|
|||
ШКОЛА РАДОСТИСтр 1 из 4Следующая ⇒
Хамзина А.Р., студент 2 курс Научный руководитель: Леонтьева Л.А. к.пед.н., доцент Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова ШКОЛА РАДОСТИ Одной из самых главных задач родителей и школы является воспитание нового поколения, то есть воспитание детей. Воспитание детей - довольно непростой процесс, в котором происходит передача новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляется развитие ребенка как личности, формируются те качества, которые пригодятся любому человеку для полноценной жизни в обществе. Одним из главных принципов воспитания является принцип гуманизма, заключающийся в развитии в человеке общечеловеческих ценностей, которые не имеют государственных и исторических границ. Именно на этом принципе построены гуманистические воспитательные системы. Гуманистическая воспитательная система - воспитательная система, ориентированная на личность воспитанника, на развитие его способностей, на создание условий для его саморазвития, самореализации в атмосфере защищенности и педагогической поддержки. В отличие от авторитарной воспитательной системы, в гуманистической воспитательной системе нет места жесткому руководству, подавлению личности обучающихся, строгой дисциплине и подавлению инициативы подчиненных. Гуманистические воспитательные системыстроятся на принципе «мягкого» управления, которое осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности, введение полезных новшеств в воспитательный процесс. В гуманистических системах: 1) цели являются гуманистическими; 2) ценности являются общечеловеческими; 3) деятельность является увлекательной; 4) отношения являются коллективистскими. З.А. Малькова и Л.А. Новикова понимают гуманистическую систему воспитания как педагогически рациональное управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности. В основе их гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи: 1) личностный подход в воспитании, признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; 2) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся; 3) культуросообразность воспитания, опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру; 4) гуманизация межличностных отношений; 5) опора на сознание, поведение и чувства ребенка в равной мере; 6) деятельностный подход в воспитании, организация жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса и т.д. Похожие идеи лежали в гуманистической системе воспитания В.А. Сухомлинского, в “ Школе радости”. Василий Александрович Сухомлинский - советский педагог-новатор, а также создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть направлены процессы воспитания и образования. Василий Александрович начал свою педагогическую деятельность в довольно раннем возрасте - 17 лет. В то время он обучал младшие классы, а уже с 1948 г. был назначен директором Павлышевской средней школы. В 1948 году это была обычная, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны школа. Однако позже она стала знаменитой благодаря В.А. Сухомлинскому и получила название “Школа радости”. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд. Он уделял большое внимание формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок или других художественных произведений. Дети много читали, что благоприятно влияло на их психическое состояние. Идеалом воспитания Павлышской средней школы, руководителем которой был В. А. Сухомлинский, была всесторонне и гармонически сформированная личность и активный участник социальной жизни. Гармония способностей и потребностей по мнению В.А. Сухомлинского предоставляет человеку ту полноту духовной жизни, которая осознается и переживается им как счастье. Вопрос эстетического воспитания в школе Сухомлинского решался следующим образом: 1) здание Павлышской школы полностью было окружено зеленью; 2) вдоль дорожки, которая вела к школе, росли красивые цветы; 3) в каждом кабинете и классе висели репродукции картин, а также росли зеленые комнатные растения; 4) в некоторых классах были аквариумы; Помимо эстетического воспитания Сухомлинский занимался также и трудовым воспитанием обучающихся. Трудовое воспитание должно было быть наравне с интеллектуальной жизнью. Знаменитый педагог считал, что каждой ступени интеллектуального развития личности должна соответствовать определенная ступень трудовой зрелости. Отправной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского стала задача воспитания личного отношения ребенка к окружающей действительности, понимания его дела и ответственности перед родными, друзьями и обществом и, прежде всего, собственной совестью. Главная цель воспитания - гражданско-патриотическое формирование личности. Сухомлинский считал, что сущность важной воспитательной задачи заключается в том, чтобы взгляд на мир выражался не только в умении объяснить сущность явлений, но и в практической деятельности, в труде. Второй важной воспитательной задачей Сухомлинский считал формирование мировоззренческих убеждений в процессе активной деятельности. В.