедии, дидактические игры, пособия, содержащие знания по валеологии | |||
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | ||||
2.1 | Созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми | |||
2.2 | «Центр безопасности» располагается рядом с «Центром конструирования» |
Выводы:
Рекомендации:
«Лаборатория», или «Центр экспериментирования»
№ п/п | Вопросы для изучения
| Даты изучения/оценка | |||
| |||||
(число, месяц) | (число, месяц) | (число, месяц) | |||
Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие прсобий, материалов, оборудования | |||||
1.1 | Земля разного состава: чернозем, песок, глина, камни, остатки частей растений |
| |||
1.2 | Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения |
| |||
1.3 | Стол с клеенкой |
| |||
1.4 | Подносы |
| |||
1.5 | Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы |
| |||
1.6 | Формочки для изготовления цветных льдинок |
| |||
1.7 | «Волшебный мешочек» |
| |||
1.8 | Игрушка «Мыльные пузыри», различные соломинки и трубочки для пускания мыльных пузырей |
| |||
1.9 | Маленькие зеркала |
| |||
1.10 | Магниты, металлические фигурки, предметы: шпильки, проволочные человечки |
| |||
1.11 | Электрические фонарики |
| |||
1.12 | Бумага, фольга |
| |||
1.13 | Театр теней |
| |||
1.14 | Подкрашенная вода разных цветов и оттенков |
| |||
1.15 | Пипетки, краски разной густоты и насыщенности |
| |||
1.16 | Деревянные катушки из-под ниток |
| |||
1.17 | Стекла разного цвета |
| |||
1.18 | Увеличительное стекло |
| |||
1.19 | Поролоновые губки разного размера, цвета, формы |
| |||
1.20 | Набор для экспериментирования с водой и песком: емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и пересыпания, плавающие и тонущие игрушки и предметы |
| |||
1.21 | Леечки, кулечки, ведерки с отверстиями, брызгалки |
| |||
1.22 | Защитная одежда для детей (халаты, фартуки, нарукавники) |
| |||
1.23 | Марля, сетка |
| |||
1.24 | Солевой раствор, веточки деревьев и кустарников |
| |||
1.25 | Сосуды с узким и широким горлом, воронки, мензурки, шприцы без игл |
| |||
1.26 | Кораблики из бумаги, ореховой скорлупы, коробок, пластмассы, дерева |
| |||
1.27 | Свеча |
| |||
1.28 | Копировальная бумага разного цвета |
| |||
№ п/п | Вопросы для изучения
| Даты изучения/оценка | |||
| |||||
(число, месяц) | (число, месяц) | (число, месяц) | |||
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | |||||
2.1 | «Лаборатория» размещается подальше от игровых зон, в непосредственной близости от «Центра познавательного развития» и «Центра природы» |
| |||
2.2 | Стеклянный материал размещается в закрытом шкафу, а пластмассовый – в открытом |
| |||
2.3 | «Лаборатория» располагается вблизи источника света |
| |||
2.4 | Оборудование расположено так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подойти к месту проведения опыта, исследования с любой стороны |
| |||
2.5 | «Лаборатория» располагается вблизи источника воды |
| |||
2.6 | Имеется клеенка или пластиковый коврик на полу |
| |||
Выводы:
Рекомендации:
«Центр природы»
№ п/п |
Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка | ||
(число, месяц) | (число, месяц) | (число, месяц) | ||
Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | ||||
1.1 | Макеты природно-климатических зон | |||
1.2 | Макет-панорама леса в разные времена года: «Лес зимой», «Лес летом», «Лес весной», «Лес осенью» | |||
1.3 | Коллекции камней, ракушек, семян | |||
1.4 | Игротека экологических развивающих игр | |||
1.5 | Библиотека познавательной природоведческой литературы, энциклопедии | |||
1.6 | Растения, требующие разных способов ухода | |||
1.7 | Цветущие комнатные растения (3-4 вида) | |||
1.8 | Муляжи овощей и фруктов | |||
1.9 | Календарь погоды | |||
1.10 | Календарь природы | |||
1.11 | Дневники наблюдений | |||
1.12 | Инвентарь для ухода за растениями и животными (лейки, брызгалки, салфетки, щеточки, кисточки, палочки с заостренными концами, совки) | |||
