Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Соотношение права и морали



Соотношение права и морали

-находятся в сложной взаимосвязи

-человек поступающий по праву –справедлив и в моральном и в юридическом смысле этого слова, сфера совпадения морального и юридического ограничена , она распространяется лишь в отношения между равными и предполагает воздаяние равным за равное
- в отношениях между людьми не может существовать политических прав и политической несправедливости, ибо и то и другое создается законом и имеет место лишь в людях, по своей природе могущих жить в законе, а таковыми являются те, кто равен во властвовании и подчинении.
-для моральной справедливости есть место в любом общении
-рассматривает разные виды дружеского общения
1. Существует дружба сама по себе, как дружба любящих и желающих блага друг другу людей, не требующих ничего взамен. Она прекрасна и совершенна.
2. Люди дружат ради взаимного удовольствия и взаимной пользы, каждый получает тождественное от другого, длится до тех пор, пока сохраняется отношение тождественности.
-государственное общение образовалось и существует ради пользы, а политическое общение –высшая, наиболее совершенная форма человеческого общения.
-пользу имеют ввиду законодатели, говоря, что полезно для всех
-здесь и лежит причина различия между отношения моральными и правовыми, людям свойственнее дружба ради пользы, то есть правовые отношения.
Происходит это от того, что все люди желают прекрасного, но выбирают полезное.

Происхождение и природа государства
-происхождение носит естественный характер
-оно обусловлено общительной, политической, полисной природой человека

· сначала возникает семья, как результат стремления полов друг к другу
-брачные отношения
-отцовские отношения
-господские отношения
семья-это общение естественным путем, возникшее для удовлетворения повседневных надобностей.

· Семьи ---селения----несколько селений=общество----государство
государство-завершающая, наивысшая форма человеческого общения
цель общения-благая жизнь и общая польза
возникла ради потребностей жизни

 

-свою природу человек может реализовать только в государстве, живущие вне его –существа в нравственном отношении недоразвитые

-рабы-часть семейной собственности, на них распространяются господские отношения
-подчеркивает различие семейных и политических отношений
господская и отцовская –это власть над неравными, власть политическая –власть над свободными и равными.

Ошибки Платона
предложенные Платоном проекты идеальных государств не достигают своей цели –дружелюбия и единодушия, его средства порочны и уничтожают саму цель.

· Такая общность, не только не сможет устранить оскорбления, драки, но даже будет способствовать им, так случается, когда плохо знаешь окружающих людей.

· Введение общности имуществ-люди которые владеют чем-то сообща ссорятся гораздо чаще, чем те, кто имеет частную собственность.

· Нельзя сделать гос-во счастливым, если большинство его частей или хотя бы некоторые не будут наслаждаться счастьем

· Причина его ошибок –Платон решил переделать человека, а это не возможно, человек-существо эгоистичное, ему свойственно любить самого себя и ценить принадлежащее ему лично.

 

Вывод: государство состоит из разных людей, объединяющихся ради достижения определения определенной цели, эта цель-жизнь как таковая, а так же предотвращение возможных взаимных обид .-факультативные цели. Гос-во образуется, чтобы жить счастливо, цель –благая жизнь.

 

 

