Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





По политическому режиму. По форме правления



По политическому режиму

● демократические государства; ( норвегия, швеция)

● авторитарные государства; ( эфиопия когда то, гватемала, куба до 1959 и т.д.

● тоталитарные государства. ( гитлеровская германия и др.)

По форме правления

 

● Монархии (бруней, великобритания, испания )

● Республики (австрия армения бангладеш)

 

*Режим и форма правления – это критерии, под точечками – классификация.

8.* Методология системного подхода на примере трансформации Венской системы международных отношений.

*Не очень понимаю, что он хочет, но почти уверена, что не историю венской системы. На парах этого тоже вроде не было

Системный подход - рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов

Венская международная система сложилась по результатам работы Венского конгресса и имела целью утверждение установленного в результате наполеоновских и революционных войн, соотношения сил, закрепления границ национальных государств.
Причины установления системы: т.к. баланс сил в Европе был неустойчивым, а главенство национальных интересов не позволяло качественно формировать компромиссные решения между государствами это привело к войнам, соответственно назрела необходимость в новом мировом порядке.
Основа: Европейский концерт базировался на общем согласии больших государств: России, Австрии, Пруссии, Франции, Великобритании. Любое обострение отношений между ними могло привести к разрушению международной системы.
Период: С 1814г-1853г
Почему система рухнула: Баланс сил в Европе нарушили европейские революции 1848-49 гг. под влиянием новых либеральных идей, а также Крымская война 1853-56 гг. с поражением России и ее принудительной изоляцией, и соответственно падением авторитета страны. Таким образом нарушается баланс сил. В этих условиях важнейшими направлениями внешней политики великих держав становится завершение колониального раздела мира и создание военно-политических блоков с целью подготовки к будущей войне.
А после первой мировой войны изменилась расстановка сил, требующая ее отражения в международных отношениях в качестве другой системы.

9. Понятие «лидерство» в мировой политике и его критерии.

Лидерство может пониматься как деятельность, которая направляет поведение участников мирополитического взаимодействия, определяет динамику мирового политического процесса и глобальное развитие в целом.

Наличие лидерских качеств характеризуется наивысшей способностью страны или нескольких стран влиять на формирование международного порядка в целом или его отдельных фрагментов.

Критерии лидерства подвижны, а позиции стран могут быстро слабеть или разрушаться. Так например постепенно происходит делигитиматизация США, т.к. первым на международный план выходит Китай ( новые технологические форумы, институты и т.д.)

Но вообще исторически, главными критериями являлась мощь государства, победы в войнах и систематическое увеличение территорий или колоний.
Сейчас, классическими критериями являются лучшие показатели (экономические, технологические, политические, иные)

 

10. Основные черты и трансформация Вестфальской̆ политической модели мира на современном этапе.

*Поработать с текстом, понять что о чем и выделить черты этой модели мира

Вестфальская система представляет собой не только набор принципов, не только совокупность международных договоров (к ним еще надо добавить совокупность государств, режимов, институтов и т.д.). Но главное - это прежде всего система, которая упорядочивает все эти элементы и формирует целостность. Вестфальская система развивалась и усложнялась на протяжение более трех с половиной веков.

Со второй половины ХХ столетия происходит существенная трансформация Вестфальской системы. К ней привели три важнейших явления. Первое связано с крушением колониальной системой, в результате чего в единой политической системе мира, основанной на принципах национального суверенитета, оказались очень разные государства по отношению к самой системе: вестфальские, довестфальские, постфестфальские.

/////

1) вестфальские государства, ориентированны на четкое разделение внутренней и внешней политики, принцип национального суверенитета и т.п. 2) поствестфальские государства (государства Европейского союза), для которых характерна передача части функций на наднациональный уровень, а части – на внутригосударственный; 3) довестфальские государства, которые в значительной степени ориентируются на родо-племенные и конфесииональные отношения, несмотря на то, что у них существуют формальные признаки национального государства. ( сюда же эти фейлид стейтс)

////

Второе важное событие второй половины ХХ в. заключается в активном выходе на мировую арену негосударственных транснациональных акторов (ТНА) – НПО, ТНК и т.д. Р. Кохэн и Дж. Най еще в начале 1970-х гг. проиллюстрировали этот феномен графически. Если ранее государства взаимодействовали между собой и своими обществами, то во второй половине ХХ в. эти связи и взаимоотношения усложнились: разные акторы в принипиально ином масштабе стали выходить на мировую арену. В дальнейшем активность транснациональных акторов в количественном отношении резко возросла и привела к качественным изменениям, связанных, в том числе, с тем, что практически не осталось сфер, в которых бы не действовали негосударственные ТНА

Наконец, третьим важнейшим моментом, повлиявшим на политическое развитие мира во второй половине ХХ столетия, стала научно-техническая революция. В результате нее слабому государству или даже небольшой группе людей оказывается под силу нанести ущерб другим, который ранее могли осуществить только ведущие государства-лидеры. Современный мир оказался зависимым не только от поведения сильных, но и слабых.