1.13 | «Зеленый огород» в поддонах на окне для выращивания корма для животных | |||
1.14 | «Зимний огород» для проращивания луковиц, крупных и мелких семян | |||
1.15 | Модели для обобщения объектов природы по определенным признакам | |||
1.16 | Семена цветочных культур и овощей для посадок на грядке | |||
1.17 | Иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных | |||
1.18 | Иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) - кустов, деревьев, трав | |||
1.19 | Иллюстрации с изображением частей растений (корень, стебель, листья, цветок, плод) | |||
1.20 | Иллюстрации с изображением признаков хорошего и неудовлетворительного состояния растений и животных, за которыми ухаживают дети | |||
1.21 | Деревянные брусочки (спилы) различных пород дерева разных размеров | |||
1.22 | Кормушки и корм для птиц | |||
1.23 | Иллюстрации с изображением птиц (перелетных, зимующих, кочующих) | |||
1.24 | Дидактические игры на освоение основных правил поведения человека в экосистемах, обеспечивающих сохранение их целостности | |||
1.25 | Энциклопедии на природоведческую тематику | |||
1.26 | Иллюстрации, изображающие жизненные функции растений и животных (получение питания и его дальнейшее усвоение) | |||
1.27 | Иллюстрации о росте, развитии и размножении живых существ, о стадиях роста и развития хорошо знакомых детям растений и животных разных сред обитания, о цикличности роста и развития на каждой стадии, о зависимости состояния живых существ от соответствия условий потребностям |
№ п/п |
Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка | |||||
|
| ||||||
(число, месяц) | (число, месяц) | (число, месяц) | |||||
1.28 | Иллюстрации о взаимодействии живых организмов в сообществах, о составе сообществ (водоема, леса, луга) |
|
| ||||
1.29 | Иллюстрации, изображающие роль человека в нарушении и сохранении целостности экосистем |
|
| ||||
1.30 | Иллюстрации наземной, воздушной, наземно-воздушной среды обитания и их представителей |
|
| ||||
1.31 | Иллюстрации или схемы, изображающие цепи питания |
|
| ||||
1.32 | Иллюстрации растений и комнатные растения, имеющие видоизмененные стебли, листья, корни, корнеплоды, разное расположение частей - стеблей, листьев, многообразие цвета листьев, стеблей, цветков и т. д. |
|
| ||||
1.33 | Иллюстрации представителей животных и растений не только родного края, но и жителей степей, пустынь, Крайнего Севера и тундры, морей, океанов, тропиков и субтропиков |
|
| ||||
1.34 | Схемы потребностей растений и животных как живых организмов (температура, свет, влага, место обитания, пища) |
|
| ||||
1.35 | Иллюстрации о проявлении животными чувств, схожих с чувствами человека (боль, радость, голод, привязанность) |
|
| ||||
1.36 | Схемы биологических потребностей человека |
|
| ||||
1.37 | Схемы основных жизненных циклов человека, растений, животных |
|
| ||||
1.38 | Иллюстрации, изображающие признаки сезона (состояние неживой природы, основные явления погоды, типичные для данного сезона, системы приспособительных особенностей растений, животных и человека к сезонным изменениям факторов среды, типичных для времени года видов труда и отдыха) |
|
| ||||
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | |||||||
2.1 | «Центр природы» располагается вблизи «Лаборатории» |
|
|
| |||
2.2 | Обеспечен свободный доступ к объектам и материалам |
|
|
| |||
2.3 | Подобраны растения, не требующие много времени и сложного оборудования для ухода за ними |
|
|
| |||
2.4 | Растения размещены по принципу тене- и светолюбия |
|
|
| |||
2.5 | Пособия обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, побуждают детей к активной поисковой деятельности |
|
| ||||
2.6 | Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняется, чтобы вызывать у детей интерес к новым или немного подзабытым материалам |
|
| ||||
Выводы:
Рекомендации:
«Центр конструирования»
№ п/п | Вопросы для изучения
