|
|||
Основная часть. Упражнение «Давка»Основная часть - Отлично, давайте начнем разбор темы с следующего упражнения Упражнение «Давка» (На полу веревкой делается квадрат, в который с трудом помещаются все участники) - А теперь представим, что это ограниченное пространство – переполненный автобус. Встаньте в это пространство. Ваша задача – «отвоевать» себе как можно больше места. Упражнение прекращается по моей команде, а сейчас – начали! (Примерно через 30 секунд «давки» дается команда «СТОП») - Оставайтесь все там, где стоите. (Ведущий ставит рядом с группой стул на расстоянии 1,5 - 2 метров, садится на него и дает следующую инструкцию) - Вы все в том же переполненном автобусе, свободных сидячих мест нет и, если появляется свободное место, вы стремитесь его занять. Вдруг вы видите, что освобождается одно из мест. (Ведущий встает со стула) - То самое, на котором я только что сидела. Ваши действия… Начали!!! (Эта часть упражнения заканчивается так же, как и предыдущая – через 30 секунд после её начала) Анализ упражнения: - Комфортно ли вам было в этой драке? - Как вы себя вели, легко ли было «отвоевать» себе место? - Кто занял «свободное место»? - Как он этого добился? - Почему остальные участники остались стоять? - Кто добровольно отказался от борьбы, уступил место? - Какие варианты развития этой ситуации вы могли бы назвать?
- В нашей жизни часто бывает, что места на всех не хватает. И когда мы хотим занять это место, то вдруг понимаем, что мы такие не одни, в этот момент и происходит внутренний всплеск эмоций, который заставляет нас совершать те или иные действия. Действия, которые могут затронуть других людей.
- Каждый из нас хотя бы раз в жизни попадал в конфликтную ситуацию. Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus– столкновение интересов, противоборство. - Противоборство порождается нашими целями (например, в упражнении, где вам пришлось занять свободное место, было противоборство, да еще какое). Так если 2 и более участников хотят обладать чем-то одновременно, то может возникнуть противоборство, конкуренция, особенно если желаемый «объект» неделим (как стул). - Другим основанием для противоборства является ситуация, в которой цели у людей разные, и продвижение к цели одного отдаляет от цели другого. - Например, представьте себе комнату, где один человек хочет спать, а второй – смотреть телевизор или слушать музыку. - Если один достигает своей цели – смотреть телевизор, то другой, наоборот, отдаляется от своей – спокойно заснуть.
Пишется формула на доске - Существует 2 формулы конфликта: - Конфликт (К)= Конфликтная Ситуация (КС)+Повод (П) (сокращенно: К=КС+П) - Конфликтная Ситуацияотличается от Конфликтатем, что Конфликтная Ситуацияможет складываться на протяжении очень длительного времени (даже нескольких лет, например), и из-за какого-нибудь мелкого Поводаможет разразиться серьёзный Конфликт. А участники конфликта могут удивляться, как это они «поссорились навеки» из-за какой - то ерунды. - Например, два друга достаточно долго общаются, но при этом не говорят о своих обидах, а потом могут из-за какой-то мелочи поссориться. На самом деле, виной тому – долго копившиеся обиды. - Вывод: надо говорить о своих чувствах, это очень важно. - Следующий пример. В стакан капает вода, долго и медленно, чем это закончится? (на доске рисуется стакан и капли воды) - Да, рано или поздно стакан наполнится, и вода прольется. Вот так и в жизни. Эти капли являются конфликтогенами, которые вольно или невольно – задевают нас, но мы их стараемся не замечать. Но как только их становится слишком много, наше терпение лопается. - А выглядит это так (записывается): Конфликт = Конфликтоген 1 (Кф 1) + Кф 2 + …+ Кфп - Конфликтогены – это мелкие и совсем не мелкие поводы, из-за которых может возникнуть конфликты.И сколько таких поводов понадобится, неизвестно. Для каждого человека и для каждого конфликта количество будет разным.
