Глава IV В КАКИХ ЗАНЯТИЯХ ПОСТЕПЕННО ДОЛЖНЫ УПРАЖНЯТЬСЯ ДЕТИ С САМОГО РОЖДЕНИЯ, ЧТОБЫ НА ШЕСТОМ ГОДУ СВОЕЙ ЖИЗНИ ОНИ ОКАЗАЛИСЬ УСВОИВШИМИ ЭТИ УПРАЖНЕНИЯ
Глава IV В КАКИХ ЗАНЯТИЯХ ПОСТЕПЕННО ДОЛЖНЫ УПРАЖНЯТЬСЯ ДЕТИ С САМОГО РОЖДЕНИЯ, ЧТОБЫ НА ШЕСТОМ ГОДУ СВОЕЙ ЖИЗНИ ОНИ ОКАЗАЛИСЬ УСВОИВШИМИ ЭТИ УПРАЖНЕНИЯ
1. — Кто не знает того, что сучья многолетнего дерева сохраняют то самое взаимное расположение друг к другу, по которому они должны были образовываться с самого возникновения. Ведь иначе не могло и быть. Кто мог бы надеяться, что у животного также разовьются когда-либо впоследствии все его члены, если оно не получило зародыша их в начале своего формирования, кто мог бы исправить какое-либо животное, если оно появится на свет хромым, слепым, неполным или увечным? Следовательно, и человек в начале образования тела и души, должен быть создан таким, каким он должен быть в течение всей жизни. 2. — Правда, богу было бы легко обратить закоренелого порочного человека в честного и сделать иным. Однако по природе обыкновенно бывает так, что каким что-либо стало образовываться с самого начала, таким останется до конца и в старости приносит те же самые плоды, семена которых получило в молодости. С этим согласна и известная пословица: «Занятия молодости наслаждение старости». 3. - Поэтому родители не должны откладывать воспитание до обучения своих детей учителями и служителями церкви (так как невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым и лес, повсюду усеянный терновыми кустами, превратить в огород). Они сами должны изучить способы обращения со своими сокровищами, согласно с их ценностью, чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви у бога и людей.
4. — И так как мы оказали, что всякий, кто хочет жить на пользу богу и людям, должен быть воспитан в благочестии, добрых нравах и полезных науках, то основы этих трёх условий родители должны закладывать в первом возрасте детей. Насколько это должно развиваться в этом первом шестилетии, нужно показать в отдельности.
5. — Истинное и спасительное благочестие состоит в следующих трёх требованиях: I. — Наше сердце, будучи всегда и везде обращено к богу, должно искать его во всех делах. II. — Идя по стопам божественного провидения, оно всегда и везде должно относиться к богу со страхом, любовью и послушанием. III. — Поэтому, всегда и везде помня о боге, обращаясь к богу и соединяясь с богом, оно должно наслаждаться миром, радостью и утешениями. 6 — Это есть истинное благочестие, приносящее человеку рай божественного наслаждения; его основы можно внедрить ребёнку в пределах шести лет настолько, чтобы он знал: (1) что бог существует, (2) везде присутствуя, взирает на всех нас; (3) тем, кто за ним следует, дарует пищу, питьё, одежду и всё; (4) людей строптивых и безнравственных наказывает смертью; (5) его следует бояться и всегда призывать и любить как отца; (6) нужно исполнять всё то, что он повелевает; (7) если мы будем добрыми и честными, он примет нас на небо и пр. В этих пределах, говорю я, ребёнка к шести годам жизни должно довести в благочестивых упражнениях. 7. — А что касается нравов и добрых качеств, то дети должны отличаться следующими: (1) Умеренностию; их нужно научить есть и пить сообразно с требованием природы; не объедаться и не переполняться пищей и питьём сверх необходимости. (2) Опрятностью, чтобы они научились соблюдать приличие при еде, в одежде и в попечении о теле, (3) Почтительностью к старшим, чтобы они научились относиться с уважением к их действиям, словам и взглядам. (4) Предупредительностью, чтобы они по знаку и слову старших готовы были немедленно выполнить всё. (5) Крайне необходимо, чтобы они научились говорить правду, чтобы все их речи были, по учению Христа: что есть — то есть, чего нет — того нет. Пусть же никогда не приучают их лгать и говорить не то, что есть, серьёзно или в шутку. (6) Также нужно приучать их к справедливости, чтобы они не касались ничего чужого, не трогали, не брали тайно, не прятали и не причиняли кому-либо вреда. (7) Нужно также внушать им благотворительность; быть приятными для других, чтобы они были щедрыми, а не скупыми и не завистливыми. (8) Чрезвычайно полезно приучать их к труду, чтобы они привыкли избегать ленивого досуга. (9) Их нужно приучать не только говорить, но и молчать, где это необходимо: во время молитвы, или когда говорят другие. (10) Нужно приучать их к терпению, чтобы они не думали, что всё должно являться к ним по их мановению; с раннего возраста постепенно они должны приучаться обуздывать страсти. (11) Так как деликатность (гуманность) и готовность служить старшим является особенным украшением юношества, то будет уместным, чтобы и к этому также приучались они с детства. (12) Пусть они научатся также тому, что развивает изящество манер, чтобы к каждому проявлять деликатность, уметь приветствовать, подавать руку, наклонять колено, благодарить за одолжение и пр. (13) А чтобы здесь не оказалось некоторого легкомыслия или грубости, они должны вместе с тем приучаться держать себя с достоинством, во-всём вести себя сдержанно и скромно. Обладая такими качествами, мальчик легко, по примеру Христа, приобретёт себе расположение у бога и у людей. 