Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности | ||
Направления | Содержание | Виды детской деятельности |
Гендерная принадлежность | Заботливые девочки и мальчики | Рассказ воспитателя «Как люди заботятся друг о друге». Беседа «Как можно позаботиться о товарище» |
Семейная принадлежность | Моя семья - имена и отчества членов семьи, обобщающее понятие «родители», забота друг о друге | Рассматривание семейных фотоальбомов. Беседы: «Моя семья», «Ласковые имена моих близких людей». Чтение: К. Ушинский «Петушок с семьей», Л. Квитко «Бабушкины руки», Н. Артюхова «Трудный вечер», В. Вересаев «Братишка», Р. Гамзатов «У меня есть дедушка...». Сюжетно-ропевая игра «Семья». |
Гражданская принадлежность | Новогодняя. Подготовка к Новому году: украшенные улицы, новогодние елки, подготовка подарков | Разучивание стихов, песен. Сюжетно-ролевая Игра «Елка в детском саду». Продуктивная деятельность: «Новогодняя елка», «Игрушки для елки» |
Труд | |||
Формы организации трудовой деятельности |
Содержание и объем трудовых навыков |
Виды детской деятельности
| |
В помещении | На участке | ||
Поручения | Убирать на место игрушки, строительный материал, оборудование. Поддерживать внешний вид кукол: подбирать по цвету одежду, переодевать, расчесывать, завязывать бант. Протирать легкомоющиеся игрушки. Отбирать подлежащие ремонту книжки, коробки. Расставлять стулья в определенном порядке, держа правой рукой за спинку, левой - за сиденье. Снимать грязные и развешивать чистые полотенца. Раскладывать мыло в мыльницы. Относить и приносить предметы по просьбе взрослого | Отбирать игрушки для игр на участке. Нагружать снег в ящики, возить их к месту сооружения построек, сгружать. Расчищать дорожки от снега. Сметать снег со скамеек, построек. Посыпать дорожки песком | Показ приемов работы, объяснение, напоминание, указания. Беседы: «Зачем посыпать дорожки песком». Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Завяжем кукле красивый бант», «Какие птички прилетели». Игровые упражнения: «Покажем мишке (Карлсону, кукле), как правильно расставить игрушки, как убирать строительный материал». |
Дежурство | Наполнять водой вазочки для цветов. Поливать растения. Опрыскивать листья. Сеять семена для зеленого корма. Высаживать лук в ящики | Сгребать снег и отвозить к деревьям и кустарникам | |
Закреплять умение правильно раскладывать столовые приборы, класть ложку и вилку справа от тарелки ковшиком вверх, ставить чашку на блюдце ручкой вправо | Показ приемов работы, объяснение, пояснения, напоминание. Игровое упражнение «Вилка и ложка справа лежат и вверх глядят». Дидактические игры: «Угостим кукол чаем», «Пригласим гостей» |
Познание Ознакомление с окружающим миром | ||
Темы | Содержание | Виды детской деятельности |
«Труд людей» | Работа шофера в детском саду и на общественном транспорте: возит продукты и другие грузы, людей, содержит в порядке машину, заправляет ее бензином, ремонтирует, соблюдает правила дорожного движения | Целевые прогулки: по улице, наблюдение за транспортом, к продуктовой машине, к светофору. Рассматривание иллюстраций с изображением видов городского наземного транспорта. Беседы: «Кто привозит продукты в детский сад», «На чем мы ездим по городу». Чтение: А. Барто «Грузовик». Дидактические игры: «Лото», «Найди и назови», «На чем люди ездят». Сюжетно-ролевые игры: «Транспорт», «Детский сад». |
«Предметы ближайшего окружения» | Одежда, материалы для ее изготовления, свойства различных тканей | Рассматривание предметов одежды, тканей, картинок с изображением предметов одежды. Беседы: «Во что мы одеваемся», «Какие бывают ткани». Дидактические игры: «Найди и назови», «Оденем куклу на прогулку, на праздник». Сюжетно-ролевая игра «Семья». |
«Сенсорное развитие» | Закреплять умение определять на глаз одинаковые предметы | Дидактическая игра «Найди такой же» |
Обучение составлению сочетаний из 2-3 цветов | Дидактические игры: «Одень кукол красиво», «Подбери красивые полоски для коврика» | |
Развитие мелкой моторики рук | Игры сосчетными палочками: выкладывание предметов по образцу |
Ознакомление с природой | ||
Объекты | Содержание | Виды детской деятельности |
Растительный мир | Наблюдать деревья и кусты в зимнем уборе, учить узнавать и называть знакомые деревья, называть признаки, по которым узнали дерево | Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа «Пришла настоящая зима». Дидактическая игра «К названному дереву беги». |
Животный мир | Наблюдать за птицами: воробьями, голубями, воронами, отметить отличие в передвижении (ходят, прыгают), какие звуки издают. Наблюдать за другими прилетающими на участок птицами (снегири, свиристели), рассмотреть внешний вид, сравнить с другими птицами | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Какие птицы зимуют с нами». Чтение: Е. Чарушин «Воробей». Дидактические игры: «Отгадай и назови», «Что за птица». |