- Каждый день мы общаемся со многими людьми: в техникуме, во дворе, дома. И невольно мы можем обидеть (задеть) их, даже не подозревая об этом. (записывается)
- 1.Прямое оскорбление - 2. Упрек - 3. Обобщение - 4. Сравнение (не в твою пользу) - 5. Приказ - Эти фразы и есть конфликтогены. Их намного больше, чем наши примеры. - Давайте сейчас сделаем упражнение и потренируемся предупреждать конфликт, не доводить до него.
- Упражнение «Предупреждаем конфликты» - Прошу вас разделиться на пары. Работа будет проходить одновременно во всех парах. - Сейчас один участник должен «наехать» на другого, провоцируя тем самым конфликт. Он должен по максимуму использовать тот арсенал конфликтогенов, о котором мы только что говорили. Второй участник пары отвечает по своему усмотрению, как он отреагировал бы в жизни. - Пример. Ситуация: один приятель говорит другому, что раз он занимается танцами, то он «не мужик». - Ты ходишь на танцы? Как был ботаником, так им и остался! Танцор, блин! Ты же не мужик! - А ты сам-то мужик? Над тобой все смеются! - И т.д. Всё понятно? Начали. - Закончили скандалить. Теперь вы снова повторяете эту ситуацию в парах, но несколько изменяете ее. На этот раз первый участник не должен использовать фраз-конфликтогенов. Его задача – перевести разговор из негатива в позитив, не допустить конфликта. Сделать так, чтобы не обидеть второго участника. Его напарник отвечает по своему усмотрению. - Пример. - Знаешь, я никак не могу понять, что ты нашел в этих танцах. Мне кажется, не мужское это дело! Просвети. - Я хочу стать актером. А для этого нужна пластика. И т.д. (Можно придумать свои ситуации, а если трудно предлагаем свои ситуации: 1. Девушка упрекает юношу, что он не дарит ей цветы; 2. Дочь обвиняет мать в том, что она никогда не разрешает ей гулять вечером подольше; 3. Юноша сердится на своего друга за то, что тот опоздал и обвиняет его в неумении планировать свое время; 4. Один одногрупник заявляет другому, что он «слабак», потому что не может подтянуться на турнике; 5. Девушка упрекает свою подругу за то, что та разболтала её секрет) Анализ упражнения: - Что вы чувствовали, когда на вас «наезжали»? Хотелось ли в этой ситуации избежать конфликта? - Что вы чувствовали, когда к вам по тому же поводу обращались «в позитиве»? - От кого из участников в паре, в первую очередь, зависело, разовьётся конфликт или нет? - Каким способами (словами, фразами) вам удалось предупредить конфликт?
Выводы: - Предупредить конфликт всегда легче, чем выходить из него. - Предупредить конфликт может тот, кто первым начинает «выяснять отношения». - Не нужно критиковать собеседника и перекладывать всю ответственность за ситуацию на него, лучше попытаться его понять, разобраться в проблеме вместе или предложить помощь.
- Итак, мы теперь умеем предупреждать конфликты. Это классно! Но ведь бывают ситуации, когда инициатива принадлежит не нам. Представим себе, что конфликт уже существует, интересы столкнулись лоб в лоб, и вам нужно из всего этого как - то выйти.
