Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Диагностические методики в ДОЛ»



 

Экстремальные ситуации в ДОЛ и особенности действия вожатого в них

 

Экстремальные ситуации в ДОЛ и особенности действия вожатого в них

Пожар

Пожар – неконтролируемое возгорание деревьев, леса или жилых помещений.

1. Эвакуация детей с территории очага возгорания.

2. Во время пожара необходимо, не теряя самообладания, быстро реагировать на возгорание, для тушения использовать песок, воду, покрывала, одежду, огнетушители и т.д.

3. Во время пожара нужно закрыть двери и окна, т.к. потоки воздуха питают огонь, закройте газ, отключите электроэнергию.

4. Если на человеке загорелась одежда, не позволяйте ему бегать, повалите его на землю, закутайте покрывалом и обильно полейте.

5. Ни в коем случае не раздевайте обожженного, если одежда уже прогорела. Накройте пострадавшие части тела стерильной ватой.

6. Если вы попали в зону лесного пожара, начали задыхаться от дыма, то до безопасного места следует добираться ползком плотно прижимаясь к земле, т.к. воздух внизу, около травы значительно чище.


Гроза.

При грозе опасно поражение человека молнией. Опасность молнии заключается не в том, что электрический заряд поражает не только то, во что попадает, и всех, кто находится рядом.

1. Во время грозы нужно немедленно прекращать движение и искать укрытие.

2. Безопасное укрытие в грозу – ложбина, канава, яма. Нужно лечь на землю и ждать, пока гроза не прекратится.

3. Во время грозы нельзя бегать. Без промедления все металлические предметы нужно удалить, антенны переносных приемников убрать, сотовыми телефонами не пользоваться.

4. Прятаться под кроной одинокого раскидистого дерева опасно. Надежное убежище –гуща леса.

5. Купаться в грозу опасно.

6. Избегайте сквозняков, т.к. появляется большая вероятность попадания шаровой молнии.


Солнечный и тепловой удар.

Солнечный удар – результат длительного пребывания под лучами солнца с непокрытой головой. Чаще всего бывает в безветренную погоду, при высокой влажности воздуха.

Тепловой удар - результат перегревания тела под влиянием чрезмерного повышения температуры окружающей среды и нарушения терморегуляции организма (баня, парниковый эффект). Чаще всего бывает у людей ослабленных хроническими заболеваниями.

Помните:

- легкая светлая одежда отражает солнечные лучи,

-темная одежда поглощает солнечные лучи, не пропускает воздух.

Признаки перегревания организма:

1. Человек бледнеет

2. Появляется головокружение

3. Заметны сонливость, апатия

4. Пострадавшего может шатать, речь несвязна

5. Одышка, PS частый, возможна потеря сознания.

Вожатый(воспитатель) должен оказать первую помощь:

1. Пострадавшего перенести в тень

2. Придать полусидячее положение

3. Освободить шею от стесняющей одежды

4. Дать понюхать ватку , смоченную в нашатырном спирте (если в обморочном состоянии)

5. Усиленно поить подсоленной водой (если в сознании)

6. На голову положить холод

7. Дать валериановые капли (15-20 кап. на полстакана воды)

8. Для улучшения сердечной деятельности больному можно дать крепкий чай.


Обморок

Обморок – внезапная потеря сознания в результате снижения АД до уровня, при котором не обеспечивается достаточное кровоснабжение мозга.

Первая помощь (вожатый, воспитатель):

1. Освободить шею и грудь от стесняющей одежды (облегчить дыхание)

2. Спрысните лицо холодной водой

3. Дать понюхать ватку , смоченную в нашатырном спирте

4. При покраснении лица и затруднении дыхания придать потерявшему сознание полусидячее положение

5. При резкой бледности – положить больного на спину, ноги приподнять на 40-50 см.

6. Усилить приток воздуха (открыть двери, окна, обмахивать лицо ч.-н.)

7. При рвоте нужно повернуть голову набок, чтобы не допустить удушья

8. Когда пострадавший придет в себя, поддержите его силы крепким чаем или кофе.


Истерический припадок

Обычно не сопровождается потерей сознания.

1. Проходит тем быстрее, чем сильнее оказывается волевое воздействие на психику больного- полезно иногда прикрикнуть на, чтобы заставить его хотя бы на минуту сосредоточиться, поскольку истерический припадок есть своего рода следствие временного расслабления воли.