Неживая природа | Наблюдать снег, помочь выявить его свойства: белый, холодный, в тепле тает, может быть рыхлым, липким, рассыпчатым. Рассмотреть снежинку, определить форму, сосчитать лучи. Наблюдать участок после сильного снегопада: снег украсил деревья и кусты, сверкает на солнце. Подвести к выводу, что снег блестит только при ярком солнце, а в пасмурную погоду он не блестит. Наблюдать солнце, отметить, что оно зимой не греет, не поднимается высоко, дни стали короче. Закрепить знания о свойствах льда: прозрачный, твердый, скользкий | Опыты со снегом в разную погоду. Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа «Каким бывает снег». Чтение: Я. Аким «Первый снег», 3. Александрова «Снежок», О. Высотская «Пришла зима с морозами...», И. Суриков «Белый снег, пушистый...», Е. Трутнева «Стало вдруг светлее вдвое» |
Труд людей в природе | Закреплять знания о домашних животных и как люди заботятся о животных зимой. Наблюдать работу снегоуборочной машины | Целевая прогулка по улице. Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа «Что мы знаем о домашних животных» |
Социализация | |||
Название игр | Содержание игровых навыков и умений |
Виды детской деятельности | |
Сюжетно-ролевая игра | |||
«Семья» | Мама с дочкой наряжают елку, мама отводит дочку в парикмахерскую, покупает в магазине еду, готовит обед, встречает гостей | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Как мы готовимся к Новому году», «Как надо встречать гостей».
| |
«Поликлиника» | Врач принимает больных в поликлинике: осматривает горло, выслушивает, измеряет температуру, выписывает рецепт. Медсестра делает уколы | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как мы ходили в кабинет медсестры». | |
«Транспорт, строительство» | Шоферы берут машину, заправляют ее бензином, ездят осторожно, чтобы не наехать на людей, возят материалы на строительство. Строители строят гараж | Целевая прогулка по улице, наблюдение за транспортом. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Чтобы ездила машина». Чтение: В. Берестов «Про машину». Дидактические игры: «На чем люди ездят», «Опиши и назови». | |
Театрализованная игра | |||
Игра-ситуация «В нашем оркестре» | Приобщать детей к русским народным традициям; активизировать слуховое внимание; побуждать к музыкальной импровизации; учить навыкам игры на детск4их музыкальных инструментах в оркестре | Русская народная песня-игра «Заинька» (с инструментальным сопровождением) | |
Игра-ситуация «Зимние игры» | Учить детей производить ролевые действия и выражать эмоции в пантомиме; определять содержание пантомимы: придумывать сказки и показывать в настольном театре. | Двигательная игра-разминка «Догони» Игра-ситуация «Новогодний концерт» | |
«Новогодний оркестр» | Развивать способность к импровизации, речевую активность детей. | Наблюдение. Беседа. Выбор роли | |
Игра-ситуация «Снегурочки- ны друзья» | Вовлечь детей в игровую ситуацию, развивать творческое воображение и артистические способности. | Наблюдение. Беседа. Выбор роли | |
Дидактические игры |
1 неделя 1. «Помоги зверушкам» Цель: Учить детей ходить по гимнастической скамейке, держа на ладони предмет; прыгать с высоты. Спасти зверушек, перенеся их в безопасное место. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 126). 2. «Лошадки в цирке» Задачи: Учить детей бегать, активно вынося и высоко поднимая бедро; преодолевать препятствия в беге. Изобразить красивые движения выступающих в цирке лошадок. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 127). 3. « Кто что любит» Задача: Закреплять представления детей о животных – обитателях животного уголка и уходе за ними. Накормить обитателей живого уголка. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 128). 4. «Научи нас светофор» Цель: Закреплять правила дорожного движения; знания о сигналах светофора. Помочь Незнайке перейти дорогу. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 129). 5. «Собери растение» Цель: Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений. (Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр» стр. 12). 2 неделя 1. «Дом для поросенка» Цель: Дать первоначальные сведения о процессе постройки дома. Формировать умение планировать свою деятельность, работать сообща. Воспитывать умение слушать товарища, считаться с его мнением, помогать. (Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр» стр. 19). 2. «Чудо цветок» Цель: Закреплять знания детей о внешнем виде цветка, его строении. Знакомить с потребностями растения в определенных условиях для нормального роста и развития. Познакомить с этапами развития живого существа, со свойствами, с качествами живого. Формировать общепринятые эстетические эталоны. Развивать мышление, воображение, речь. Прививать любовь к природе, потребность заботиться о живых существах. (Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр» стр. 20). 