                                     Формы государственного устройства(полития) Понятие гражданина В зависимости от того, кто считается гражданином, государство и приобретает определенную форму 1. Граждане-те, кто обязательное участие в политической жизни 2. должен обладать специфической добродетелью   Во-первых, все они выполняют различную работу и занимают неодинаковое положение, поэтому добродетель отличается. = пригодность Все граждане объединяются общей целью и ради ее достижения исполняют возложенные на них задачи. Во-вторых, добродетели властвующего и подвластного различны, граждане – те кто и властвует и подчиняется.
Понятие и критерии классификации политии Каждый полис имеет свое внутреннее устройство, организацию и распорядок в области организации государственных должностей вообще и верховной власти. Этот порядок и есть полития. · Государство не простой союз граждан, а особым образом организованная система управления этим союзом. Территория, население и власть –признаки гос-ва.   · Власть – сущность гос-ва. При ее изменении изменяется и само гос-во. · Полития –форма полиса. Форма гос-ва обусловлена факторами: 1. материи гос-ва- граждане, соотношение между бедными и богатыми, благородными и неблагородными, добродетельными и недобродетельными.(это части) 2. части гос-ва –органы управления полисом – законосовещательный орган, система должностей и судебные органы. Получается столько же видов гос. Строя, сколько имееся способов управления в зависимости от превосходств и отличительных свойств, присущих составным частям гос-ва. Критерии классификации форм гос. Устройства 1. число правящих. В зависимости от этого происходит распределение должностей и определяется порядок организации судебной власти. 2. Важно чтобы достигалась цель-реализация своей политической природы . появляется стремление к пользе. Общая польза- цель властвующих- второй критерий.   Формы государственного устройства 1.Правильные -монархия(в форме царской власти) -аристократия -полития (большинство правит ради общей пользы) 2.Неправильные –ни одна не имеет общей пользы , не являются полисами, не справедливы по своей сути. -тирания(монархическая власть, имеющая ввиду выгоды одного правителя) -олигархия(блюдет выгоды состоятельных граждан) -демократия (выгоды неимущих)
Виды политий Царская власть Виды 1. царская власть лакедемонского образца -основана на законе -царь –военный вождь -такая власть –пожизненная стратегия -бывает наследственная, а бывает выборная 2. варварская царская власть -схожа с тиранией -основана на законе и преемственности -цари властвуют на законном основании над добровольно подчиняющимися людьми 3. эсимнетия («эсимнет» =начальник) -власть основанная на законе, но не является наследственной 4. царская власть «героического времени» от части власти они отказались, часть забрали -за царями сохранилось право жертвоприношении -удержали лишь право быть главнокомандующими за пределами страны   5.  неограниченная власть одного= домохозяйственная власть   1 и 5 – основные
Аристократия Аристократия –такое государственное устройство, в котором у власти находятся добродетельные мужи. -почетные права распределяются в соответсвии с добродетелью -хороший муж=хороший гражданин имеет несколько Видов( в зависимости от порядка избрания на должность): если учитываются только нравственные качества-совершенная аристократия. Аристократия близка к политии.  
Тирания -деспотическая монархия в области политического общения -наихудшее государственное устройство -соединяет крайнюю олигархию(стремление тиранов к богатству) и демократию(борьба со знатными) -большинство тиранов вышли из народа, чернили знать, другие –из царей, забывших отеческие заветы, третьи –из олигархов. -неустойчивая, кратковременная форма правления Способы поддержания власти тираном 1. тираны пытаются заставить молчать людей, меньше общаться, поощряют доносительство, возбуждают в народе взаимную вражду. Разоряют своих подданных, чтобы содержать свою охрану, чтобы подчиненные были заняты ежедневными заботами и не имели времени стоить заговоры. С этой же целью тиран ведет постоянно войны. Тираны вселяют в людей малодушие, взаимное недоверие и лишают политической энергии. 2. Противоположная манера, ближе к царской . Заботится только обо дном-удержать власть, чтобы властвовать над желающими этого и нежелающими. Должен казаться домоправителем и опекуном подданных, его подчиненные должны воздерживаться от насилия. Это не означает что тиран становится царем, он не добродетелен , лишь пытается казаться таким.  
Олигархия -власть немногих и богатых Классификация( по распределению богатства в полюсе) 1. умеренность собственности, распределение ее среди большинства граждан и осуществление власти на основании закона –близок к политии 2. концентрация собственности в руках меньшинства и значительный ее рост, власть основывается на законе, но только потому что олигархи не на столько сильны, чтобы обходится без закона, они делают его подходящим для себя 3. все должности сосредотачиваются в руках богачей и принимается закон об их наследовании 4. беззаконная олигархия, династия, властвуют люди а не закон. Близка к крайним видам демократии и тирании
Демократия  -демократия –такой строй, когда свободнорожденные и неимущие , составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках -принцип демократии –свобода и равенство -в демократии все граждане -пользуются равными правами, поэтому свобода, основанная на равноправии, предполагает, что граждане по очереди правят и подчиняются- порядок замещения должностей и организация верховной власти. жить так, как каждому хочется, следствие свободы . отсюда стремление не быть вообще в подчинении. -когда до него доходит очередь, по жеребью и только один раз, имущественный ценз если и существует, то не высокий, срок нахождения в должности максимально короткий, верховную власть осуществляет народное собрание. Все или почти все участвуют в нем, в суде и замещающие должности получают вознаграждение. -признаки демократии- безродность, бедность и грубость. -равенство означает наличие равной доли во власти, поэтому решение большинства считается справедливым и окончательным. -демократический принцип участия всех в управлении вступает в конфликт с реальным положением дел. Гос-во состоит из богачей и бедняков, у них разное представление о справедливости. Виды демократии 1. основан на равенстве, ни бедные ни богатые не имеют преимуществ 2. введение невысокого имущественного ценза для щанияти должности 3. различаются характером получения гражданства, но в обоих случаях властвует закон (4) 4. -//- 5. властвует не закон, а простой народ, решающее значение имеют постановления народного собрания по различным вопросам. Главную роль играют демагоги   При демократии правит простой народ, но виды этого народа бывают разные : земледельцы , ремесленники, торговцы, моряки, поденщики. Они составляют материю гос-ва. Лучшая материя- земледельцы. -их труд оставляет мало свободного времени, им не свойственно заниматься сторонними делами. Они склоняются к умеренной демократии, занимать должности будут порядочные и знатные люди, избранные по воле народа. И те и другие довольны таким порядком.   -хорошую демократию невозможно создать , когда преобладают мало добродетельные или вообще недобродетельные люди. Люди постоянно толпятся на площади и готовы по любому поводу устраивать народные собрания. Это крайняя демократия. Здесь правит не закон, а единодержавный народ. Фактически власть у демагогов – льстецов народа. Это полное извращение, не может счисться видом государственного устройства.  
Полития -Аристотель питает к ней симпатию, это эталонная форма правления,смешение олигархии и демократии, речь идет о создании среднего класса. Бедные и богатые –вообще не способны к политическому общению, они не умеют властвовать и подчиняться одновременно. Крайности всегда плохи. Государство состоящее из среднего класса, имеет наилучший государственный строй, стремится к тому , чтобы граждане были равны и одинаковы. В этом классе редко случаются раздоры. -чтобы прийти к политии, необходимо · установление цензов · введение штрафов за отказ в политической жизни и вознаграждение за участие в ней · бедных –вознаграждать за исполнение гражданских обязанностей · богатых-штрафовать за уклонение от их исполнения · имущественный ценз должен быть таким, чтобы число граждан, имеющих право управления государством, превышало число людей, этого права не имещих · важно чтобы бедные не терпели унижения со стороны богатых    
Проект наилучшего государственного устройства Счастье одного человека=счастье гос-ва Существует три вида благ: внешние, физические и духовные. Счастливые люди обладают всеми благами. Они разумны, они добродетельны и поэтому совершают прекрасные деяния. Аристотель отдает предпочтение созерцательной жизни, но подчеркивает ценности деятельной жизни. Полисная жизнь состоит из общения между людьми ради взаимной пользы, и тот, кто обладает большей добродетелью, должен быть и более деятельным. Повиноваться такому человеку справедливо. Однако созерцательная жизнь так же важна и ценна. Особо подчеркивает связь созерцательной и практической деятельности в условиях совершенного государственного устройства. Условия 1. в распоряжении государственного деятеля, как и в руках ремесленника, должна быть пригодная материя 2. население не должно быть многочисленным 3. граждане должны знать друг друга 4. территория должна быть легко обозрима, достаточна для производства необходимых продуктов. Гос-во должно располагаться в труднодоступном для вторжения месте и хорошо расположено по отношению к морю. 5. Большое значение имеет климат. Аристотель убежден, что к полисной жизни способны лишь элины и только они могут создать наилучшее государственное устройство. 6. В государстве должно иметься пропитание, ремесла для производства орудий, необходимое для подавления неповинующихся внутри государства и против внешних врагов, запас денежных средств, попечение о религиозном культе самое необходимое –решение о том, что полезно и что справедливо в отношении граждан между собой. 7. Социальные группы или части. Землевладельцы, ремесленники, войны, состоятельные люди , и наконец люди выносящие решения относительно того, что справедливо и полезно. 