11. Основные тенденции эволюции современной системы международных отношений. Современный «концерт» великих держав.

В глобальный концерт могут войти шесть участников: Китай, Евросоюз, Индия, Япония, Россия и США. Демократии и недемократии будут обладать равным статусом, а включение в концерт станет следствием мощи и влияния государства, а не ценностей и типа режима (я бы выделила это как тенденцию, т.к. правила игры меняются, если раньше было важно одобрение других государств, то сейчас мы видим что критика никак не мешает политики сша, китая, и даже санкции направленные на россию не в состоянии повлиять на курс политики и место страны на мировой арене) . На долю предполагаемых участников концерта приходится около 70 процентов глобального ВВП и мировых военных расходов. Включение в концерт этих шести тяжеловесов придаст ему геополитический авторитет и не позволит превратиться в слишком громоздкий дискуссионный клуб. ( я бы выделила это как тенденцию «сокращения участников». Это прослеживается даже в организациях вроде Евросоюза, который принимает новых участников вроде Японии и Украины не как полноценных участников с правом голоса а уже только как «страна с особы статусом» которая не имеет голоса, но в случае чего поддержка будет оказана, можно)

Тенденции:

Исходную позитивную роль для запуска этого процесса, который обещает быть достаточно длительным, с сильным элементом неопределенности и непредсказуемости, сыграло прекращение изнурительного, жесткого противостояния между обладателями крупнейших ракетно-ядерных потенциалов и их союзниками, что не раз ставило человечество на грань катастрофы. Удалось освободиться от пресса идеологической и политической конфронтации времен «холодной войны». В мире утвердились демократические, рыночные модели развития. Широкое поле совпадающих интересов позволило преобразовать алгоритм международных отношений, открывая невиданные ранее перспективы решения общечеловеческих проблем без сдерживающего влияния блоковой дисциплины и идеологических шор, хотя в сфере стратегической стабильности и контроля над вооружениями элементы двухполярной системы по-прежнему сохраняются.

Очерченные радикальные сдвиги неслучайно совпали с набирающей обороты глобализацией. Она существенно сблизила различные мировые культуры благодаря новой динамике торгово-экономических связей, бурному совершенствованию средств информации и коммуникаций. Резко усилилась взаимозависимость государств: их безопасность и процветание отныне неделимы.

 

12.* Понятие силы в мировой политике. Основные подходы к определению и содержанию силы.

Согласно Дж. Наю, можно утверждать о том, что «сила» во внешнем мире – это, прежде всего, способность влияния одного государства на поведение другого в желаемом для себя направлении, а также установление различных форм зависимости одного политического субъекта от другого.

Следовательно, правомерно говорить о существовании и использовании различных видов силы в арсенале государств, избирательно применяемых ими в своей внешнеполитической деятельности. Тем не менее, зачастую, когда говорят о силе, то имеют в виду прежде всего её военную составляющую. Это вполне объяснимо тем обстоятельством, что сама система международных отношений характеризуется высокой конфликтностью.

Однако, по мнению ряда экспертов, основные перемены на современной международной арене связаны не с использованием военной силы, а с применением невоенных инструментов. В современном мире большое значение придается превентивной дипломатии и миротворчеству как наиболее эффективному с точки зрения затрат пути предупреждения споров, недопущения перерастания существующих споров. (это называется мягкая сила)

Соответственно в понятие силы состоит из двух частей - Мягкая сила и Жесткая сила. Т.к. сопутствующие минусы второй всем очевидны ( упадок экономики, нехватка рабочих мест, терроризм и т.д.) то становится понятно что сила страны заключается по большей степени в ее привлекательности ( в мягкой силе)
Поэтому очевидно что Япония и Китай повышают свою «силу» за счет улучшений технологий, выхода на мировой рынок и как следствие высокий ввп и появление ресурсов и влияния. Франция на первом месте в рейтингах за счет культурной привлекательности а также большому числу образовательных программ (качественный уровень образования)
Содержание мягкой силы высчитывается из огромного числа факторов и показателей, и есть основные ресурсы которые занимаются ежегодным рейтингов, например самый известный рейтинг от консалтингового агентства Portland.

 

В качестве жесткой силы наоборот проводятся жесткие пресекающие меры, например попытки разоружения, так например подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере в 1963 году, предложение об «открытом небе» и т.д.

 * Почитай, мб что убрать, что то дополнить

13. Проблема несостоявшихся государств (failed states) в мировой политике.

