Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сферы обучения



 

1. Понятие терминов «этика», «деонтология», «биоэтика»

Этика – учение о морали, нравственности (впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии)

Биоэтика – медицинская этика, наука о законах, принципах и правил, регулирующих профессиональное поведение медицинского работника в условиях использования новых медицинских технологий

Деонтология – наука о профессиональных и моральных правилах поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей (в России введен врачом-онкологом Н.Н. Петровым

2. Основные принципы биоэтики.

1. Принцип Не навреди

2. Делай благо

3. Уважение автономии личности

4. Принцип справедливости

3. Проблемы биоэтики.

· Новые репродуктивные технологии (ЭКО, суррогатное материнство, аборт и т.д.)

· Эвтаназия – прерывание жизни пациента медработником с согласия пациента

· Трансплантация органов и тканей

· Клонирование (геномика) и применение ГМО

· Врач и права больного (заповеди Гиппократа)

· Охрана медперсоналом частной жизни пациента

4. Особенности сестринской этики.

· Сочувствие к пациенту и уважение его достоинства. Эмпатия – способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека (умение войти в мир другого и вовремя выйти, иначе самой сестре понадобится помощь).

· Доброжелательность, выражение лица, приветливость — составляющие профессиональной культуры – культура поведения, общения и внешнего вида.

· Честность с больными и коллегами, критичность к себе и окружающим.

· Уважение закона.

· Уважение прав пациента — медсестра тактично объясняет пациенту его права и обязанности.

· Постоянное самосовершенствование, стремление к получению новой информации.

· Свобода выбора (выбирать должен не только пациент).

· Ответственность за свой труд.

· Сохранение медицинской тайны (разговоры о диагнозе, особенностях заболевания — в рамках компетенции — должны быть обозначены врачом), предусмотрено законом.

· Принцип информированного согласия – любой медицинский работник должен максимально полно информировать пациента о его состоянии здоровья, методах и перспективах лечения, дать ему оптимальные советы, учитывая его возможности в общении и социальном положении.

· Основной медицинский принцип непричинения вреда (не навреди!) со времен Гиппократа.

· Свершение благодеяний. Благодеяние — моральный долг медиков, основа деонтологии. История сестринского дела богата примерами высокого понимания своего долга: это и Флоренс Найтингейл, и Екатерина Михайловна Бакунина, вышедшие из богатых аристократических семей и посвятившие всю свою жизнь служению людям.

5. Типы медицинских сестер по Харди.

1. Сестра-рутинер — она тщательно, скрупулезно, аккуратно выполняет все свои обязанности, действуя строго по инструкции, проявляет усердие, ловкость и умение для ухода за больными, но работает механически, не сопереживая, не проявляя сочувствия.

 

2. Сестра, играющая заученную роль (артистический тип) — такая медсестра в процессе свой работы старается играть какую-либо роль (например, благодетельницы) или следовать понравившемуся ей идеалу. Постепенно в поведении такой сестры исчезают искренность, непосредственность, открытость и появляются наигранность, искусственность.

 

3. Тип «нервной» сестры — эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная, склонная обсуждать личные проблемы, считает, что ее усилия не оценивают должным образом; часто боится заразиться каким-либо инфекционным заболеванием, в результате может проявлять брезгливость и даже отказываться от выполнения каких-либо процедур и манипуляций под благовидным предлогом. С точки зрения профессиональной этики такие сестры не должны работать с пациентами.

 

4. Сестра с мужеподобной внешностью, сильная личность — больные уже издали, по походке или зычному голосу узнают ее, побыстрее, стараясь привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такая сестра любит порядок, четкость и дисциплину. В благоприятных случаях она может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом. При недостатке культуры — может быть резкой и грубой с пациентами, но всегда ответственна и точна в работе.

 

5. Сестра материнского типа — выполняет свою работу с проявлением максимальной заботы и сочувствия к пациентам, успевает повсюду. Работа для такой сестры — неотъемлемое условие жизни, забота о пациентах — жизненное призвание. К ним как нельзя лучше подходит такое обращение, как «мать», «сестричка». Частой заботой о других, любовь к людям пронизана и их личная жизнь.

 

6. Сестра-специалист — сестры, которые благодаря какому-то особому свойству личности проявляют любознательность в определенной сфере профессиональной деятельности и благодаря развитию этого интереса получают специальное назначение. Многие из них посвящают свою жизнь избранному делу, работая в кабинетах физиотерапии, функциональной диагностики, различных лабораториях.

6. Основные принципы взаимоотношений врача и медицинской сестры:

· Врач и медсестра — это два союзника.

· Единая тактика в лечении.

· Медсестра всегда присутствует на обходах.

· Строгое соблюдение субординации.

· Устранение «недоделок».

· Правильное оформление документации.

· Обоснованный подход к назначениям.

·  Поддержка авторитета врача.

· Своевременное информирование врача о вопросах, возникших у пациента.

 

 

7. Права пациента.

