Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Елена Ивановна Рерих 36 страница



Родная наша Радночка, хранить нужно все мужество и твердость и, главное, полное спокойствие. Лишь в спокойствии доходят до нас посылаемые Мысли. Будьте осторожны и бережны с Миллером, не следует его слишком теребить. Нет ли на него каких-либо нежелательных воздействий? Покажите ему СПОКОЙСТВИЕ. Мы же знаем, ЧЕЙ ЩИТ над нами, потому – не убоимся! Преодоление ужаса или страха во всех эзотерических школах было первою дисциплиною. Так – НЕ УБОИМСЯ! Все НУЖНОЕ ПРИДЕТ. Обнимаю Вас, родные, и постоянно держу в сердце.

Е.Р.

 

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису

12 октября 1936 г.

Родной Рихард Яковлевич,

Спасибо Вам сердечное за большую радость, нам доставленную Вашей новой книгой. Спасибо и за посвящение, и за весь текст, полный духовного горения. Поистине, кроме вдумчивого увлекательного изложения, вся книга привлекает к себе своей духовной чистотою. Аура книги полна аурою автора; как ценно, что в Латвии издаются такие чистые идейные книги, и можно лишь пожелать, чтобы она проникла в широкие слои общества. Пусть книга войдет в школьные библиотеки. Пусть она найдет путь и за границу, пусть и в других странах знают, чем горит дух Латвии. Еще раз спасибо за праздник духа.

Очень рады, что Вам нравится идея подношения Президенту книг. Конечно, Вам на месте виднее, какие именно книги для этого полезнее и как лучше оформить это подношение. Также радуемся Вашим добрым отношениям с П.Пильским. Такие опытные писатели весьма ценны как друзья. Радовались и Вашему сообщению о том, что неприятности у Гаральда Феликсовича улаживаются. Всякие такие жизненные испытания совершенно неизбежны, и самое ценное в них – то внутреннее чувство, с которым они встречаются. Конечно, не имеет значения, будет ли в книге «Нерушимое» 79 или 80 статей. Как быстро закончилось печатание этой книги.

Спасибо за готовность издать общедоступную книжку «Культура». Все заветы о культуре необходимо по возможности протолкнуть и в Швецию. Ведь у них следующая задача – красота жизни. Разве это не чудо? Какой именно магазин занимается распространением изданий «Угунс» за границу? Особенно важно в начале издательства установить пути распространения. У Вас уже имеются адреса, по которым подобно «Вратам в Будущее» следует послать и «Нерушимое». Посылаем Вам Библиографию, изданную здешним журналом «Янг Билдер» («Молодой Строитель»). Когда получим еще экземпляры, пошлем Вам для библиотек и для ближайших друзей. Кстати, здешний материал не мог быть полным, и потому просим друзей прислать всякие дополнения, которые им известны... Теперь самое главное. Вы уже знаете о том, как Свыше одобрена Ваша деятельность. Теперь Указано, что Общество может расширяться, привлекая молодежь. Вообще всякое общение с молодыми поколениями совершенно необходимо для каждого нового дела. Предчувствуем, как эти зерна Указаний упадут на Вашу чуткую почву. Поистине, Красота спасет мир. Все наши общества и содружества являются и отделами Лиги Культуры. Ведь в Культуре кристаллизуется Красота. Шлем Вам и Вашей супруге и всем добрым друзьям лучшие мысли и сердечные напутствия.

Сердцем и духом сВами.

 

Е.И.Рерих – Ф.Грант, З.Г.Лихтман

16 октября 1936 г.

Родные наши, с большим интересом прочли Ваши письма, описывающие первое заседание у рефери. Конечно, все происходит так, как мы себе представляем, главным образом, на основании Указаний и намеков, щедро даваемых. Радуемся, что явилась возможность протягновения, по многим обстоятельствам оно было необходимо. Главным образом, из-за слабости некоторых наших частей. Но Вы сами знаете и понимаете это. Теперь ввиду того, что Зиночка в своем последнем письме затронула вопрос об изменениях в Указаниях в связи с делами и как объяснить это новым подходящим, то я постараюсь ответить на него.