2. Дать понюхать ватку, смоченную в нашатырном спирте, обтереть лицо холодной водой.

3. Дать выпить холодной воды с 15-20 каплями валерьянки.

 

ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ (распространенные в окрестности лагеря)

Вех ядовитый или цикута растет около прудов, рек, прямо в воде. Высокий трубчатый стебель привлекает внимание ребят как материал для изготовления духового ружья. Стоит немного подержать во рту ил и откусить стебель веха – можно получить опасное для жизни отравление.

Признаки отравления:

1. Признаки отравления появляются быстро через 5-10 минут

2. Боль в животе, головокружение, слабость, тошнота, рвота, трудно дышать, резкая бледность кожи.

3. Часто теряется сознание, м.б. судороги.


Белена. Растет на пустырях, выгонах, вдоль дорог, на полях. Цветет желтовато-белыми цветами с фиолетовыми жилками. Семена очень похожи на зернышки мака. Семена находятся в коробочке с крышечкой, как у мака. Это вводит в заблуждение ребят. Запомнить – истинного желтого мака не существует.


Майский ландыш. Растет в тенистых местах. После цветения стебли могут быть увешаны ярко-красными ягодами. Некоторые люди принимают их за съедобные, что приводит к отравлению.

Признаки:

1. Головная боль

2. Шум в ушах, головокружение, рвота

3. Редкий пульс, сужение зрачков, м.б. судороги.

 

 

ДЕЙСТВИЯ ВОЖАТОГО В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ1

Экстремальная ситуация — это такое усложнение условий жизни и деятельности, которое приобрело для личности, группы особую значимость. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта, поэтому экстремальная ситуация воплощает в себе единство объективного (стихийное бедствие, эпидемия, авария и т.д.) и субъективного (психологическое состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах). Экстремальная ситуация может быть скоропреходящей или длительной.

Подробнее об особенностях действий вожатого в экстремальной ситуации, оказании первой медицинской помощи в учреждениях отдыха и оздоровления детей см. в кн.: Илюшина Н.Н., Павлова Н.П., Щербакова Т.Н. Педагогика детского оздоровительного лагеря: практикум / под ред. М.М. Борисовой.

При определении пригодности человека к той или иной профессии необходимо определить и учитывать, наряду с особенностями психических процессов и свойств личности, его потенциальную возможность вырабатывать и сохранять готовность к активным действиям в экстремальных ситуациях.

В каждом ДОЛ работает медицинский пункт (кабинет), где ребенку всегда окажут квалифицированную медицинскую помощь. Очень важно помнить, что при любой жалобе на здоровье ребенка непременно надо показать медицинскому работнику.

Если произошла экстремальная ситуация, то, во-первых, вожатый должен быть к ней подготовлен и, во-вторых, без паники и суеты принять соответствующие меры. Итак, вожатый должен уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему до прибытия врача или скорой помощи.

Поведение вожатого не должно усугублять ситуацию, пугать пострадавшего и окружающих, поэтому рекомендуется:

· • не проявлять собственный испуг и нервозность;

· • не делать суетливых движений;

· • не говорить громче и тише, чем обычно;

· • не молчать;

· • наладить с пострадавшим тактильный контакт (погладить, взять за руку);

· • успокоить детей, окружающих;

· • при необходимости сразу послать за врачом;

· • без крайней необходимости не пытаться оказать врачебную помощь;

· • оказать первую доврачебную помощь[1].

Очень важно уметь оказать первую медицинскую помощь ребенку, получившему травму.

Остановимся подробнее на механических травмах.

Ушибы — внутренние повреждения тканей организма, встречаются повседневно. Результат: синяк, шишка — подкожное кровоизлияние. В легких случаях — приложить к ушибленному месту холодный компресс (смоченный холодный платок, полотенце). В тяжелых случаях — немедленно обратиться к врачу.

Переломы, вывихи — определяются по изменению формы сустава и по изменению конечности. Доврачебная помощь предполагает создание полного покоя поврежденной конечности, для этого используется шина (палка, фанера, картон, книга и т.д.).

2

Раны, в отличие от ушибов, — открытые повреждения мягких тканей. В зависимости от характера ранящего предмета различают раны:

· • резаные;

· • колотые;

· • рубленые;

· • рваные;

· • огнестрельные;

· • укушенные.

Они могут быть поверхностными и глубокими.