 

1. Охрана здоровья

2. Получение медицинской помощи

3. Выбор врача и выбор медицинской организации

4. Профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарногигиеническим требованиям;

5. Получение консультаций врачей-специалистов;

6. Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

7. Получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья

8. Получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

9. Защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

10. Отказ от медицинского вмешательства;

11. Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

12. Допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

13. Допуск к нему священнослужителя

 

8. Общение. Виды, компоненты, уровни общения.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Виды общения:

Деловое — общение партнеров по вопросам совместной деятельности.

Ролевое — коммуникация людей определена социальной ролью собеседников.

Личностно-ориентированное — общение между партнерами с учетом знаний индивидуальных особенностей личности.

Компоненты:

Коммуникативный — обмен информацией между сестрой и пациентом.

Перцептивный (перцепция — представление, понимание) — процесс восприятия и понимания собеседников при общении.

Интерактивный (интеракция) — взаимодействие партнеров для организации совместной деятельности и разработки общей линии поведения.

Уровни общения:

Внутриличностное (внутренний диалог) — мысленное общение человека с самим собой: анализ ситуации, разработка идей, планирование действий.

Межличностное — обмен информацией с коллегами, друзьями, родственниками.

Общественное — взаимодействие одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.

9. Вербальное и невербальное общение. Зоны комфорта.

Средства общения:

· Вербальные – язык, речь

· Невербальные – визуальные, акустические, тактильные, обонятельные

 

- движения — перемещение в пространстве всего тела

- жесты — движение различных частей тела — в основном головы, плеч, рук (различают жесты приветствия, прощания, выражающие одобрение, растерянность)

- позы — отражают состояние человека и его отношение к происходящему, могут быть открытыми (как знак доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта) и закрытыми (воспринимаются как знак недоверия, несогласия, критики, например)

- выражения лица, выражения глаз — мимика — эмоциональное состояние (гнев, радость, страх, страдание, удивление, отвращение). Различают мимику верхней и нижней части лица. Верхняя часть контролируется нами больше, чем нижняя, поэтому смотрите больше на рот, крылья носа, подбородок.

- направление взгляда, визуальный контакт — экстраверты смотрят на собеседника пристальнее и дольше, чем интраверты;

- кожные реакции: покраснение, побледнение;

- вспомогательные средства общения:

Особенности телосложения (признаки возраста, пола);

Средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, татуировка);

- проксемика: расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство.

 

Зоны комфорта:

Менее 15 см 15-45 см         0,46- 1,2 м     1,2-3,6 м        более 3,6 м

                           Сверхинтимная        интимная    личная социальная общественная

Акустические:

Связанные с речью: интонация, паузы, тембр голоса, скорость речи;

Не связанные с речью: одышка, удушье, кашель, плач, стон, вздох, восклицания.

 

Тактильные (связанные с прикосновением):

Физическое воздействие (сопровождение слепого за руку, пальпация пульса, живота, перкуссия легких, сердца).

 

Ольфакторные (связанные с запахом):

Естественные (приятные, неприятные);

Искусственные (духи, косметика).

 

10. Факторы, способствующие эффективному общению.

1. «Имя собственное». Беседу с пациентом начинают, назвав свое имя и отчество, должность и цель беседы. К пациенту также обращаются по имени и отчеству (если этого требует возраст) и на «вы», что способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. На «ты» можно переходить. Только если пациент сам предложит это.

 

2. «Комфортная обстановка». Беседу с пациентом проводят, по возможности обеспечив ему удобное место, учитывая освещение, наличие шума, мебель помещение, присутствие посторонних и т.д. Необходимо помнить о межличностной дистанции, расположиться так, чтобы лицо находилось на одном уровне с лицом пациента. Обязательно напоминают пациенту о конфиденциальности беседы.

 

3. «Зеркало отношений». Прием состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я – ваш друг». У пациента возникают чувство защищенности и, как следствие, положительные эмоции. Cледует быть открытым и доброжелательным». Позитивным и приветливым. Не следует быть, фамильярным н беседе. Разговаривать свысока или пренебрежительно.

 

4. «Построение беседы». Разговор с пациентом начинают с подчеркивания его достоинств и положительных достижений в устранении проблемы со здоровьем. Нежелательно начинать беседу со сложной для пациента темы. К наиболее волнующим и щепетильным вопросам подходят постепенно. Терпеливо И внимательно выслушивают проблемы пациента. Следует, уточняя подробности, поддерживать разговор в нужном направлении. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека – потребности в самоутверждении, что ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное отношение пациента.

 

5. «Золотые слова». Прием заключается в высказывании комплиментов, способствующих эффекту внушения. Следует увидетъ, понять и оценить достоинства человека, с которым ведется беседа. Это выражают словами одобрения н похвалы. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности пациента в совершенствовании, что также ведет к образованию у него положительных эмоций и обусловливает расположенность к медицинскому работнику.