Конечно, вопрос этот труднее всего понимается теми, кто не ознакомился вполне со всеми книгами Учения и не вдумался во всю сложность жизни, создаваемой свободною волею человека. Нужно знать, что Указы всегда даются в полной согласованности с существующими обстоятельствами. Указ всегда рассчитан и согласован со способностями исполнителей, потому когда такой Указ воспринят сознанием всех участников, то успех дела обеспечен. Но чаще случается, что не все участники на высоте даваемого Указа, иначе говоря, сознание отдельных сотрудников невосприимчиво. Такие участники не могут полностью усвоить полезность и неотложность Указания, и вялое, запоздалое действие их приносит такой же серый результат. Но действие, насыщенное огнем сердца и пониманием срочности, утверждает сужденное. Потому в Учении так настаивается на расширении сознания и объединении сознания. Когда Учитель видит, что Указы его не воспринимаются или же выполняются лишь наполовину, Он, чтобы исправить вред, нанесенный упущением нужных действий и возможностей, слагает новые подходы и сочетания в связи с подходящими обстоятельствами. Так скажем к примеру – если воины, которые должны сражаться в первых рядах (публишеры), не очень находчивы или понятливы, а из командного состава один скрылся (Фрида), а другой не может принять командование по веским причинам (Брат), третий же, по не зависящим от него обстоятельствам, не мог присоединиться раньше (Миллер), то ясно, что нельзя ожидать быстрых и ярких побед. Тогда Мудрость Высшая, учитывая все сложившиеся условия, начинает применять тактику затягивания, чтобы дать время подойти новым обстоятельствам.

Не забудем, что план порученных дел подготовляется Великим Учителем задолго до начала их, нужные следствия их полностью учтены, причем следствия эти часто не отвечают людскому представлению и ожиданию. Но подробности таких дел варьируются с волнами жизни и со свободною волею людей, принимающих участие в них. Каждое строительство может быть уподоблено сложнейшему химическому составу. И как новый ингредиент, введенный в уже сложенную химическую реакцию, может вызвать неожиданный взрыв, так и изменение в настроении участника дела может оттолкнуть ценнейшие возможности или нарушить успех.

Откуда же сложилась применяемая тактика Адверза, как не от великого Предвидения и глубокого знания человеческой природы?

Так изменение Указа является лишь результатом изменения в сознании сотрудников. Потому каждый ученик должен развивать в себе восприимчивость, ибо без восприимчивости не может быть и сотрудничества. Самые лучшие Советы и Указы будут преломляться о броню отрицания.

Но в нашем деле Указание на отложение нисколько не противоречит Указу о поспешности. Указ о поспешности в действиях остается во всей силе, ибо он относится, главным образом, к усиленному проявлению культурной деятельности и к закреплению своих накоплений и позиций. Так Владыка очень торопил с организацией Комитетов и придачей им официального характера. Как мы Вам уже неоднократно писали, нужны были два Комитета: один главный под председательством Ф.Стокса, другой – из молодых сил, в который могли войти все желающие принести свою долю труда на пользу и защиту Культуры. Указ был о Крестовом Походе за Культуру!

Так же постоянно твердилось о необходимости создания нового Общества Рериха и Издательства «Агни» и указывалось на проявление деятельности хотя бы в виде выхода бюллетеня и нескольких выдающихся лекций, ибо только деятельность страшна врагу. Только деятельность и контакт с новыми людьми приносят новые возможности и создают прочное общественное мнение. Вот почему сердце мое так обливалось слезами, когда самое главное условие, именно срочность исполнения, не воспринималось нашими действующими публишерами. Как часто на протяжении этих строительных лет нам приходилось слышать, что предложенный Совет или Указ неприменимы, ибо существующие условия не позволяют этого, но проходило несколько месяцев и все вдруг становилось возможным, но воспользоваться новыми обстоятельствами уже было нельзя, ибо начало не было заложено. Так просыпались лучшие возможности.

Много таких человеческих недомыслий зарекордировано. Обычно в основе их лежит бедность воображения, которая подсказывает и все отрицания и утверждает узость умственного горизонта. Куцая очевидность скрывает действительность, и малое обездоленное воображение не может выйти из своего курятника. Конечно, такое сознание не может понять всю неограниченность умственного горизонта Высшей Мудрости. Как могут вместить они, что Мудрость Водящая все видит и все знает и потому учитывает каждое обстоятельство, каждую возможность и согласует их с даваемыми Указаниями! Вот почему успешны на пути ученичества лишь те, кто отдали свое сердце целиком Великому Владыке и работают в полном доверии над расширением своего сознания, ни на минуту не допуская вторжения червя сомнения, этого порождения невежества и предательства. Сомневается тот, кто не знает.

