|
||||||||||||||
Мы всегда рассуждали о дизайне как о нечто намного большем, нежели простой внешней оболочке. Именно он определяет наше восприятие и отношение к продукту, он заставляет нас чувствовать. Откажитесь от рационального восприятия» Джон Айв известный англо-амери«Мы всегда рассуждали о дизайне как о нечто намного большем, нежели простой внешней оболочке. Именно он определяет наше восприятие и отношение к продукту, он заставляет нас чувствовать. Откажитесь от рационального восприятия» Джон Айв известный англо-американский дизайнер. Материалы и оборудование Для преподавателя: План-конспект, наглядное пособие, ТСО. Для обучающегося: Работы с прошлого урока, 2 листа формата А4, простой карандаш и ластик, черная гуашь и черная тушь, кисти. Планируемый результат: Предметный: Отработать навыки преобразования формы и поиска формы. Личностный: Преодаление стереотипа предметного видения. Метапредметный: Умение применять полученные на уроке знания о формате в таких дисциплинах как «Композиция», «Рисунок». Эскиз наглядного пособия Эскиз работы учащихся
Доска Этапы урока 1. Организационный этап (1мин) 2. Сообщение темы и цели урока (1мин) 3. Этап повторения пройденного материала (1мин) 4. Этап сообщения нового материала (8мин) 5. Практическая работа (13мин) 6. Подведение итогов урока (4мин) 7. Сообщение домашнего задания (1мин) Ход урока 1.Здраствуйте ребята меня зовут Анастасия Юрьевна, и сегодня я проведу у вас урок основ дизайна. На уроке вам понадобиться: работы с прошлого урока, 2 листа формата А4, простой карандаш и ластик, черная гуашь и черная тушь, кисти.
2.Тема нашего урока: «Преобразование сюжетной композиции в формальную». Сегодня мы переходим к завершающим этапам и следующий урок у вас последний по этой теме и в четверти. Задача на урок выполнить поисковой эскиз переход от сюжетной композиции к формальной, исполнять нужно в 2х тонах - белый, черный. Так мы упростим изображение и избавимся от лишнего.
3.Но сначала давайте повторим, что вы проходили на прошлом занятие. -Что такое формальная композиция? (Формальная композиция - это композиция, построенная на сочетании абстрактных элементов (точка, линия, пятно, цвет) и лишенная предметного содержания.) -Чем отличается сюжетная композиция от формальной? (В ней нет сюжета и героев) Вы все молодцы, хорошо усвоили прошлый материал.
4. «Мы всегда рассуждали о дизайне как о нечто намного большем, нежели простой внешней оболочке. Именно он определяет наше восприятие и отношение к продукту, он заставляет нас чувствовать. Откажитесь от рационального восприятия» Джон Айв известный англо-американский дизайнер. В формальной композиции важны принципы и законы её построения, но не важен сюжет. Формальная, или абстрактная, композиция демонстрирует законы, по которым строится визуальное произведение и позволяет проследить логику его построения. Формальная композиция, таким образом, ни в коем случае не отрицает, не игнорирует и не аннулирует художественно-композиционный опыт прошлого, а теоретически осмысливает его, обобщает, организуя в специальную систему, направляет на профессиональные цели дизайна. Сюжетная композиция предполагает ее пристрастное, заинтересованное восприятие; здесь всегда присутствуют момент сравнения, сопоставления персонажей, желание зрителя внимательно рассматривать произведение, напряженно вникать в его смысл, стремление понять суть воспринимаемого. Принципы организации и характер восприятия формальной композиции отличаются тем, что в ее основе лежит не повествование и не констатация факта, а сам процесс становления происхождения качества художественности и композиционности визуальной формы в единстве с ее собственным эмоционально-чувственным содержанием. Весь композиционный процесс здесь подчиняется именно принципу тождества, предельного соответствия внутреннего, чувственного переживания человека самой природе художественности и композиционности с воплощенностью этого чувства в визуальной форме. Образно говоря, если сюжетная композиция строится как визуальное отображение чувства гармонии, то формальная композиция - как визуальное воплощение гармонии самого художественно-композиционного чувства. Последовательные шаги в преобразовании : 1)анализ произведения. определите совокупность необходимых формальных графических средств (пятен, линий, точек), с помощью которых можно построить композицию, эмоционально отражающую конфликтную ситуацию исходного живописного произведения. 2)Дублирование композиции в Черно-белом решении 3)преобразовать контуры в более лаконичные формы. Усилить пластичность линий 4)выполнить несколько эскизов композиции, приводя геометрические формы в абстрактные (изобразительные формы не должны быть предметно узнаваемыми) 5)подкорректировать расположение элементов композиции на формате, проверить точность размещения композиционного центра и пространственные отношения между элементами и фоном которые могут быть утрачены во время преобразования.
