Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Освоение новых знаний и способов деятельности.



 

Конспект урока: Мир музыкального театра.Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»:«Песня Орфея»;«Дуэт Орфея и Эвридики»; песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»; сцена Орфея и Харона;речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»; ария Орфея «Потерял я Эвридику»

 Цели урока:

 образовательная: показать взаимосвязь видов художественного творчества человека, подчеркнув особенности воплощения одного сюжета в разных видах искусства, развитие и обогащение лексики учащихся;

развивающая: развивать художественный вкус, эстетическое чувство, способствовать развитию творческих способностей учащихся, стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познавать окружающий мир, человеческие ценности;

воспитательная: через использование групповой формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат команды, содействовать сплочению детского коллектива.

Тип урока:комбинированный

Ход урока:

1. Организационный момент. Обучающиеся входят в класс под музыку «Мелодия» К.В.Глюка.

Музыкальное приветствие. Психологический настрой.

2. Активизация знаний.

Учитель Слайд№1)

- Вы знаете, что и в литературе, и в музыке существует много жанров. Перед вами лежат карточки, на которых написаны названия этих жанров, но они все перемешаны. И мы просим вас помочь разобраться, какие из них относятся к литературе, а какие к музыке.

(Слайд №2)

литература музыка
сказка рассказ былина повесть басня миф увертюра соната песня симфония романс опера

Если поэт попросит композитора написать музыку на его стихи, как вы думаете, какое музыкальное произведение родится?

(Песня,романс)

А если использовать сюжет сказки, рассказа, повести для создания музыкальногопроизведения?

(Опера, балет)

- Можете привести примеры таких произведений?

("Щелкунчик", Э. Гофман, П. И. Чайковский; "Сказка о царе Салтане",

А. С. Пушкин, Н. А. Римский-Корсаков; "Снегурочка", А. Н. Островский,

Н. А. Римский-Корсаков; "Спящая красавица", Ш. Перро, П. И. Чайковский.)

3.Постановка цели урока.

Дети садятся за столы.

- Сегодня мы познакомимся с оперой « Орфей и Эвридика». Давайте вспомним, что такое опера?

(Слайд №3)

Сюжетом для этого произведения послужил древнегреческий миф.

(Слайды№ 5 - 12)

Учитель :

- В этом сюжете постоянно присутствует музыка, и история Орфея и Эвридики сыграла особенную роль в музыкальном искусстве. Первой оперой была "Эвридика" Якопо Пери 1600 год, затем оперу "Эвридика" написал Каччини (Аве Мария его самое известное произведение), 1607 год Монтеверди опера "Орфей". Совсем недавно российский композитор Журбин написал рок-оперу "Орфей и Эвридика". Но самая знаменитая опера на этот сюжет принадлежит композитору Кристофу Виллибальду Глюку, чей портрет вы видите на доске.

(Слайд№13)

Какие чувства у вас вызвал этот миф, эта история?

(Ответы.)

Как всегда, в каждой сказке, легенде, мифе есть две силы: Добро и Зло

Ко из персонажей оперы представляет сторону Добра, а кто- Зла?

 Главный герой - Орфей. Он счастлив?

(Да, когда он с Эвридикой.)

- Что сделало его несчастным?

(Потеря Эвридики.)

- Как переживал своё горе Орфей?

Как воздействовала музыка Орфея на окружающий мир (природу, зверей, птиц)?

4.Освоение новых знаний и способов деятельности.

- А сейчас давайте послушаем самый знаменитый фрагмент из оперы. Он инструментальный, то есть, слов нет, но этот музыкальный отрывок стал знаменитым именно потому, что в его интонациях слышен смысл, содержание этого мифа. Давайте послушаем, попытаемся понять, о чем эта музыка (Прослушивание «Мелодия »).

(Ответы: Мелодия с длинными звуками, она льется, как плач, но очень нежный и выразительный. Мне кажется, здесь слышна тоска Орфея, как он хотел вернуть Эвридику).

- Послушаем еще раз, и обратим внимание, как проявились здесь средства музыкальной выразительности . (Слайд №14)

Повторное прослушивание, затем заполнение кругового плана анализа.

Учитель музыки:

- Говорят, что мелодия - душа музыки. Каковы особенности мелодии?

- Очень важна окраска музыкального звука. Тембр какого инструмента выбрал композитор для этого номера?

А какой бы ещё инструмент мог бы сыграть эту мелодию?

- А что вы можете сказать о динамике музыки в этом отрывке?

- И все же, даже разобравшись с элементами музыкального языка, мы не поймем самого главного: как получилась такая необыкновенная музыка. Самое главное в ней то, что называют словом интонация. Это смысл музыки, в котором человек передает свое отношение к миру, свои чувства и переживания так, что нам не нужны слова для понимания.

- Длинная мелодия, как нескончаемо горе Орфея; одинокая флейта, как одинок Орфей; красивая мелодия, как красиво само чувство любви. Композитор говорил, что в создании музыки стремился к "прекрасной простоте".

Учитель

Орфей отправляется на поиски Эвридики.

Учитель :

Прослушаем другой фрагмент (пластическое интонирование).

Как вы думаете, где происходит действие?

 ("Хор фурий" - не говорить названия фрагмента).

(В подземном царстве.)

- Как вы догадались? Что вам подсказало?

(Громкая, отрывистая мелодия, страшные созвучия, оркестр + хор.)

Учитель. Кого изображает эта музыка? Как выглядят эти существа? Это представители Добра или Зла? Почему?

(Ответы детей).

Учитель . Посмотрите теперь, как фурий представляли себе древние греки. (Слайд №15)

Скажите, концовка мифа вам не нравится?

Как бы вам хотелось, чтобы миф закончился?

(Чтобы Эвридика не исчезла, а вернулась на землю.)

Учитель:

В опере Глюка так и произошло. После того, как Орфей оглянулся, и Эвридика исчезла, Боги, видя отчаяние Орфея, позволили им обоим вернуться на землю. В финале Орфей, Эвридика и Амур славят мудрость богов и силу любви. Счастливый конец был правилом в опере эпохи классицизма.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.