- Способы выхода из конфликта: - Мы возьмем одну конфликтную ситуацию и посмотрим, какими способами можно из нее выйти. - Ситуация: сын (дочь) поздно вернулся домой – отец кричит на него. Записывается на доске
- Для каждого способа, а их 5, мне необходимо, чтобы вы определили 5 пар, которые разыграют нам эти способы наглядно. Определяются 5 пар - 1 способ - уклонение. Стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая её. Часто уклонение предполагает молчание, игнорирование собеседника, физический уход. - Давайте попробуем разыграть эту ситуацию. Для этого нужны 2 добровольца. Разыгрывают (Примерное развитие: Я очень хочу спать, давай поговорим об этом завтра) - Удалось ли изобразить уклонение? - Уклонение – это не решение конфликта, а бегство, уход от него, и ничьи интересы тут не учитываются. - 2 способ – уступка.Уступка – если я «забиваю» на свои интересы, а интересы другого человека учитывают по максимуму. - Разыгрываем данный способ. Разыгрывают Должен получиться следующий вариант: Сын поздно вернулся домой – отец на него кричит, требуя, чтобы тот приходил домой не позднее 21 часа. Подросток соглашается с отцом, признает свою полную неправоту и подчиняясь требованиям отца, обещает, что это было в последний раз. - 3 способ – компромисс. Компромисс – это когда каждый из участников конфликта чем – то жертвует, чтобы что – то получить. Это взаимоуступка. Разыгрывают Должен получиться следующий вариант: Сын поздно вернулся домой – отец на него кричит, требуя, чтобы тот приходил домой не позднее 21 часа. Подросток предлагает отцу компромисс - взаимоуступку: с понедельника до четверга он приходит домой в 21. 00, но в пятницу и и субботу отец позволяет ему приходить в 23. 00
- 4 способ – подавление. Подавление или противоборство– если я учитываю только свои интересы по максимуму, а чужие - по минимуму или вообще их в расчет не берут. Разыгрывают Должен получиться следующий вариант: Сын поздно вернулся домой – отец на него кричит, требуя, чтобы тот приходил домой не позднее 21 часа. Подросток игнорируя требования отца, говорит ему в ответ, что виноватым он себя не чувствует, что он уже взрослый и будет и впредь возвращаться, когда захочет. - 5 способ – сотрудничество. Сотрудничество – когда интересы каждого из участников учитываются по максимуму. Разыгрывают Должен получиться следующий вариант: Сын поздно вернулся домой – отец на него кричит, требуя, чтобы тот приходил домой не позднее 21 часа. Подросток (или отец) предлагает разобраться в ситуации. Каждый объясняет, почему для него важно поступать именно так (желание почувствовать себя самостоятельным или просто забывчивость – для сына, тревога за жизнь ребенка – для отца). Затем отец и сын договариваются об эксперименте: неделю они делают так: с воскресенья по четверг сын будет возвращаться домой в 21.00. В пятницу и субботу – не позже 23.00. Начиная с 19.30, один раз в час сын будет САМ звонить отцу и сообщать, все ли в порядке. Отец не будет звонить сыну во время его прогулок, не будет делать никаких замечаний и кричать. В воскресенье – по завершению эксперимента – они вместе поедут на рыбалку, на которую уже давно собирались.
- Упражнение «Разрешаем конфликты» - В этом упражнении мы с вами будем разрешать конфликтные ситуации. Сейчас каждая пара получит карточку с описанием конфликтной ситуации. Вы должны будете обсудить её, найти оптимальный, с вашей точки зрения, способ выхода из конфликта и разыграть эту ситуацию. Итак, вы выбираете 1 из 5-ти известных вам: уклонение, уступка, подавление, компромисс, сотрудничество. На подготовку вам дается 5 минут. После подготовки каждая из пар разыгрывает перед остальной группой свою ситуацию. Остальные участники должны понять, какой именно способ был отражен в инсценировке. Время пошло. - Варианты ситуаций:
Мама (папа) ругается, что сын (дочь), вместо того чтобы спать, полночи смотрит телевизор. Сын (дочь) утверждает, что ночью показывают самые интересные фильмы.
Мама против, чтобы её дочь (сын) дружила с одной (одним) из её (его) подруг (друзей), считая, что их дружба ни к чему хорошему не приведет. Дочь (сын) так не считает.
Ваша знакомая уже три часа сидит у Вас дома за компьютером и общается в «одноклассниках». Вам это порядком надоело. Знакомая опоздала к Вам на встречу, вы его прождали и из-за этого не успели на совещание. Вас ожидает «взбучка от руководителя». Классный руководитель не отпустил вашего активиста с генеральной уборки, из-за этого ребенок не принял участия в городском мероприятии.
Анализ упражнения: - Все ли способы выхода из ситуации были угаданы верно? - Что вызвало наибольшее затруднение? Почему? - Назрел интересный вопрос: конфликт – это, по-вашему, хорошо или плохо? Как вы считаете? - Минусы: - Негативное настроение, разочарование, отрицательная оценка со стороны партнеров по совместной деятельности, … - Плюсы: - Определенная форма разрешения противоречий, стимулирует творчество, мобилизирует энергию участников на поиск выходов из ситуации, дает опыт, …
|
|||
|