Несостоявшееся государство, или провалившееся государство (англ. failed state) — термин, применяемый для обозначения государства, которое не в состоянии поддерживать своё существование в качестве жизнеспособной политической и экономической единицы

Для них часто характерны развал политических институтов, законодательной системы; межобщинные конфликты; проявление национализма. Примерами могут служить Сомали, Афганистан, Руанда и др. Такие государства получили название несостоявшихся. Будучи слабыми, они создают и угрозу стабильности для других, являются очагами конфликтов, на их территории нередко базируются террористы, наркодельцы и т.п.

Хотя изначально рассматривалась более жесткая концепция, в виде государства, не способного поддерживать свое существование как жизнеспособная политическая и экономическая единица. А сейчас Рейтинг «The Failed States Index» высчитывается по двенадцати параметрам: демография, беженцы, состояние экономики, положение с правами человека и др.

Нельзя забывать, что есть организация, которая должна искать решения самых острых глобальных проблем и это ООН, которая также занимается проблематикой Failed States ( гуманитарная помощь, может добиться силового вмешательства, санкции и т.д.)

* Почитай, мб что убрать, что то дополнить

14. Актор мировой политики: понятие, основные тенденции развития.

Актор мировой политики - участник мировой политики, который может влиять на процессы, происходящие в мире ( с помощью авторитета или ресурсов )

Акторами могут выступать :

Государство (партии, монархи и т.д.)
МПО (виды мпо)
Неправительственные организации
Вооруженные группы
Сми

В тенденции входит уход унифицированной власти государства. Теперь появляются крупные организации, способные влиять на мировую политику и лоббировать свои интересы, у них появляется все больше ресурсов к этому. По сути их самих можно назвать чуть ли не инструментом влияния на МП, и тогда к ним можно причислить даже СМИ.

*Ради прослеживания тенденций можно почитать 18ый билет

15. Межправительственные организации в мировой политике. Их роль и возможные классификации.

МПО создаются государствами на основе международных договоров для реализации общих целей и действуют согласно уставным документам. Одновременно МПО являются источником развития международного права через создание правовых норм и процедур взаимодействия на мировой арене. МПО предполагают институциализацию (в том числе наличие штаб-квартиры, аппарата и т.п.) и создание механизмов реализации своих целей.

Межправительственные организации являются важнейшим актором мировой политики. Они могут быть универсальными. И членом их может стать любое государство мира. Цели таких организаций ориентируются на широкий спектр международной проблематики, включая политические, экономические, военные, социальные и другие вопросы. Примерами универсальных организаций служат Лига Наций и ООН. Другой тип международных организаций также предполагает множественность целей, но членство в них ограничено. К ним относятся, например, Африканский Союз (АС), Организация американских государств (ОАГ). «Большая восьмерка». Существуют МПО со специальными целями. Многие из них созданы ООН и являются ее специализированными учреждениями. например, Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др. В целом же большинство МПО имеют специальные цели и ограниченное число участников.

В настоящее время насчитывается около 300 МПО, среди которых, ООН, Евросоюз, НАТО, ОПЕК, АСЕАН, МВФ, ВТО, СНГ и др. НПО возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и (или) юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств.

*Почитай, отбери что важно что нет

16. ООН и ее роль в современной мировой политике. Дискуссии о реформировании ООН.

Организа́ция Объединённых На́ций (ОО́Н) — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами.

ООН считается универсальным форумом, наделённым уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности, главным элементом современной многосторонней дипломатии. Устав оон подписан в 1945г. – дата создания по сути. В ООН в настоящее время входят 193 государства.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат ООН.

Реформы : *далее тупо вставлен текст из прикрепленной одноименной статьи которую присылал сам анисимов, поработай с ним

 

Совет Безопасности ООН как приоритет реформы ООН

В свете последних событий - обострения существующих и возникновения новых международных конфликтов, угрозы международного терроризма в лице «Аль-Каиды» и «Исламского государства», массового и грубого нарушения прав человека в результате деятельности последних - как никогда ранее актуализируется вопрос усовершенствования деятельности ООН и ее адаптации к серьезному изменению международно-политического ландшафта. Перед Организацией встают дополнительные задачи, для решения которых требуется совершенствование существующих, более того - создание новых механизмов функционирования. Назрел вопрос реформирования ООН. Разговор о назревшей необходимости перемен в ООН ведется уже давно, но в начале нового тысячелетия эта тема стала особенна актуальна. Очевидно, что в нынешней, весьма сложной международной обстановке основной фокус внимания в этом процессе должен быть сосредоточен на реформировании Совета Безопасности ООН как главного органа, ответственного за поддержание международного мира и безопасности. В статье рассматриваются возможные модели усовершенствования деятельности органа, а именно расширение его членского состава, проблематика рабочих методов, включая использование института права вето, а также анализируются позиции государств - членов Организации по вопросу реформы Совета Безопасности ООН. В заключении особо отмечается безальтернативность решения имеющихся проблем с помощью многосторонней дипломатии и особая роль ООН в этом процессе как уникальной международной площадки сотрудничества государств мирового сообщества.