Сегодня мы переходим к 4 этапу. Проведите эмоциональную оценку произведения и выберете приемы. При формализации используют методы: гиперболизацию, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, элементов, вытягивание, округление, подчеркивание угловатости и т.д. Декоративная переработка может заключаться в изменении абриса предмета, превращении объемной формы в плоскостную, добавлении деталей, насыщении формы орнаментом, упрощение либо усложнение конструкции, выделении силуэта и т.п. Это один из приемов дизайна визуальной организации образного выражения, абстрагирования, при котором несущественные детали мысленно отбрасываются. Вы должны отойти от привычных форм и узнаваемости их в вашей работе, преодолеть стандарты и шаблоны в изображении, перейди от художественного восприятия к раскрытию эмоционально-образной стороны. Станковая композиция, которой вы занимаетесь в художественной школе, имеет ряд законов и правил. Они также применимы к формальной композиции, единственное их отличие в том, что формальная композиция строится из линий и пятен, геометрических форм. Она выражает логику композиционного построения, а не сюжетный смысл. Любое произведение искусства имеет свою структуру, композиционное построение, основанное на простых формах. Самостоятельное выполнение абстрактной композиции - длительное занятие, требующие отработанных навыков и знаний, усвоенных до уровня интуиции. Поэтому мы работаем на отработку приемов и усвоение принципов через изучение структуры уже созданного произведения, где решены некоторые задачи, как композиционная схема, тональные массы, динамика. Пространственность белого в формальной композиции должно пониматься как некое высокочувствительное поле , обладающее свойствами потенциальной возбудимости, подвижности, текучести, реактивности. В своем изначально естественном состоянии это пространство находится для восприятия в покое, равновесии, равноактивности и равнозначности по всем трем измерениям. Однако все эти свойства присущи ему в наиболее полной мере лишь тогда, когда оно совершенно равномерно и не имеет какой-либо внешней ориентации, т.е. существует в наиболее статичной форме квадрата. Но стоит только задать ему заметную для глаза ориентированность (например, взяв лист бумаги в виде горизонтально или вертикально вытянутого прямоугольника), как оно сразу же лишается своего покоя, внутренне возбуждается, активизируется, несет в себе скрытую предрасположенность, предпосылку к определенному движению, а значит, и к определенному характеру его восприятия. Таким образом, находясь в таком, даже чистом исходном состоянии, еще до привнесения в него каких-либо элементов (то есть черного), оно уже как бы дает зрителю подсказку для определенного эмоционально-чувственного переживания и для общего характера динамики его развития. Поэтому должно быть совершенно очевидным, что прежде чем окончательно определить пропорции, размер и ориентацию конкретного "жизненного пространства" будущей композиции, необходимо заранее образно и наглядно представить себе и глубоко почувствовать его общий эмоциональный строй, сложность и характер динамики силовых линий и активность силовых полей, наполняющих жизнью композиционное произведение и придающих ему художественно-выразительный смысл. Трудность построения формальной композиции данного вида состоит не только в требовании предельной утонченности соотношений белого и черного, но и в том, что композиция при этом должна в полной мере обладать активностью, художественной выразительностью и целостностью, как всякое художественно-композиционное произведение. Иными словами, основная сложность достижения требуемой качественной меры здесь заключается в том, что при всей специфичности и строгости критериев оценки она должна реализоваться в условиях предельно жесткого ограничения: минимум средств — максимум выразительности. В целом, с точки зрения художественной образности, каждая композиция должна по возможности предельно выразить сущность того принципа, на котором она организована, и за счет этого быть легко распознаваемой благодаря точности и чистоте ответа на конкретно решаемую художественно-композиционную задачу. Это требование, как известно, относится ко всем работам практического курса формальной композиции, но особое значение оно приобретает именно в процессе проработки понятий качественной и количественной меры, где степень формализованное содержания наиболее высока. Процесс работы над заданием строится в соответствии с общим методическим принципом: "осознать-прочувствовать-выразить (организовать)". Очень важно поэтому проследить за тем, чтобы учащиеся ответственно отнеслись к анализу содержания темы работы и систематизации всего полученного материала путем составления схемы (качественная и количественная степень сложности; метрический, пространственный и временной масштаб; неограниченное, ограниченное и замкнутое пространство; контрастные, нюансные и тождественные отношения; симметрия, дисимметрия и асимметрия; геометрическая, скульптурная и структурная пластика и т.п.) которая строится на триадности и поэтому достаточно легко сопоставима с тремя видами композиционной организации. 5. Приступаем к практической работе. Покажите, что вы уже успели сделать. Проанализируем и приступим к следующему шагу. (Дети работают, включаю им музыку, обсуждаем вопросы, по мере их появления.) В конце урока учащиеся выкладывают работы в гугл класс. 6.Анализ работ учащихся в гугл классе. Рефлексия: -На каких принципах строиться формальная композиция? (В основе лежит не повествование и не констатация факта, а сам процесс становления происхождения качества художественности и композиционности визуальной формы в единстве с ее собственным эмоционально-чувственным содержанием.) -Какие методы формализации вы запомнили? (Гиперболизация, уменьшение или увеличение ,вытягивание, закругление, добавление деталей или орнамента, упрощение или усложнение форм, выделение силуэта и т.п.) 7. На дом у вас остается это же задание, нужно его будет доделать. На следующий урок мы заканчиваем тему по преобразовании сюжетной композиции в формальную, поэтому поторопитесь и не откладывайте на потом. Лучше, если вы сейчас продолжите и закончите это задание. На этом наш урок закончен. Мне было очень приятно с вами работать.
|
||||||||||||||
|