А. Сухомлинский развивает довольно важную педагогическую мысль о двух главных задачах учителя: 1) учитель должен передать учащимся определенный запас знаний, 2) учитель должен научить учеников все время в течение жизни пополнять и обогащать свои знания, а также научить самостоятельному пользованию знаниями и ценностями человеческой культуры. Основным принципом процесса обучения на всех его этапах Сухомлинский считал путь ребенка от успеха к успеху. Советский педагог призывал учителей не мешать и не закрывать этот путь ученикам, особенно ученикам младшего школьного возраста, неудовлетворительными оценками, поскольку верил, что когда ребенок достигает определенных успехов в учебе, то у него появляется желание учиться дальше. В школе В.А.Сухомлинского плохие отметки в начальной школе полностью отсутствовали. Принципы, на которых была основана педагогическая система В. А. Сухомлинского: 1) доверие к ученикам 2) учение без принуждения 3) воспитание без наказаний, 4) сотрудничество детей и взрослых, 5) творческий труд и нравственная свобода, 6) возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни, 7) принятие ответственности за свой выбор. В школу принимали ребенка с дошкольных лет, так как именно в этом возрасте воспитывается жажда знаний, любознательность и любопытство. В своей “Школе радости” Сухомлинский хотел научить детей обращать внимание на окружающую природу и ее красоту, именно поэтому уроки часто проводились в лесу или роще. Большое значение также уделялось прослушиванию классической музыки. Для В.А. Сухомлинского семья являлась такой же обычной школой, но только школой в которой происходит воспитание любви и отзывчивости. И важную роль этой школе играет мать. В “школе радости” педагог стремился любыми средствами воспитать у детей уважение к матери и желание помочь ей своим трудом. В школе Павлыша были установлены традиции, которые способствовали формированию чувств любви и уважения к матери. Например, дети сами выращивали цветы, помогали сажать яблони, кусты роз для своей матери, а также ежегодно проводился праздник Матери. Так как Сухомлинский уделял большое внимание семье ребенка, то в школе была разработана система работы с родителями учеников. Данная система помогала осуществить цели гуманизации воспитания. Одной из важнейших задач школы он видел в необходимости давать родителям элементарные знания по педагогике. Педагогику должны были знать не только учителя, но и родители. В.А.Сухомлинским была образована родительская школа, в которой читался курс психологии и педагогики, теории физического, умственного, нравственного воспитания. Родители в этой школе получали необходимые им знания, которые помогали им в дальнейшем в воспитании собственных детей. По мнению В.А. Сухомлинского педагогический процесс должен приносить ребенку только радость. Как бы ни был организован учебный процесс, в нем всегда присутствует однообразие, которое со временем надоедает и убивает желание учиться. Урок должен быть интересным и вызывать только положительные эмоции. Сухомлинский заботился не только о ментальном здоровье детей, но также и о физическом. Ведь если дети здоровы, то они активны и отзывчивы на уроках. Поэтому Павлышевская школа занималась укреплением здоровья детей, совмещая это с нахождением детей на свежем воздухе, на природе, изучая окружающую среду. Для оздоровления детей В.А. Сухомлинский в «Школе радости» применял следующие методы: 1) закаливание ног - дети в весенние и летние месяцы в школу ходили босиком; 2) питание на свежем воздухе, что способствовало развитию аппетита у учеников; 3) создание детских площадок с целью проведения игр на свежем воздухе; 4) проведение всевозможных праздников и мероприятий; Чтобы все эти методы приносили пользу, Сухомлинский просил родителей следовать им и продолжать эти мероприятия в семье. Итак, В.А. Сухомлинский создал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: 1) нравственный идеал 2) счастье 3) свобода 4) справедливость 5) истина 6) добро 7) красота. Система, созданная советским педагогом может стать хорошим примером современным учителям и родителям. Его школа не просто так получила название “Школа радости”. В этой школе дети действительно получали не только хорошее и всестороннее развитие, но также положительные эмоции, которые только повышали желание учиться и ходить в школу. Дети в нынешнее время после первого класса осознают, что школа это не такое уж и веселое место, где есть место радости и развлечениям. Они теряют желание учиться и получать новые знания, перестают стараться и быть успешными учениками. Некоторые методы Сухомлинского вполне бы вписались в программу современного образования. Школьные годы - это один из самых больших отрезков жизни человека. Школа должна стать местом, где не только получают новые знания и оценки, но также местом, где учителя готовы подарить своим ученикам радостные моменты.
Список литературы:
1) Рындак В.Г. Учитель Сухомлинский: уроки на завтра. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2015. 508 с. 2) Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – 7-е изд. – М. : Изд-во политической литературы, 2014. – 270 с. 3) Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961–1986) / ред. Ф. Г. Паначин. – М. : Педагогика, 2014. – 415 с.
|
|||
|