Первая помощь: очистить рану, промыв ее перекисью водорода или чистой водой, смазать края раны антисептическим средством, закрыть поверхность раны тканью или бактерицидным пластырем, перевязать. Сами раны не мазать йодом (или зеленкой), иначе можно сжечь мягкие ткани. Как правило, раны сопровождаются кровотечением.

Кровотечение — это потеря крови в результате нарушения целостности сосудов. Различают кровотечения: артериальное, венозное и капиллярное1.

Действия при повреждение кожных покровов следующие.

· 1. Капиллярные кровотечения — санировать рану, т.е. обработать йодом, зеленкой, перекисью водорода, марганцовкой. Сверху наложить пластырь.

· 2. Венозные кровотечения — прижать чистой тканью, санировать.

· 3. Артериальные кровотечения — сложная помощь. Наложить жгут или использовать кольцевое прижатие. Жгут накладывается выше раны, как можно ближе к ней, сверху. Под жгут положить ткань и, идеально, бумажку со временем наложения жгута. Жгут накладывается: На верхние конечности — летом на 1,5 ч, зимой — на 45 мин. На нижние конечности — летом на 2 ч, зимой на 1 — 1,5 ч. Внимательно следить за временем наложения — возможен некроз ткани. Жгут можно распускать каждые 10—15 мин, при этом используя кольцевое прижатие до 5 мин. Нахождение точки адекватного прижатия: бесполезно давить впустую, лучше найти место, где артерия расположена ближе к коже.

· 4. Кровотечения сосудов головы — взять бинт (жгут) и обмотать над ушами, затянуть.

· 5. Внутренние кровотечения — сложно распознать, так как у ребенка нет наружных травм. В любой ситуации, когда возможно внутреннее кровотечение, показать ребенка врачу. Симптомы — бледность, вялость, слабость, холодный пот, учащенное дыхание, потеря сознания, остановка дыхания, остановка сердца.

· 6. Кровотечения из носа — не затыкать носовые отверстия кусочками ваты или бинта, не запрокидывать голову, лишь слегка приподнять. На переносицу положить что-либо холодное.

· 7. Кровотечения из сонной артерии — с поврежденной стороны шеи наложить жгут, используя протектор с другой стороны. Рука через голову — лучший протектор, также можно использовать плотно сложенную ткань.

Если у ребенка что-то торчит из тела — палка, кусок стекла и т.д. — не трогать! Обложить тканью, следить за функцией дыхания[2].

Постболевой шок — если ребенок ведет себя после удара неадекватно, то следует обратиться к врачу.

При кровотечении из ушей — обращаться к врачу.

Ребенок с любым подозрением на травму позвоночника должен быть немедленно госпитализирован.

Если ребенок поперхнулся, то нельзя хлопать по спине, надо перевернуть и потрясти. Можно подойти сзади, обхватить руками и надавить или положить на бок и надавить.

Помощь утопающему. Вытащить ребенка из воды, опорожнить желудок и легкие от воды — положить на колено, на бок и надавить. Если нет дыхания, делать искусственное дыхание.

Электротравмы. Нужно заставить ребенка отпустить провод, перенести в сухое место, ослабить одежду, следить за самочувствием пострадавшего.

Солнечный или тепловой удар. Необходимо при легком перегревании вывести больного в прохладное проветриваемое место, расстегнуть воротник, ремень, снять обувь; смочить ему лицо и голову холодной водой; дать выпить немного минеральной или слегка подсоленой воды; уложить больного, приподняв ему голову, дать холодное питье и раздеть; положить на голову смоченное холодной водой полотенце и наложить холодные примочки на область шеи; до прибытия врача охлаждать тело холодными примочками, пить давать только после того, как больной придет в себя; госпитализировать пострадавшего в терапевтическое отделение. Транспортировка на носилках только в положении лежа.

Помощь при укусах насекомых. После укуса насекомыми удалить пинцетом или ногтями жало вместе с ядовитым мешочком

(осторожно, чтобы не раздавить мешочек до извлечения жала); на место отека положить пузырь со льдом или наложить холодный компресс; если оса случайно попала в рот, нужно сосать кусочек льда, пить сильно охлажденную воду; зуд от укуса комаров, пчел (после вытаскивания жала) можно устранить, натерев кожу нашатырным спиртом, раствором питьевой воды (0,5 чайной ложки на стакан воды).