Так скажем всем сомневающимся – по бедности воображения не обездольте себя! Напомню одно обстоятельство из нашей с Вами жизни. Зиночка и Авирах, наверное, помнят, что приближение Леви с самого начала было Указано как наихудшее решение.

Много намеков и видений о непрочности их давалось с их приходом. Первым был Указан Логан – впоследствии отдавший все свои средства теософическому обществу. Лучшее решение было Дано на улице 77-й. Но нужно было проявить все мужество, доверие и решимость к Руке Водящей. Не буду указывать, что именно помешало этому. Напомню лишь, что было Сказано: «Лучший рок не исполнился. Дом был дан на улице 77-й». Припомните и судьбу этого дома. Как скоро владелица его скончалась, завещав дом тем, кто сняли его, кажется, какому-то общественному учреждению. Тогда же был Дан намек, что «дом этот после можно будет получить прямо от владелицы». Так Указания и намеки давались щедро, но выбор и исполнение предоставлялись нам, ибо Закон не позволяет насиловать свободную волю. Ничто не может быть разрушительнее для эволюции и кармы человека, как насилие над волею его. Такие насилия ослабляют его заградительную сеть, и он делается жертвой одержателей. Насилие есть излюбленный метод темных сил. Одержание обычно кончается параличом центров или безумием. Вот почему Владыки не допускают никакого насилия и так порицают всякую нетерпимость, которая есть все то же замаскированное насилие. Учение утверждает и настаивает поверх всего именно на расширении сознания, которое одно только и может приблизить нас к пониманию необходимости развития в себе восприимчивости для объединения сознания, также открыть нам мир действительности, в котором живут и действуют Великие Владыки Кармы. Так скажем вопрошателям об изменениях в Указаниях – когда вы разовьете в себе настороженность и восприимчивость, тогда и изменения в Указах исчезнут, ибо они не что иное, как отражение ваших ограничений. Волны жизни вечно в движении, и каждая несет свой рисунок, отсюда и срочность действий. Можно добавить – удача в знании направления. Успех – в знании СРОКА.

В подкрепление сказанного приведу параграф из Учения о настороженности и восприимчивости.

«Часто указывается постоянная настороженность, но как редко она понимается. Обычно люди будут требовать ее от окружающих, но не станут искать ее в себе. Между тем, прежде всего нужно настроить свой инструмент, только тогда получится восприимчивость. Можно ли надеяться на сотрудничество и на братство без восприимчивости? Самые уявленные советы преломляются о броню отрицания. Будет время, когда врачи найдут, какие условия наиболее благотворны для воздействия психической энергии. Нельзя воображать, что психическая энергия может одинаково действовать при всех условиях. Если существуют люди, на которых не действуют самые сильные яды, то и психическая энергия будет воспринята различно. Если не будет развита восприимчивость, то человек теряет самый ценный аппарат. Но для восприятия нужно в себе установить постоянную настороженность. Для такого качества не требуется ничего сверхъестественного, нужно лишь быть внимательным»[261].

Теперь еще о Походе за Культуру. Мне кажется, что сон, который видела одна дама о Франсис как возглавляющей какое-то многочисленное шествие, относится именно к этому походу. Именно Франсис могла бы вести его. Но, конечно, нельзя ожидать, чтобы сразу кто-то подвел белого коня и появились бы толпы, шествующие позади. На все нужно положить труд и время, но начало должно быть заложено без промедления. К этому Походу могли бы примкнуть многие организации, войти в него как отдельные ячейки. И Пакт тоже мог быть поддержан такой организацией, и Знамя его могло бы возглавлять Поход за Культуру. Общими усилиями, широким сотрудничеством многое можно было бы начать. Хотя бы с объявления Дня Культуры, на который множества могли бы быть привлечены, и с установления печатного органа, в котором приняли бы участие многие организации. Такие массовые сотрудничества можно уже наблюдать в северных странах, в Швеции, Латвии и России. Радостно видеть, как эти знаки Новой Эпохи входят в жизнь. Кто богат, жертвует деньгами, а молодежь интеллигентная и рабочая отдает часы своего труда – так создаются культурные начинания на общую пользу. Но, конечно, следует привлекать молодые силы, способные откликнуться на высокие Идеи.