 

6. «Риторические способности». Говорить следует четко, неторопливо, доходчиво, с максимальным проявлением дружелюбия (без заискивания), проверяя, правильно ли понимает сказанное собеседник. Нужно стараться вести беседу с учетом индивидуальных возрастных и личностных особенностей, вкусов и желаний пациента. В разговоре нужно выдерживать паузу: это даст возможность понаблюдать за пациентом и собраться с мыслями и ему, и медицинскому работнику. Ответы пациента сопровождают мимикой утверждения или кратким «да», При неточном ответе па вопрос его повторяют или формулируют по-другому,

 

7. «Профессиональная тишина». В разговоре с пациентом избегают употребления медицинских терминов. Информируют пациента о лечебных мероприятиях и ожидаемых результатах в пределах профессиональной компетенции. Не требуют от пациента точного названия предметов ухода и лекарств, при необходимости просят просто показать их. Не следует ждать, что пациент запомнит имена сотрудников, номера кабинетов. Если в этом есть необходимость, то информацию излагают на бумаге и оставляют пациенту. Нельзя создавать у пациента чувство вины за неточное исполнение инструкций или рекомендаций. По возможности ему дают четкие и конкретные советы и рекомендации.

8. «Взаимное понимание». В конце беседы уточняют, не возникло ли смыслового барьера.

11. Правила профессионального поведения с пациентом

1. Проявление искреннегоинтереса к пациенту.

2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение – похвала, подчеркивание значимости.

 

3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.

 

4. Доброжелательность, приветливость.

 

5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджека.

 

6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

 

7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту «выговориться».

 

8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.

 

9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.

 

10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.

11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.

12. Использовать оптимальные невербальные методы общения – спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения ( кивание головой, лёгкие прикасание, похлопывание по плечу) и т.п.

 

12. Основные теории и классификации потребностей.

13. Иерархия потребностей по А.Маслоу.

1 уровень — физиологические потребности — обеспечивают выживание человека (дышать, есть, пить, выделять, спать)

2 уровень — потребности безопасности и защищенности — забота о поддержании жизненного уровня, стремление к материальной надежности (быть чистым, одеваться, избегать болезней, стрессов)

3 уровень — социальные потребности — поиск своего места в жизни (общение, любовь, сотрудничество)

4 уровень — потребности в уважении окружающих (достижение успеха, престиж, признание)

5 уровень — потребности самовыражения – выражение самого себя (личностный рост – играть, работать, учиться)

o эстетическая потребность – гармония, порядок

o когнитивная потребность – знать, понимать

14. Сестринский процесс. Цель, этапы сестринского процесса.

Сестринский процесс - это научный метод организации и оказания сестринской помощи, систематический путь определения ситуации, в которой находится пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

Цели СП:

обеспечить приемлемое качество жизни пациента

предупредить, облегчить, свести к минимуму проблемы пациента

помочь пациенту и его семье в планировании и обеспечении ухода

 обеспечение гарантии безопасности проведения медицинского обслуживания

Этапы сестринского процесса:

· Сестринское обследование – сбор информации о состоянии здоровья пациента для выявления у него нарушенных потребностей

· Сестринская диагностика

- определение проблем, возникающих у пациента;

- установление факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем;

- выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению проблем

· Постановка целей и планирование предстоящей работы по уходу.

- определяет цели (ожидаемый результат) для каждой проблемы.

- выбирает характер и объём сестринских вмешательств, необходимых для достижения поставленных целей;

- определяет продолжительность (или кратность) сестринских вмешательств.

· Реализация составленного плана– выполнение сестринских вмешательств.

Обеспечение соответствующего ухода за пациентом, выполнение действий, направленных на достижение целей.

· Оценка результатов, эффективности сестринского ухода.

Определить степень, до которой намеченные мероприятия по уходу за пациентом были достигнуты.

 

15. Обучение. Задачи и функции обучения в сестринском деле.

Обучение — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями и умениями под руководством опытных лиц.

Обучение в сестринском деле— это совместная деятельность медсестры и пациента для получения знаний, формирования умений и навыков у пациента.

Цель сестринской педагогики — обеспечить достойную жизнь пациенту в новых для него условиях в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.

Задачи обучения в сестринском деле:

■ удовлетворять нарушенные потребности пациента, то есть обучить пациента самоуходу;

■ адаптировать пациента к болезни и способствовать повышению качества его жизни;

■ пропагандировать здоровый образ жизни или корректировать существующий.

Функции обучения:

Образовательная — стремление к получению знаний и приобретению умений и навыков. Навык — высшее проявление умения, способность выполнять действия самостоятельно;

Развивающая — способность применить знания и умения на практике; воспитательная — целенаправленное развитие личности.

Воспитательная – целенаправленное развитие личности.

16. Сферы, методы, приемы и факторы обучения.

Сферы обучения

1. познавательная – позволяет анализироватъ факты и информацию, абстрактно мыслить, использовать полученные из окружающей среды знания и впечатления. 

2. эмоциональная – характеризует настроение личности. Человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражает это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов. 

3. психомоторная – изменяет настроение, чувства, двигательную активность пациента в зависимости от общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний. 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.