В заключение выделим некоторые меры профилактики несчастных случаев и экстремальных ситуаций в ДОЛ, в которых вожатый может принимать самое активное участие:

· • включить каждого ребенка в радостную активную жизнь отряда, кружковую работу, чтобы дети не оказались без присмотра в опасных для жизни местах вне лагеря;

· • пересчитывать детей;

· • отслеживать соблюдение режима дня;

· • проводить систематический контроль за состоянием здоровья детей, особенно имеющих отклонения (утром после сна, днем, перед сном);

· • стимулировать выполнение правил личной гигиены;

· • инструктировать детей о профилактике травматизма, в занимательно-игровой форме закреплять эти знания и умения;

· • поместить в фойе или отрядных помещениях сменяемую наглядную агитацию здорового образа жизни и материалы по профилактике несчастных случаев и оказании первой помощи[2].

Контрольные вопросы и задания

· 1. С какими трудностями может столкнуться вожатый в своей работе?

· 2. Перечислите проблемы, которые возникают в работе с гиперактивными детьми.

· 3. Охарактеризуйте проблемы детей с дефицитом внимания.

· 4. Дайте понятие дивиантного поведения и раскройте его признаки.

· 5. Раскройте типы делинквентного поведения.

· 6. Перечислите, с какими проблемами сталкиваются студенты, работая вожатыми. Какова профилактика этих проблем?

· 7. Дайте определение понятиям «конфликт», «педагогический конфликт». Раскройте структуру конфликта.

· 8. Охарактеризуйте конструктивные и деструктивные функции конфликта.

· 9. Назовите основные виды конфликтов.

· 10. Перечислите, какие типы конфликтов встречаются в ДОЛ наиболее часто.

· 11. Укажите стратегии поведения участников конфликта и дайте им ха рактеристику.

· 12. Назовите пути решения конфликтов в ДОЛ.

· 13. В чем заключается профилактика травматизма детей в летнем лагере

· 14. Какие ситуации называются экстремальными?

· 15. Каковы действия вожатых в экстремальных ситуациях?

 

 

«Диагностические методики в ДОЛ»

Кратковременность лагерной смены делает незаменимой педагогическую диагностику, которая способствует быстрому получению информации о воспитанниках, выявлению способностей, склонностей, интересов детей, а также с целью предотвращения конфликтов и коррекции поведения.

Прежде, чем приступать к общению и взаимодействию с детьми, руководителю временного детского коллектива нужно как можно больше узнать о сво­их непосредственных воспитанниках в рамках кратковременного пребывания разновозрастного коллектива. Учитывая ограниченность времени лагерной смены, рекомендуется использовать приемы экспресс-диагностики, которые позволяют оперативно получить необходимую информацию о детях, быстро обработать и проанализиро­вать ее.

Для этого он должен умело собрать необходимую и достаточную информацию о них, проанализировать ее, провести педагогическую ди­агностику личности детей, с которыми ему предстоит вме­сте прожить летнюю смену в лагере.

Проводя педагогическую диагностику, нуж­но неукоснительно следо­вать ряду правил:

1.Соблюдение скрытой педагогической позиции по от­ношению к детям, о которых хотите получить педаго­гически значимую информацию.

2.Воспитанники имеют право отказаться отвечать на вопросы.

3.При использовании любой диагностической методики нельзя никаким образом влиять на выбор ответов: ни интонацией, ни указанием, ни пояснением инструкции или задания.

4. Необходимо создавать условия максимально возмож­ной автономности воспитанника во время его диагностиро­вания, сохранение анонимности полученных по­казателей

Основным диагностическим методом в практике руководителя детского коллектива должно быть наблюдение за поведени­ем, деятельностью, поступками, общением. Соотнесение результатов наблюдения и диагностики позволит получить объективную картину.

Используемые диагностические методики должны отвечать следующим требованиям:

- простота проведения и обработки результатов исследования;

- непродолжительность процедуры по времени и неутомительность для детей;

- наличие элементов занимательности (желательные игровые формы).

Методическое пособие рекомендовано для работы педагогов, психологов, социальных педагогов, воспитателей, вожатых.

В пособии представлены диагностические мероприятия, направленные на изучение детского коллектива на разных этапах лагерной смены. Диагностика может проводиться в индивидуальной, групповой форме.

Возможно использование представленного диагностического материала в работе с классным коллективом.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.