Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коменский Я. Материнская школа



Коменский Я. Материнская школа

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I ТАК КАК ДЕТИ ЯВЛЯЮТСЯ ДРАГОЦЕННЕЙШИМ ДАРОМ БОЖИИМ И НИ С ЧЕМ НЕ СРАВНИМЫМ СОКРОВИЩЕМ, ТО К НИМ НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ С ВЕЛИЧАЙШЕЙ ЗАБОТЛИВОСТЬЮ

9. — Но если бы мы поразмыслили даже над настоящим положением, то и то очевидно, почему дети, неоценённое благо (в глазах бога), должны быть такими и для родителей. Прежде всего потому, что они являются ещё неосквернённым, а следовательно, и невинным образом божиим (Иона, 4, 11). Ибо, за исключением одного только первородного греха, они ещё пока не осквернились никаким преступным делом, не умея различать добра от зла, правой руки от левой. Что бог обращает внимание на это, достаточно видно из известных слов к Ионе и из других мест.

14. — В-третьих, золото и серебро — вещи ненадёжные и скоро проходящие, а дети — бессмертное наследие. Ибо хотя многие из детей умирают, однако они не обращаются в ничто и не погибают, а только переходят из смертной оболочки в бессмертное царство. Поэтому бог возвратил Иову всё его богатство и всё, что он имел, вдвойне по сравнению с тем, что отнял у него прежде; лишь детей он дал столько, сколько он имел раньше (именно семь сыновей и три дочери); однако и это также было вдвойне, так как первые не погибли, но были ранее направлены к богу.
15. — В-четвёртых, золото и серебро происходят из земного праха, дети — из самой нашей сущности. Следовательно, они часть нашей сущности, и их следует нам любить не меньше, чем самих себя. Поэтому в природу всех животных бог вложил такую любовь к своим детям, что иногда за их спасение они готовы пожертвовать своею собственною жизнью. Если кто-либо такую любовь перенёс бы на золото и серебро, то на суде самого бога был бы осуждён за идолопоклонство.
16. — В-пятых, золото и серебро переходят от одного к другому, как бы не принадлежа никому, а являясь общим всем, а дети, по божеской воле, являются для родителей таким неотъемлемым достоянием, что нет никого в мире, кто мог бы лишить кого-либо этого права, отнять у него это достояние. Ведь это владение исходит с небес и является неотъемлемым наследством.
19. — В-восьмых, человеческая жизнь, по словам господа (Лука, 12, 15), состоит не в изобилии средств, так как если бог отнимает своё благословение, то пища не питает, лекарство не излечивает, одежда не греет (Второз., 8, 21, Премудр., 16, 12 и 26), но с детьми и из-за них всегда бывает благословение, так что не бывает недостатка для их пропитания. Ибо если бог дарует пищу детям воронов, просящих у него, то каким образом он не имел бы попечения о детях людей, о своём образе? Итак, разумно сказал д-р Лютер: «Не мы питаем наших детей, а они нас, потому что из-за них, невинных, бог посылает необходимее, а мы, старые грешники, разделяем с ними трапезу».
20. - Наконец, серебро, золото, драгоценные камни не могут научить нас ничему иному, чему учат другие творения, а именно — божественной мудрости, могуществу, благости. А дети нам даются как зерцало скромности, приветливости, доброты, согласия и других христианских добродетелей, так как сам господь изрекает: «Если вы не обратитесь и не станете, как дети, то не войдёте в царство небесное» (Матф., 18, 3). Итак, если бог хочет, чтобы этих детей мы имели учителями, то, по справедливости, мы полагаем, что мы должны о них заботиться.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.