В Латвии сейчас заняты украшением столицы, и все жители участвуют в этой задаче. Именно, кто жертвует деньгами, а кто отдает свой труд. Молодежь рабочая оказалась чрезвычайно отзывчивой. Так пусть Модрочка задумается над этим великим заданием и спешит с организацией нуклеуса такого Комитета в Походе за Культуру. Это очень и очень важно для Америки, будущее ее тоже уже оформилось, и, пока есть время, нужно заготовлять многие Щиты. Так пусть наша Модрочка преисполнится творческого энтузиазма.

Так, родные, будем бодро строить, несмотря ни на что. Сегодня – трудно, но завтра уже несет свою радость. Так будем мужественны и тверды. Пусть о нашу твердость разобьется безумие врага. Помните также о том, что враг пытается броситься на искусство Фуямы. Многие подкопы ведутся им в разных направлениях. Проявим зоркость.

Родная моя Зиночка, Владыка на днях сказал: «Радует меня преданность Радны к Урусвати». Чую, родная, сердцем всю заботу о делах. Также обнимаю и Амридочку, сердце шлет ей признательность. Получила прекрасное письмо от Эми Уэльш, спасибо и ей за все добрые мысли. Именно, дух мой близок ей и ценит все высказанное в ее сердечном послании.

Родные наши, понимаем и знаем, как трудно Вам, с какими парализующими энергию обстоятельствами приходится Вам бороться. Единение с публишерами – самое трудное достижение, но, может быть, и это придет, вернее, сами обстоятельства помогут и в этом вопросе. Конечно, горевали, что не удалось отложить 23 сентября, но хорошо, что последующее отложение произошло. Просим Вам, родные, возможно подробнее осведомляйте нас, чтобы мы вовремя успели высказать свое мнение и Вам и друзьям. Ведь для друзей в своих письмах мы должны опираться на сообщенные нам факты, а не на яснослышание и т.д.

В заключение буду просить Вас явить ТЕРПЕНИЕ. Из всех трудностей выйдем победителями при единении, настороженности, зоркости и восприимчивости к Высшим Воздействиям.

В письме Модрочки почуялся укор за мое письмо в Филадельфию на английском языке! Чуткое сердце должно подсказать, с каким трудом оно было написано. Ведь наш Яруюшка не может уделять мне время для переводов – он у нас один, а деятельность все расширяется.

Неужели и сами близкие будут требовать такой страшной затраты сил? Никто из нас не теряет ни минуты, даже нет времени на чтение нужных книг. Кроме того, Модрочка ведь понимает русский язык. Сама знаю, как легко читать и понимать язык, даже не говоря на нем. Модрочка же с ее способностями, конечно, в несколько месяцев может одолеть эту премудрость. Сейчас мне так трудно. Кроме переписки с различными корреспондентами, корректур книг Учения, я просматриваю сейчас корректуру перевода «Тайной Доктрины», которая должна быть безупречна, а глаза мои очень ослабели, и при свете огня я уже с трудом могу работать даже при очках.

Так, родные, будем мужественны и преисполнимся терпения. Самый тяжкий месяц приближается к концу. Когда это письмо дойдет до Вас, Вы уже вступите в новую полосу. Дай Бог, чтобы она ознаменовалась большим единением. Сердце так болит, так хочет облегчить Вам борьбу! Сейчас пришла запоздалая почта из Белых Гор от Мориса и его милых учениц. Прошу Мориса передать им сердечный привет, спасибо им, что дали духовную радость нашему родному Авираху.

Окружаю Вас, родные наши, сердцем и шлю всю силу моего устремления вдохнуть в Вас новые силы в этой битве. Перед благоприятным поворотом напряжение особенно сильно. Знаю, что Вы выдержите, родные, черпайте силы Ваши в книгах Живой Этики.

Сердцем с Вами.

Е.Р.

 

Н.К.Рерих, Е.И.Рерих – З.Г.Лихтман, Ф.Грант, К.Кэмпбелл и М.Лихтману

18 октября 1936 г.

Родные наши Зина, Франсис, Амрида и Морис, газеты опять известили о запоздании аэроплана. В этом году почта особенно беспорядочна. Не действуют ли и в этом отношении космические токи? Потому, не ожидая обычных Ваших писем, получаемых в воскресенье, пишем Вам. Итак, 16-го было какое-то судоговорение, а 20-го будет продолжение рефери. Интересно, сколько заседаний рефери должно произойти, чтобы он мог выслушать подробно обе стороны и всех свидетелей? Не может же быть, чтобы в первом заседании даже один Морис не мог кончить всех своих показаний, а все остальное вместилось бы в одно второе заседание? Полагаем, что будет целый ряд заседаний. И вообще все это еще неокончательно, но лишь представляет известные фазы дела. В то же время Вы по всем направлениям развиваете культурную деятельность. Теперь совершенно необходимо призвать к содействию решительно всех друзей и все силы, накопленные Вами за 15 лет. Действительно, за такой срок множество людей вполне доброжелательных проходило около дел. И из них многие остались друзьями, может быть, и неведомыми и не использованными. Следует припомнить все списки, как Алумни, так и участников литературных завтраков и собраний. Все это требует необычайной поспешности; по нашим сведениям, трио развивает усиленнейшую деятельность на радость одержателя. Они затрагивают множество многих людей и спешат разрушить доброжелательства всюду, где только возможно. Проникают и в прессу, и, может быть, где-то уже появляются статьи, утверждающие их культурную деятельность. Как было Сказано, ответить им можно лишь развитием культурной деятельности с Вашей стороны. Ведь судоговорение и адвокаты – это одна сторона происходящего, но главная основа, которая может поддержать адвокатов, это есть культурная деятельность и взрывы общественного мнения. Вот почему оформление Комитетов и Общества так настойчиво Указывалось все время. Злоумышленники лишь мечтали о том, чтобы изъять Вас из самого здания, предполагая, что таким образом разрушится всякая возможность культурной деятельности. Но велико было бы их разочарование, если бы они знали, что существует не только неформальный Комитет, но и вполне официально организованное Общество, деятельность которого они никак не могут пресечь. Это обстоятельство для них было бы настоящим ударом и заставило бы и некоторых нинкомпупов подумать о правильности выбранного ими решения. Но пока они предполагают, что с нашей стороны идет лишь длительная оборона старых позиций и ничего нового поступательно культурного не делается, они могут торжествовать. Но как только они узнают, что деятельность продолжается в пределах ими недосягаемых, они сильно подумают и потеряют в значительной степени свой мрачный энтузиазм. Во всех исторических битвах выдерживал лишь тот, в ком было больше твердости и энтузиазма. В истории видим, что ни деньги, ни численность не давали перевеса, но лишь мощь духа слагала достижения. Можно привести много примеров, где не количество денег, но именно сила мысли и действий создавали великие последствия. Среди разнообразных своих попыток трио, наверное, не раз посетило и затронуло и таких деятелей, как Блюм. В прошлом сезоне Вы писали о его продолжающемся благорасположении, но следовало бы проверять все такие посты. Также не имеете ли Вы сведения относительно Бринтона? Ведь то, что он говорил Народному, совершенно отличается от последних Вами сообщенных сведений. Всюду необходимо проверять посты. Посылаем Вам для Вашего архива копию письма в Харбинское Содружество. Конечно, все эти напоминания, казалось бы, общеизвестны, но для молодых вновь приходящих постоянно нужны и такие утверждения. Во всех очагах духовная пища должна кипеть. От Халдара слышали мы, как госпожа Рой была довольна Вашим приемом. По-видимому, ее совершенно не коснулись нью-йоркские злоумышления, и это очень хорошо, если люди могут видеть лишь строительную действительность. Халдар просил рекомендовать Вашему вниманию также и г-жу Джонас, что мы и делаем. По-видимому, в Индию дошло мало отголосков из Нью-Йорка, только доктор Кельц привез с собою этот багаж. Посылаем Вам еще одну статью Фосдика, только что появившуюся. Также посылаем записной Лист «Беловодье». Может пригодиться для «Света». Итак, сейчас Вы увидите особые поползновения трио и ответите на них культурною работою. Вчера Сказано: «Жить – действовать, проявлять жизненность». Действительно, только к действию и жизненности соберутся и новые друзья и оживут многие старые. Не упустите новые возможности. Многие возможности часто по своему внешнему виду не отвечают своему большому значению. Будьте внимательны. По каким причинам трио теперь откладывает слушание дела? Весьма интересно, что именно их к этому побуждает? Ведь их причины не могут совпадать с нашими общими с Вами причинами. Нельзя ли обнаружить, нет ли у них каких-либо подкопов под Музей? Вероятно, они уже забыли все пророчества об Амосе и его значении для еврейского народа? Хорошо, что и Морис тоже в Нью-Йорке, и потому он еще более усилит надзор именно за Музеем. Ведь несомненно, что трио неусыпно что-то варят на своей кухне. И чад может донестись до Вас через Уильяма и Мари. А может быть, и какие-то совсем необычные неожиданные встречи откроют замыслы? Чем больше встреч, тем лучше. Заглохший крестовый поход за Культуру с новым сезоном должен опять обновиться. Сказано: «Нужно показывать деятельность – этого враги наиболее боятся». И психическая энергия развивается легче всего именно в действии. Об отложении уже знали. Многое знаем наперед. Но в письмах о многом нельзя говорить. Трудно рассчитать, чтобы письмо дошло вовремя. Итак, родные, преисполнимся нового мужества. Никакие опасности при единении и доверии не страшны. Все творится так, как нужно. Берегите друг друга и верных друзей, которым шлем сердечные приветы. Обнимаем Вас. Сердцем и духом с Вами.

Н., Е.Р.

 

Е.И.Рерих – А.М.Асееву

23 октября 1936 г.

Дорогой Александр Михайлович, все письма и все вложения получены в исправности. Вероятно, и Вы уже имеете мой ответ на три Ваших письма. Прошу Вас передать Раисе Михайловне наш самый сердечный привет за ее милое письмо и такую сердцем написанную статью. Но в силу некоторых обстоятельств сейчас лучше повременить с помещением этой статьи. Нам приходится считаться с мнением наших адвокатов, которые по своим особым соображениям не желают сейчас новых выпадов со стороны наших друзей. Пожалуйста, поцелуйте от меня Вашу милую сестру. Она мне близка уже тем, что по ее письмам вижу, как она любит Вас. Будучи противницей сентиментализма, я тем более ценю истинную сердечную заботу и дружные семейные отношения.

Возвращаю Вам эту статью и прилагаю статью Александра Ивановича Клизовского, которую он просил меня по прочтении переслать Вам. Считаю эту статью очень полезной и своевременной. Спасибо и за экземпляр «Агни Йоги» в польском переводе. Так же, как и Вы и А.Янушкевич, я глубоко возмущена тем, что г-н Ливский допустил явную ложь, поставив на обложке – «перевод с английского». Так люди сами снимают с себя маски. Две главные ветви славянского Древа должны бы жить в тесной дружбе и не поддаваться примитивным чувствам, основанным на невежественном атавизме. Вы уже имеете копию моего ответа Янушкевичу. На днях получила от него новое письмо, при случае перешлю его и мой ответ на него, который еще не состоялся. Хотя он, может быть, и лучший представитель, но все же и с ним нужна осторожность: намерения его хороши, но неуравновешенность сквозит в каждом письме.

Спасибо за копию письма Е.Ф.Писаревой. Да, она очень старенькая и потому много спрашивать с нее нельзя. Отношения Соловьева к Е.П.Блаватской запечатлены им самим в его книге «Современная Жрица Изиды», написанной им уже после ее смерти. Для каждого мало-мальски разбирающегося читателя книга эта является суровым обличением самому автору. Г-н Соловьев не заметил, какой суровый приговор он сам подписал себе этою книгою! Вся тупая самонадеянность бездарности, вся подлость, предательство и мелочность его натуры так и сквозят на каждой странице. Эпизод из жизни Соловьева, приведенный в письме Е.Ф., описан в томе «Писем Е.П.Блаватской к Синнетту». Письма эти замечательны. И когда русские теософы прочтут оба тома – «Письма Махатм к Синнетту» и «Письма Е.П.Блаватской к Синнетту», то многое встанет на свое место. В этих томах вы имеете всю историю Теософического Общества и главных фигур этого движения, и без всяких прикрас. Биография и статьи о Блаватской очень нужны, но также важно ознакомить Русское общество со всеми ее основными трудами. Когда мы знаем труды человека, то и биографии его получают совершенно иной смысл и значение. Знаю, как Великий Владыка М. был недоволен всеми биографиями, написанными о Блаватской. Ведь не нашлось тогда ни одного чуткого и умного сотрудника, который мог бы оценить эту титаническую натуру. Мелочность природы всех этих биографов видела лишь то, что было доступно их мещанскому кругозору. Конечно, Миид написал не так плохо, но все же А.Безант, пожалуй, лучше всех сказала о Е.П.Блаватской. Конечно потому, что сама она была крупным духом и только ее несчастная близость к Ледбитеру и неизжитое честолюбие и самомнение к концу жизни затуманили ее блестящий интеллект. Сейчас получила письмо из Парижа – на днях мне вышлют две рукописные тетради – биография Е.П.Блаватской, написанная ее сестрой В.Желиховской, и нигде еще не опубликованная. Передает ее мне графиня Д’Отман де Виллье, сама она русская и получила эту рукопись от наследников Желиховской. Мы знаем, что между сестрами не было дружбы, но по человечеству бывает, что после смерти лица, которому завидовали, начинают его особенно превозносить, также из-за личных соображений.

Вернемся к Е.Ф.Писаревой. Не перегружайте ее. Выказать дружелюбие не значит чрезмерно ухаживать. Самое трудное на пути ученичества – это соблюдение во всем меры или равновесия. Именно нужно выполнять Указания так, как Сказано – ни больше, ни меньше. Но в устремлении своем ученик умудряется перестараться, забывая, что все лишнее так же вредно, как и все недоделанное, и даже вреднее. Для Вашего сведения – Н.К. еще в прошлом ноябре послал Е.Ф. серию книг Живой Этики и сказал ей, Кем они даны, вернее, ответил на заданный ею вопрос, но до сего дня она ни словом не обмолвилась о них в своих письмах. Там, где сердце молчит, там не приходится искать огня. Окажите ей внимание, примите то, что она может дать, но не перегружайте ее ничем.

Возвращаю Вам страшные письма польского корреспондента. Редко приходится читать такие «страсти-мордасти» (помните книгу Горького?). Поверх тупой самонадеянности, наглости, конечно, встает махровое невежество. Такому типу совершенно бесполезно и даже вредно что-либо писать и сообщать. Аура его писем ужасна, она уявляет все признаки самого тяжкого одержания. Такая степень почти недоступна воздействию. Вероятно, именно его близость и губит его несчастную жену. Жаль ее! Если хотите, то напишите его жене, что любовь и несломимая вера в Силы Света поддержат ее. Пусть ничего не боится, только самое лучшее и мудрое может прийти от Сил Света. Но больше ни о чем не распространяйтесь и не упоминайте никаких Имен. Явного же служителя тьмы оставьте в покое, тем более что он убежден в гуманности темных сил!!! Суровость, вытекающая из Высшей Справедливости, конечно, недоступна пониманию таких махровых невежд. Что может знать этот кощунник о Буддизме?! Каждая мысль его, каждое слово противоречат первым основам этого великого Учения.

Между прочим, кощунник этот затронул понятие естественного пути. Привожу для Вас параграф из еще не собранной книги. «Что есть путь естественный? Самое неограниченное познавание в терпимости и терпение без всякого сектантства. Неограниченное познавание нелегко усваивается. Все около трудов человеческих ограничено. Каждое занятие как бы пресекает многие пути сообщения. Даже хорошие умы бывали загнаны в тесное русло. Болезнь самоограничения не похожа на самоотвержение. Для удобства ограничивает себя человек. Ведь исключениями будут смелые действия для неограниченного познавания. Злоба и ненависть совершают свои действия в ограниченности. Для неограниченного действия нужно преисполниться доброжелательством и находить причины и следствия глазом добрым. Суровость труда не имеет ничего общего с осудительством. Осуждают люди ограниченные. Из осуждения не родится усовершенствование. Но можно ли в смятении мечтать о неограниченном познавании? Учиться везде и всегда можно. Сами возможности притекают к неудержному стремлению. Лишь в движении заключается путь естественный»[262].

«Поистине, нужно искать. Нужно помнить, что малая искра производит великий взрыв. Одна мысль привлечет и отгонит. Властители умов человеческих нередко сами водимы. И какие пустые звуки могут пресекать волю человека и навсегда помешать уже слагавшемуся пути! Добро не мешает, но зло препятствует. Так запомним, что малая искра решает великие взрывы»[263].

«Неужели на пути к Братству нужны такие приготовления? Именно, не только приготовления, но и Озарение. Решающий посвятить себя Великому Служению не пожалеет ли? В малодушии восстанут все примеры благополучия и удобства. Даже могут быть улыбки сожаления. Как же преодолеть такие насмешки без Озарения?»[264]



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.