| Даты изучения/оценка | ||
(число, месяц) | (число, месяц) | (число, месяц) | ||
Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | ||||
1.1 | Конструкторы разного размера (напольные и настольные) | |||
1.2 | Мягкие (поролоновые) крупные модули | |||
1.3 | Фигурки людей, диких и домашних животных и их детенышей, птиц (для построек «Зоопарк», «Птичий двор»), фигурки людей и т.д. | |||
1.4 | Образцы построек различной сложности | |||
1.5 | Игрушки бытовой тематики | |||
1.6 | Разнообразный полифункциональный материал: коробки, пробки, бруски, спичечные коробки, катушки, пластмассовые банки, клубок ниток, проволока и т.д. | |||
1.7 | Крупные и мелкие объемные формы (бруски, кирпичики, призмы, цилиндры, перекрытия) | - | ||
1.8 | Тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый, металлический) | |||
1.9 | Природный материал (сучки, плоды, шишки, семена, коренья, сухие листья и т. д.), клей, пластилин, бумага | |||
1.10 | Строительный материал из коробок разной величины | |||
1.11 | Однотонное напольное покрытие, приглушающее звук ударов об пол деталей крупного строительного конструктора | |||
1.12 | Ножницы, иголка, шило, линейка | |||
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды | ||||
2.1 | Наличие свободного пространства для сооружений из крупного строительного материала | |||
2.2 | «Центр конструирования» располагается вблизи «Центра игры» для того, чтобы можно было использовать постройки в играх | |||
2.3 | Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации | |||
2.4 | Предусмотрена и производится 1-2 раза в месяц смена образцов построек |
Выводы:
Рекомендации:
Центр социально-коммуникативного развития»
№ п/п |
Вопросы для изучения | Даты изучения/оценка | |||
(число, месяц) | (число, месяц) | (число, месяц) | |||
Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) | |||||
1.1 | Фотоальбомы детей группы и отражающие жизнь группы и детского сада | ||||
1.2 | Система зеркал разной величины и формы | ||||
1.3 | Наборы фигурок, изображающих взрослых людей разного возраста и детей | ||||
1.4 | Иллюстрации с изображением детей разного возраста и пола, их типичных занятий и игрушек, одежды | ||||
1.5 | Картинки, фотографии, скульптурные композиции, отражающие сюжеты общения, совместные дела, любовь, нежность детей и взрослых | ||||
1.6 | «Сундучок мастера» для мальчиков, «Сумочка модницы» для девочек | ||||
1.7 | Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности | ||||
1.8 | Аудио-, видеоматериалы о жизни детей и взрослых | ||||
1.9 | Иллюстрации с изображением заботливого отношения взрослых к детям, животным и детей к старшим | ||||
1.10 | Семейные фотографии воспитанников | ||||
1.11 | Фотографии каждого ребенка в разном возрасте | ||||
1.12 | Иллюстрации, фотографии, скульптура, изображающие ход возрастного развития человека: младенец - дошкольник - школьник - молодой человек - пожилой человек; возрастные и тендерные особенности во внешнем облике людей (черты лица, одежда, прическа, обувь), особенности профессии, многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми | ||||
1.13 | Иллюстрации, изображающие людей различной национальности и народов мира (белой, черной, желтой расы), особенности их внешнего вида, национальную одежду, типичные занятия | ||||
1.14 | Иллюстрации, изображающие разные эмоциональные состояния людей, материнскую любовь к детям, настроения: радость, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, сочувствие, восхищение | ||||
1.15 | Иллюстрации, изображающие жизнь детей других стран и национальностей (игры, любимые занятия) | ||||
Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды |
| ||||
2.1 | Зеркала располагаются на небольшой высоте, чтобы дети могли увидеть себя в полный рост | ||||
2.2 | Предусмотрено наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с материалами и пособиями, и не ссорились из-за них |
|
|||
|