8. — Что касается свободных искусств, то они делятся на три разряда. Ведь мы учимся одно — знать, другое — делать, третье — говорить, или лучше — всему (знать, действовать, говорить), кроме дурного. 9. — В первые шесть лет ребёнок начнёт познавать следующее: (1) Относительно природных явлений в том, что касается физики, он узнает названия стихий: огня, воздуха, воды, земли и научится называть дождь, снег, свинец, лёд, железо и пр. К этому он присоединит названия деревьев и некоторых, более известных и более часто встречающихся трав и цветов: фиалки, карнофиллы, розы; также различия животных: что такое птица, животное, конь, корова и пр.; наконец, как называются внешние части тела, для какой цели они предназначены: уши — чтобы слушать, ноги — чтобы бегать и пр. (2) Из оптики им будет достаточно знать, что такое тьма, что такое свет и различия некоторых более употребительных цветов, а также их названия. (3) В астрономии — различать солнце, луну и звёзды. (4) В географии — место, где он родился и где он живёт: деревню, город, крепость или замок. Что такое поле, что такое гора, луг, лес, река и пр. (5) Ребёнок схватит первые линии хронологии, если узнает, что такое час, день, неделя, месяц, год, что такое весна, лето и пр. (6) Началом истории будет, если он может запомнить, что произошло вчера, сегодня, в прошлом году, два или три года назад; правда, это было бы по-детски, и воспоминание об этом было бы слабым и как бы туманным. (7) Из экономики (хозяйства) ребёнок должен узнать, кто относится к составу семьи и кто нет. (8) Из политики — узнать какого-либо в государстве консула (бюргермейстра), сенатора (члена совета) или судью (фогта); равным образом узнать о том, что граждане иногда собираются на совещания и пр. 10 - Что касается деятельности, то некоторые относятся к действию искусства, касаются ума и языка, например — диалектика, арифметика, геометрия, музыка; некоторые — к действию руки, например ручные труды и физические упражнения. (1) Начала диалектики в первые шесть лет могут быть усвоены лишь настолько, чтобы ребёнок понимал, что такое вопрос, что такое ответ, и научился на предложенный вопрос отвечать прямо, а не так, чтобы на вопрос о чесноке рассказывал о луке. (2) Основами арифметики будет, если ребёнок будет знать, что такое много или что такое мало, и будет уметь считать до 20 или до 60 и будет понимать, что такое число чётное или нечётное, а также, что 3 более 2; 3 и 1 = 4 и пр. (3) Из геометрии он узнает, что значит малое или большое, короткое или длинное, узкое или широкое, тонкое или толстое. Также, что называется четверть, локоть, сажень. (4) Музыкальные уменья детей будут состоять в том, чтобы спеть на память какой-нибудь стишок из псалмов или гимнов. (5) Началом какого-либо ремесла или труда будет, если дети научатся тому, что им так свойственно: рубить, колоть, сечь, строить, располагать, связывать, развязывать, сваливать в кучу, разваливать. 11.- Что касается языка, то он развивается грамматикой, риторикой и поэтикой. (1) Грамматика для первых шести лет будет состоять в том, чтобы ребёнок мог назвать столько вещей, сколько их знает, хотя бы он мог выразить это пока и с ошибками, но ясно и отчётливо, чтобы его можно было понять. (2) Риторика детей будет состоять в том, чтобы пользоваться естественными жестами, а также в том, чтобы подражать тропам и фигурам, которые они слышат. (3) Начало поэтики будет заключаться в том, чтобы заучить наизусть несколько стишков или рифм. 12. - Далее, нужно обратить внимание на то, как в отдельных этих знаниях и уменьях нужно с детьми идти вперёд, не распределяя материала с полной точностью по годам или месяцам (как будет впоследствии в других школах), и именно по следующим причинам: (1) Не все родители могут соблюдать в своём доме такого рода порядок, как это бывает в общественных, школах, где никакие исключительные дела не будут нарушать порядка работы. (2) В этом первом детском возрасте не все дети обладают одинаковыми способностями: некоторые дети начинают говорить на первом, а некоторые — только на втором или даже на третьем году. 13. - Итак, вообще я покажу, каким образом в первые шесть лет нужно давать образование детям: (1) в понимании вещей; (2) в физических трудах и в ловкости; (3) в искусстве речи; (4) в нравах и добродетелях; (5) в благочестии; (6) так как основой всего этого является жизнь и крепкое здоровье, то прежде всего будет указано, каким образом, при тщательном попечении родителей, можно сохранить детей здоровыми и невредимыми.
|