17.* Понятие «международного режима» в мировой политике. Общая характеристика «международного режима» (на примере одного «международного режима» по выбору).

*Не знаю что он хочет, не уверена что это то

Краснер определил международный режим как совокупность принципов, норм, формализованных или неформального характера соглашений и процедур принятия решений, управляющих особой областью международных отношений

Таким образом, понятие международного режима уточняется до специфической процедуры урегулирования или превентивного разрешения различных международных конфликтов — торговых, политических, финансовых и иных. Это совокупность институтов, характеристик и механизмов, не имеющих соответствующего юридического оформления, но способных выполнить возложенные на них задачи. Благодаря международным режимам государства осуществляют процесс их сближения, выражающийся в экономической и политической интеграции мирового сообщества.

18. Негосударственные участники мировой политики. Возможные классификации. Основные тенденции развития.

Другой актор мировой политики - международным неправительственным организациям (международные НПО. К ним относят организации, которые не учреждены на основании межправительственных соглашений и которые действуют не только в рамках одного государства. Членами МНПО могут быть как национальные неправительственные организации или ассоциации, так и частные лица. Действуют МНПО по своим учредительным документам. При этом их деятельность не направлена на извлечение прибыли.
Многие НПО пользуются значительной поддержкой населения, что позволяет им действовать эффективно. При подготовке Устава ООН в 1945 г. «Rotary Club» и Международный Красный Крест добились включения в него статьи 71, в которой сказано, что Экономический и Социальный Совет ООН уполномочивается консультироваться с неправительственными организациями.

Следующий значимый актор мировой политики — транснациональные корпорации (ТНК). ТНК представляют собой бизнес-структуры, деятельность которых в значительной степени распространяется на несколько стран. В отличие от международных организаций ТНК работают с целью извлечения прибыли.
Рост ТНК стимулируется развитием транснациональных банков — ТНБ, которые осуществляют финансовые операции по всему миру. ТНБ делают капитал крайне мобильным, предоставляя возможность быстрого развития транснациональных корпораций. ТНК активно вовлекаются во внутриполитические процессы стран, в которых действуют, и в международную деятельность. Финансовые рычаги, которыми располагают транснациональные корпорации, позволяют им порой действовать весьма эффективно и на международной арене: инвестиции в экономические проекты дают возможность в ряде случаев предотвратить развитие конфликта или способствовать его разрешению. В то же время деятельность ТНК имеет и оборотную сторону, порождая одностороннее развитие экономики, и различного рода противоречия

Наконец, еще один актор на мировой арене – террористические организации. Несмотря на то, что терроризм известен человечеству давно, именно в настоящее время он приобрел глобальный характер, что выражается в действиях вне зависимости от территориальных границ.

Кроме названных, ряд авторов выделяют в качестве самостоятельных акторов отдельных людей (например мать Терезу), а также глобально ориентированные СМИ (такие как CNN, Al Jazeera, Russia Today), которые оказывает сильнейшее влияние на сознание людей, формирую отношение к политическим событиям.

В современном мире идет процесс формирование новых акторов.

Как еще одни возможные классификации, а так ищи их среди текста выше :

-корпоративные или унитарные по основанию возможности учредителей участвовать ими
-цель деятельности
-функции иностранного агента или в интересах государства

19*. Глобализация как основная тенденция развития мирового политического процесса. Понятие и особенности.

*Хер знает короче почему это основная тенденция, какие для этого причины, поэтому написала только понятие и особенности

Глобализа́ция — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

Глобализация является характерной чертой процессов изменения структуры мирового хозяйства, понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, путём включения в мировой рынок и тесного переплетения экономики на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, уменьшение влияния государственного суверенитета, которое являлось главным действующим лицом международных отношений.

Особенности /черты

-разделение труда (понимается специализация отдельных государств на определенных видах деятельности: производ- стве товаров, оказании услуг, добыче и реализации полезных ископае- мых, использовании результатов научно-технического прогресса.)
-большее взаимодействие регионов и стран ( из первого пункта следует этот)
-рост миграции (во первых внутренняя миграция из за большей развитости центров и меньшей развитости регионов, отсутствие рабочих мест. Внешняя из за упадка экономики страны, военных конфликтов и т.д., человек ищет работу )
-увеличение разрыва между богатыми и бедными (неравномерное распределение ресурсов)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.