Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Второе действие



Второе действие

 

Сон Чагина. Музыка из балета "Спящая красавица". В полумраке из тумана появляется лодка. На ней по-французски и по-русски написано "Бонжур". В лодке стоит яркая, перевязанная лентами коробка, очень большая, в человеческий рост. Музыка смолкает, и слышны голоса — мужской и детский. Они разговаривают шепотом.

Мужчина. Слышал я, Алеша, что ты все мои гостинцы на базаре продаешь или чужим передариваешь, и послал я тебе последний подарочек... Мальчик. Папа, да зачем она мне? Мне лучше солдатиков или велосипед. А то еще лук со стрелами...

Мужчина. Ты, Алеша, никому ее поиграть не давай, а то она глупая, ее всякий обидеть может...

М а л ь ч и к. Да что ты, папа, как ее обидеть, она же ненастоящая...

 Мужчина. Она живая-живая, сереб­ряным ключиком заводится, только я его случайно в воду уронил. Ты ведь такую давно хотел, просил, плакал. Вот же. Вы теперь вместе. Она твоя. Твоя...

В это время ленты падают, коробка от­крывается, как дверь. В коробке стоит Мара, одетая и причесанная, как старин­ные фарфоровые куклы.

Л а р а (медленно, раздельно, кукольным

голосом). Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. Вышел ясный, круглый месяц. А за ме­сяцем луна. Мальчик девочке слуга.

В это время слышатся звонки в дверь. Свет зажигается, лодка исчезает. Ком­муналка Чагина. Он спит в своей комна­те. Савелийу себя чинит телевизор. Звонят в дверь. Чагин встает и идет открывать. Зевает, вздрагивает. Чагин открывает дверь. На пороге — Клеопатра. Она вся в черном, в длинной юбке и кашемировом платке.

 Чагин. Сгинь! (Притворно отшатыва­ется.)

Клеопатра (кланяется в пояс). Здравствуйте. Вы меня не помните?

Ч а г и н. Ну как же! Офелия!

 Клеопатра. Я Лена Ковалева. А про Клеопатру я вам наврала. Простите меня. (Кланяется в пояс.) Грех ведь это.

Чагин. Прощаю. Вали себе с миром.

Клеопатра. А потом мне совестно стало. Вы вот мне куртку подарили, по­тому что думали, что я бездомная сиро­та, а у меня мать-отец и три бабушки. Мы помидоры на зиму закатываем. А мне все необыкновенного хотелось, вот я и врала. Я даже в организацию "Чер­ный рассвет" записалась, чтобы поезда взрывать.

Чагин в изнеможении хватается за голо­ву и опускается на корточки вдоль стены.

А потом думаю — как же это так поезда взрывать? Грех ведь это. Грех-то какой, а? (Чуть не плачет.)

Чагин. Птичка шизокрылая, тебе чего надо? Сон досмотреть не дала... Такой сон...

Клеопатра. Я теперь другая, совсем другая. Покаялась я. Я в милосердном обществе при храме Всех Святых акти­вистка. Мы по субботам одиноких ста­рушек купать ходим. Возьмите вашу куртку. (Сует Чагину куртку и порыва­ется уйти.) А там я еще нашла в карма­не... (Шебуршит в кармане куртки и до­стает диктофон.) Вот, это тоже ваше, в кармане было. Простите меня. (Кладет земной поклон и убегает, чуть не плача.) Чагин крутит пальцем у виска, захлопы­вает дверь, ест кукурузу, вертит в руках диктофон, включает, идет на кухню. Са­велий чинит телевизор. Чагин слушает диктофон.

Голос отца Чагин а. Алеша. Сегодня десятое августа. Отправляю тебе с оказией этот сверток и кассету. Очень хочется говорить с тобой. Я живу в глуши, на винограднике, который, как ты уже знаешь из моих писем, я купил в прошлом году. Я все ждал, что ты при­едешь, даже не будешь сообщать мне заранее, а просто дверь откроется, и войдешь ты. Ждал, ждал, а потом понял, что ты не придешь никогда. Значит, по­делом мне. Я кругом виноват, Алеша. Теперь о деле. Ты мой единственный наследник. Оставшихся после меня средств хватит, чтобы ты смог продол­жить образование в Европе или, если захочешь, нанять собственный оркестр. Виноградник тоже твой. Все бумаги и документы у моего адвоката Филиппа Коккебера. Алеша, еще вот что хочу сказать тебе. У тебя есть сестра Ляля. Помнишь, когда жили летом на Оке, приезжала девочка и каталась вместе с нами на "Бонжуре". Это и есть моя старшая дочь. Отчество и фамилия у нее другие, ее удочерил отчим, но она — твоя единственная сестра. Она старше тебя на пять с половиной лет. Я писал ей, но она не ответила. Отыщи ее и не теряй, будь ей братом. Ее зовут по пас­порту Комарова Лариса Павловна. Она живет в городе Суходол Пензенской об­ласти...

Чагин перестает есть кукурузу. В это же время, одновременно, Савелию удается починить телевизор, экран загорается, и начинает оглушительно рявкать рэп в ис­полнении группы "Кар-Мэн". Затем про­тяжный гудок теплохода перекрывает и заглушает рэп. Затемнение

Аркадак, пристань. В ожидании парома

на пристани рыбаки, грибники,

женщина с рюкзаком и Чагин.

Женщина с рюкзаком ест яблоко. Чагин

дремлет на скамейке.

Женщина. А сколько билет на паром

стоит?

Рыбак. Нисколько. Женщина. Это как же? Р ы б а к. А так.

Женщина. Бесплатно, что ли? Рыбак. Ну.

