Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лучше впасть в ошибку, чем отвергнуть Духа Святого»



«Лучше впасть в ошибку, чем отвергнуть Духа Святого»

Наверное, в других людях мы видим то, что уже есть — или зреет — в нас самих. И описание старца Софрония матерью Силуаной в чем-то передает и ее собственный духовный портрет. «Я в жизни видела много замкнутых монахов, которые боятся открыть свой путь, – пишет она, – а у отца Софрония этого не было. Это не значит, что он полностью открывал себя. Он предупреждал: закрытость связана с тем, что мы постоянно боимся впасть в ошибку и так мы отвергаем Духа Святого («а вдруг я сделаю неправильно»). Так вот, лучше нам впасть в ошибку, чем отвергнуть Духа Святого».

Да, сама мать Силуана была удивительно открытым, искренним и любящим человеком. Она не боялась говорить о себе, и – словно в ответ – было нестрашно и ей рассказывать о себе, совершенно не скрывая свои трудности и немощи.

Так она писала и о старце: «Отец Софроний был удивительно любящий человек. Я знала: что бы я ни сделала, как бы я себя ни повела — этот человек будет меня любить, и это никак нельзя изменить. С ним не может быть так: очаровался — разочаровался, в настроении — не в настроении, он любил всегда. Полагаю, что каждый, кто знал старца, думал, что именно к нему отец Софроний относится исключительно, по-особенному. Такова была мера его любви – «для всех я стал всем» (с. 223).

Помимо собственно духовной составляющей, для общения важно, наверное, и просто человеческое взаимопонимание, человеческое единство. Так, для матери Силуаны было важно, что «кроме того, что отец Софроний был старец и монах, он, несомненно, был еще и представителем русской интеллигенции начала XX века. Даже его жесты: как он ходил, как он наклонял голову, его интонации, словесные обороты…» (с. 223). Наверное, чем больше по-человечески общего, тем проще установить и поддерживать контакт с другим человеком.

Православный монастырь в Эссексе (Англия). Фото: journalpp.ru

Но, конечно, важна не только человеческая и культурная близость. «Для монахов главное, – писала мать Силуана, – это отношение старца к литургии. Как он ее служил — для него это был центр Вселенной. И больше нигде и никогда я не имела такой литургии, как в Эссексе. Такое впечатление, что на небесах стоишь, все присутствующие участвуют в литургии и общее молчание молящихся насыщено каким-то вселенским молчанием. Такого ощущения, переживания я нигде не имела» (с.224).

Из жизнеописаний о. Софрония мать Силуана больше всего ценила книгу митр. Навпактского Иерофея (Влахоса) «Знаю человека во Христе… Жизнь и служение старца Софрония, исихаста и богослова». Русский перевод этой книги вышел в Троице-Сергиевой Лавре в 2013 году.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.