8. Вопрос земельной собственности. Аристотель предлагает разделить землю на две части, общую и частную, которая тоже делится на 2 части. Одна часть общественной земли используется для покрытия расходов на служения богам, другая на совместные трапезы, которые необходимы для поддержания дружбы между гражданами. Каждый получает в частную собственность два участка, один в центре, другой у границ государства. Рабам нужно подавать надежду на освобождение, тогда не будет попыток возмущения с их стороны.   Государственное устройство -оно представляет собой демократию, все граждане поочередно управляют и подчиняются, в имущественном цензе нет смысла, сильны коллективистские начала, господствует убеждение, что высшее благо и в общественной и в частной жизни –одно и тоже. Это высшее благо –мир и досуг.   Вывод: Все проблемы и сложности достижения счастья решил, включив в состав граждан только счастливых людей, тех, кто наслаждается досугом и уже имеет все необходимое для безбедной жизни. Мягкий вариант политической утопии
Изменение форм государственного устройства: государственные перевороты Обязательного перехода одной формы гос устройства в другую не существует. Все зависит от конкретной ситуации, нет смысла говорить о закономерном кругообороте форм гос устройства.   Наиболее общая причина всех переворотов- столкновение между социальными группами.   Три первопричины государственных переворотов. 1. настроение людей поднимающих мятеж-стремление к равноправию, стремление к неравенству и превосходству) 2. ради чего(прибыль, почести, желание либо удержать либо завладеть ими) 3. с чего начались политические смуты и междоусобные распри -нарушение пропорциональности всех частей государства -разноплеменность населения -противоречие между добродетелью и порочностью, бедностью и богатсвом 4. причины связанные с психологией человека- наглость, страх, превосходство, призрение   Каждая форма государства имеет свои особые причины переворотов ü Демократия деятельность демагогов ü Олигархия чрезмерное сосредоточение власти в руках немногих, распутна жизнь олигархов, нарушение равенства среди правящей группы ü Полития и аристократия отклонение от справедливости либо в сторону демократии, либо в сторону олигархии ü Монархия наглость правителей и лишение подданных собственности, подданные начинают испивать страх и призрение к монарху раздоры членов царской семьи  царь начинает править тиранически , стремиться к расширению своей власти ü Тирания гибнет по причинам внутреннее присуще этой порочной по сути форме   Меры для поддержания стабильности форм государственного устройства Попытка решения проблемы отчуждения народа от власти. Граждан необходимо допустить к выборам должностных лиц и принятию отчетов от них, но при этом следует стремиться к умеренности. Аристотель рекомендует прибегать к отсракцизму. Следует избегать тех действий, которые могут вызвать резко негативную реакцию населения. Надо устроить дело так, чтобы должностные лица не наживались, сочувствовали существующему государственному стою, отличаться добродетелью и справедливостью. Воспитывать граждан следует в соответствии с духом государственного устройства.   
Учение о законе: правление законов, а не людей Закону, праву условному, уделяется особое внимание. Их свойства непосредственно связаны со свойствами создателя. Законы существуют только в правильных формах государственного устройства, ведь закон=справедливость. Отклоняющимся от правильных видов формы гос устройства-несправедливые законы. Закон следует отличать от постановления народного собрания по конкретному делу-псефизмов. Закон имеет общий и конкретный характер и не учитывает частностей. Он считает, что относительно некоторых частей нельзя дать верных определений. Когда должно дать общее, и нельзя это сделать, закон держится случающегося чаще всего. Правда закона-закон должен толковаться применительно к каждому случаю так, как это сделал бы сам законодатель. Законы имеют ввиду общую пользу и носят принудительный характер, теряют смысл если им никто не подчиняется. Один вид благозакония состоит в том, что повинуются существующим законам, другой в том, что законы, которых придерживаются, составлены прекрасно. Законы не следует часто изменять. Стабильность –одно из основных требований, предъявляемых закону. Изменять законы нужно с большой осторожностью. Легкомысленно менять законы-значит ослаблять силу закона. Закон –это свободный от безотчетных порывов разум. Закон как веление разума, освобождённый от страстей, выступает как бесстрастное правило . Власть справедливого закона предпочтительнее власти даже самого наилучшего мужа. Законодательствать нужно сообща, чтобы избежать влияния страстей. В политии и в приближающихся к ней формах гос устройства осуществляется правление законов, а не людей. Означит распространение права на политическую сферу, необходимость упорядоченности и предсказуемости в деятельности должностных лиц, исключение произвола из отношений властвования. Правление закона-правление беспристрастного разума, который Аристотель находит в само человеке, в отличие от Платона.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.