Женщина. Чудно у вас все. Сошла я с поезда, пить хочется, захожу в буфет, даю деньги, а говорят: не надо. Бесплат­но сегодня буфет. Это что же у вас, праздник сегодня?

Рыбак. Ага, праздник.

Женщина. День города, что ли? Рыбак. Сегодня у нас Казаков женит­ся.

Чагин перестает дремать.

Женщина. А кто такой Казаков? Рыбак. Жулик, бандит, мафия. Грибник. Напрасно вы так. Казаков — талантливый бизнесмен. Он делает для города и уезда много полезных, добрых дел.

Р ы б а к (угрюмо). Все сегодня бесплат­но, потому что Казаков венчается.

Начинают звонить колокола. Чагин встает и ходит по пристани туда-сюда.

У Петра и Павла звонят. Значит, уже обвенчали.

Ч а г и н. А что же... А что же невеста? Что же невеста, не сбежала от него?

Рыбак. Скажете тоже. Х-ха, сбежала... От такого сбежишь. Да она у него смир­ная какая-то...

Грибник. Смирная, совсем смирная. Он ее всем по кабельному телевидению показывал.

Рыбак. Сидит и глазками смотрит. А лицо бледное, грустное...

Грибник. А в честь того, что Казаков венчается, вечером в городском саду на­родное гуляние и фейерверк.

Женщина. Грибов-то много в лесу?

Грибник. Только бери. И все благо­родные — белые, красноголовки...

Рыбак (гордо). У нас всякая осень — грибная. Грибной у нас край.

Ж е н щ и н а. И яблок в этом году много.

Чагин (прогуливается взад-вперед по пристани и бормочет). Тихая, смирная, а лицо грустное...

Рыбак (гордо). У нас яблок всякий год полным-полно. Край у нас такой, яб­лочный.

Женщина. Яблочный край... Колокола звонят.

Чагин входит в церковный двор. Там ни­кого нет, только дворник метет. Смета­ет осенние листья и цветы.

Чагин. Значит, венчание уже кончи­лось?

Дворник. С полчаса, как отъехали. Чагин. Опоздал, как я опоздал. Дворник. Убиваетесь? Конечно, жалко.

Чагин. Кого жалко?

Д в о р н и к. Что венчание не поглядели. Очень богатое было венчание.

Ч а г и н. А хороша ли невеста?

Дворник. А уж невеста — такой раскрасавицы у нас и не видели.

Чагин. Выходит, она нездешняя? Дворник. Нездешняя. Богатое было венчание. Целая толпа смотреть собра­лась. А после жених велел раздать уго­щение. Богатое угощение. Милостыню. А иеромонаху Владимиру на нужды храма пять миллионов рублей пожало­вал. Потом сели в машины и уехали. Машин много, все иностранные, цвета­ми украшены. Спереди машина — в ней парни с автоматами сидят, и позади тоже. Богатое было венчание...

Чагин. Куда же они поехали?

Дворник. Откуда же мне знать? Никто не знает...

Ч а г и н. За реку?

Дворник. Спрячет, наверное, Каза­ков свое сокровище.

Чагин. Направо? Налево?

Дворник. Богатое было венчание... Чагин бежит по улицам Аркадака. Оста­навливается. Оторопело глядит. Мимо идет прохожий. Прохожий смотрит на Чагина.

Прохожий. Что? Или не видали?

Чагин. Это что же? Это когда?

Прохожий. Сожгли.

Чагин. Тут же офис был. Фирма. Которую Казаков держал...

Прохожий. Вот и сожгли, что офис. Две недели назад еще. Одновременно полыхнуло — здесь, и кафе еще на Карла Либкнехта.

Ч а г и н. На Карла Либкнехта?

Прохожий. Ну, где уху знаменитую варили.

Чагин. Ясно.

Прохожий. Что — ясно? Милиция вон тоже приезжала, все, говорит, ясно, ага, говорит. А никого не нашли, кто поджег. А ухи, спрашивается, где теперь поесть? Негде-с!

Чагин бежит по улицам Аркадака. Тетка в форменной фуражке оста­навливает его.

Тетка. Куда?

Чагин. Скажите, пожалуйста, где Лариса Павловна?

Тетка. Какая еще Лариса Павловна?

Ч а г и н. Танцовщица.

Тетка. Чего?

Ч а г и н. Из варьете танцовщица.

Т е т к а. Из какого еще тебе варьете?

Ч а г и н. Ну, здесь же у вас варьете. Ресторан и варьете.

Тетка. Аптека у нас тут. Лечебно-кон­сультативный центр для малоимущих.

Ч а г и н. Но ведь раньше тут было варьете. Совсем недавно. Я знаю, я здесь жил, в Аркадаке, я только совсем ненадолго уехал. Здесь в варьете была танцовщица, Лара. Такая высокая и во­лосы светлые.

Тетка. Аптека у нас и центр лечебный. Вот уже из Австрии аппарат привезли органы ультразвуком слушать. На казаковские-то денежки.

Ч а г и н. Извините. (Уходит.)

Тетка. Эй, парень. Он возвращается.

(Тихо, скороговоркой). Замостье, Верх­ний переулок, дом семь.

Ч а г и н. Что это?

Тетка. Жила она там раньше. Лара

твоя. Может, скажут...

Чагин идет по улицам Аркадака. Стучит

в деревянные ворота.

Голос. Николай, ты?

Чагин. Извините, пожалуйста. Нет ли

у вас Ларисы Павловны?

Голос. Николай, не балуй. Все равно

не пущу.

Чагин. Это не Николай. И говорю — не была ли здесь Лариса Павловна, тан­цовщица.

Голос. Ох, Николашка, допрыгаешься ты у меня! А если я тебе пять тыщ дол­жен, так я отдам.

Чагин. Послушайте. Откройте. Я не Николай.

Голос. