Учение о праве «этика»
АРИСТОТЕЛЬ
Жизненный путь –
-родился в городе Стагире на границе с Македонией
-отправился в Афины после смерти отца, поступил в академию Платона
(Платон называет Аристотеля «Сосунком-жеребенком» отношения между ними складываются не просто)
-читал лекции в Малой Азии
-воспитывал сына македонского царя Филипа –Александра
-открывает свою школу в Афинах –Ликей
-интересуется вопросами от биологии до этики
-бежал из Афин из-за обвинений в безбожии ( или мнимая близость к македонцам, как думала пришедшая к власти демократическая партия во главе с Демосфеном
-умер в городе Халикиде на острове Эвбея
| | -принадлежит авторство почти 400 произведений, не все дошли
| | Общефилософские взгляды: метафизика
· Делит все науки на теоретические (созерцательные, обладают самоценностью, их цель знание) и практические.
· Метафизика-теоретическая, это раздел первой философии, в отличие от математики и физики .
Исследует начала и причины, которые нам не даны в чувственном восприятии. Связана с умопостигаемой природой вещей.
Этика и политика-практические
ü Критикует Платона. О Сущности
· Не приемлет противопоставление мира вещей миру идей.
· Сущность не может находиться вне вещи. Общее оторванное от индивидуального, реально не существует.
· Первая сущность – та которая своя у каждой вещи, которая не присуща другому, а всеобщее присуще многому
· Если у чего-нибудь сущность –одна и суть бытия одна, то и сами такие вещи –суть одно
ü Однако между учителем и учеником нет пропасти .
· Аристотель не отказывается от понятия идей(эйдосв) и не заявляет, что общие понятия не имеют смысла, а существуют только индивидуальные вещи.
· Он отталкивается от Платона, дополняет, уточняет, исправляет его и преодолевает разрыв между миром идей и миром вещей.
· Метафизика составляет общее знание и оперирует понятиями. Остальные вещи постигаются через чувства.
· Аристотель, преодолевая крайности платонизама, сохраняет его достижения.
· Первопричин дающих жизнь всему сущему 4
1. Причина материальная(основная)Причина-входящий в состав вещей материал, из которого вещь возникает(медь для статуи) а также их более общем роды
2. Причина формальная(основная) Форма и образец, понятие сути бытия и более общие роды этого понятия, а также входящие в состав такого понятия
3. Причина движенияИсточник , откуда берет свое первое начало изменение или успокоение (отец причина ребенка), что делает есть причина того, что делается , то что изменяет причина того-что изменяется
4. Целевая причинаПричина-цель , ради чего (цель гуляния-здоровье)
Первые две основные –определяют сущность каждой вещи, и благодаря им существуют общие понятия
Матнрия и Форма
Эйдос=форма
· использует тот же термин, что и Платон в проблеме соотношения формы и материи.
· у одного мы видим учение о идеях, у другого - о формах.
Оба говорят об одном и том же. В отличии от Платона ,Аристотель хочет соединить вещь с идей, сохранив при этом возможность формулирования общих понятий.
· Материя и форма не существуют друг без друга
· Материя – строительный материал , то из чего вещь сделана . нечто бесформенное-потенциальное
· Форма –что делает из материи определенную вещь. Материал-актуализируется. Форма является носителем сущности материи.
Не существует вне материи
· Единство формы и материи дает нам вещь в ее целостности
Вывод
Вещи индивидуализированы и такими они даны нам в ощущениях.
Наука занимается общим определением рода вещей(выявить общее в разнообразном)
Формы входят в сферу умопостягаемости. Познавая их, мы познаем окружающий нас мир.
| | Этика и политика
· Нельзя провести четкую границу
· Этика-наука о добре и зле, справедливости и несправедливости в делах человеческих
· Предмет политической науки –прекрасное и справедливое, самая уважаемая, предписывает что следует делать, от чего воздержаться . цель-высшее благо человека.
· Не видит различия в целях существования одного человека и коллектива людей. Что хорошо для полиса, хорошо и для отдельных людей.
· Хорошо для отдельного человека, прекраснее и совершеннее для целого народа и государства . Благая жизнь возможна только в полюсе
СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ
· Человеку свойственно стремиться к счастливой жизни
· Самая счастливая-созерцательная, удел мудрецов
· Люди- невежественный и грубые видят благо в наслаждениях и удовлетворениях/ благородные стремятся вести добродетельную жизнь
Умение вести добродетельную жизнь и способность к умозрению-не связаны
· Этика и политика- сфера рассудочности, умения принимать разумные решения, правильные в области политической деятельности , дается с опытом
· Жить счастливо-добродетельно
| | |
Учение о праве «этика» |