3. «Кто где живет» Задача: Учить детей определять голоса домашних животных; уточнять представления о месте их обитания на подворье. Определить, кто из животных как кричит, кто и где живет. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 131). 4. «Подбери слово» Задача: Учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных. Подбирать слова. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 132). 5. «Мы – артисты» Задача: Учить детей определять форму предметов. Определить, с каким атрибутом выступает каждый артист. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 135). 3 неделя 1. «Где солнышко» Задача: Развивать умение определять положение предмета в пространстве. Проследить за положением солнышка и показать, что в это время суток делают дети. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 136). 2. «Будет горка во дворе» Задача: Учить детей самостоятельно подбирать и вырезать детали нужного размера; закреплять умение оценивать качества работы. Обустроить зимнюю площадку для зверей. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 140). 3. «Поможем Федоре» Задача: Учить понимать суть понятий: «смешно», «жалко», «радоваться за другого»; вызывать стремление быть аккуратными. Помочь Федоре. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 141). 4. «Приходите в гости!» Задача: Учить детей оценивать поступки других. Быть вежливым. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 142). 5. «Разговор на деревенском подворье» Задача: Учить детей различать и воспроизводить оттенки интонации голоса. Уметь вести разговор с домашними животными. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 145). 4 неделя 1. «Подбери нужный тембр» Задача: Развивать тембровый слух; учить подбирать музыкальный инструмент в соответствии с характером героя. Подыграть артистам на концерте. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 146). 2. «Кисельные берега» Задача: Учить детей наносить штрихи, не выходя за контур изображаемого предмета. Помочь медвежонку навести порядок. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 148). 3. «Зима или весна» Задача: Учить детей создавать образы действительности. Составить картину сада. (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» стр. 150). 4. «Коврик» Цель: Познакомить детей с трафаретной линейкой, упражнять в работе с ней, в сравнении фигур, в выделении их сходства и различия. (Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала» стр. 41). 5. «Выложи пол плитками» Цель: Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу. (Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала» стр. 42). |
Конструирование | |
Название | Программное содержание |
Конструирование из природного материала «Снеговик» (по условию) | Учить составлять образы из частей, дополнять их деталями, сглаживать места соединения, воспитывать желание украсить свой участок. |
Конструирование из бумаги «Ёлочка» (по образцу) | Упражнять в обрывании бумаги по контуру, скатывании бумажных шариков, составлении изображения из частей на плоскости. |
Конструирование из строительного материала «Трамвай» (по образцу) | Формировать умение рассматривать образец, выделять в нем части, определять, из каких деталей выполнен образец. |
Конструирование из бросового материала «Игрушки на ёлку» (по показу) | Учить делать игрушки из различных материалов, развивать мелкую моторику рук и творческие способности. |
Физическое здоровье |
Утренняя гимнастика |
Iчасть Без предметов 1. «Правую, левую». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 1-правую в сторону, ладонь вверх, посмотреть; 2-левую в сторону; 3- правую опустить; 4-левую опустить. Выполнять в одной плоскости на уровне плеча. То же, движения вверх. Выполнять с поворотом головы. Опускать руки одновременно или поочередно. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз. 2. «До колена». И.п.: сидя, ноги скрестно, руки на пояс. 1-2- наклон к правому колену, стараясь коснуться лбом колена - выдох; 3-4-и.п. То же, к левому колену. Повторить 3 раза. 3. «Погладим». И.п.: сидя, ноги врозь, руки упор сбоку. Правой ногой 3-4 раза погладить левую от колена вниз-вверх. То же, левой. Упражнение выполнять без обуви. Дыхание произвольное. Голову не опускать. Повторить 4 раза. 4. «Повернись». И.п.: лежа на спине, руки вверх, кисти соединить. 1-2- поворот на живот; 3-4- и.п. Стараться ноги и руки не сгибать. Менять направление поворота. Повторить 3 раза. 5. «Приседание на корточки». И.п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. 1- присесть, касаясь руками пола, смотреть вперед, сказать «сели»; 2-и.п. Повторить 5 раз. 6. «Подпрыгивание». И.п.: ноги слегка расставить, руки опущены. 6-8 пружинок, 8-10 подпрыгиваний и ходьба на месте. Прыгать легко. Повторить 3-4 раза. IIчасть С флажками 1. «Сильнее». И.п.: ноги слегка расставить, один флажок вниз- назад, другой - вверх. Быстро менять положение флажков. Через 4-5 взмахов - отдых, флажки вниз - пауза. Повторить 4 раза. 2. «Потянись». И.п.: ноги врозь, флажки вниз. 1-2-наклон вперед, не сгибая ноги, флажки в стороны, голову прямо - выдох; 3-4- и.п. То же, другие и.п. для рук. 3. «Подними пятки». И.п.: о.с. флажки в стороны. 1-2-при поднять пятки, присесть, колени врозь; 3-4- и.п. Повторить 6 раз. 4. «Поворот». И.п.: сидя, ноги врозь, флажки в стороны вертикально. 1- поворот вправо, голова прямо; 2- и.п. То же, в другую сторону. Повторить 4 раза. 5. «Не задень». И.п.: то же (лежа), ноги врозь, флажки на полу у пяток, руки упор сбоку. 1-2- поднять ноги; 3-4- и.п. Голову не опускать. Повторить б раз. 6. «Подпрыгивание». И.п.: ноги слегка расставить, флажки вниз. 8-10 подпрыгиваний, меняя положение ног врозь-вместе, 8-10 шагов с взмахом флажками. Повторить 3 раза. |
ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА | |
1 комплекс | 2 комплекс |
«Лесные приключения» часть вторая. 1. «Медведь в берлоге» - и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок. 2. «Зайчишки-трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались», вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались». 3. «Волчек-серый бочок» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Поочередное вытягивание ног вверх. 4. «Лисички-сестрички» - и. п.: стоя возле кровати. Имитация движений лисички на месте. 5. «Елочки большие и маленькие» - и. п.: то же, руки на поясе. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову; затем выпрямиться, встать на носки, потянуться, руки вверх. | «Путешествие снежинки» часть первая. 1. «Снежинки просыпаются» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево-вправо. 2. «Снежинки-пушинки» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п. 3. «Снежинки-балеринки» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей. 4. «Снегопад» - и. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз. 5. «Танец снежинок» - и. п. то же. Кружение на месте на носках. |
Подвижные игры | ||
Название | Программное содержание | Ход игры |
«Трамвай» | Развивать у детей умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге и ходьбе в колонне. | Дети стоят вдоль стены или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держаться за шнур, концы которого связаны (один ребенок держится правой рукой, другой левой). Воспитатель находится в одном из углов площадки и держит в руке, три цветных флага. Воспитатель поднимает флаг зеленого цвета, и дети бегут – «трамвай двигается». Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флага; если поднят зеленый флаг, движение трамвая продолжается, если появляется желтый или красный флаг, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет. Продолжительность игры 5 – 6 минут. |
«Котята и щенята» | Развивать ловкость ориентировку в пространстве. Упражнять в лазанье, беге. | Играющих делят на две группы. Дети одной группы изображают котят, другой – щенят. Котята находятся с одной стороны площадки, щенки – с другой стороны. Воспитатель предлагает котятам побегать легко, мягко. На слова воспитателя : «Щенята!» - вторая группка детей перелезает через скамейку. Они на четвереньках бегут за котятами и лают. Котята быстро влезают на свою скамейку или гимнастическую стенку. Игра проводится 4 - 5 раза. |
«Накинь кольцо» | Развивать меткость, глазомер, координацию движений. Упражнять в метании. | Игра заключается в набрасывании колец на различные забавные фигурки, например на слона с поднятым хоботом, гуся с вытянутой шеей и т.д. На расстоянии 1,5 – 2 м. от фигуры проводится черта – граница, с которой дети бросают кольцо. Воспитатель показывает, как надо встать, как держать кольцо в горизонтальном положении, как бросать. Продолжительность игры 5-7 минут. |
«Свободное место» | Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в быстром беге. | Играющие сидят на стульях по кругу. Воспитатель вызывает детей сидящих рядом. По сигналу «раз, два, три – беги!» бегут в разные стороны за кругом, добегают до своего места и садятся. Воспитатель и все играющие отмечают, кто первый занял свободное место. Продолжительность игры 5-7 минут. |
| ||
Физ-минутки | ||
«Семья»
| (комплексные занятия по программе «От рождения до школы») | |
Пальчиковая гимнастика | ||
«Долго, долго мы лепили» «Разотру ладошки сильно»
------Развивать мелкую моторику рук, внимание, память. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|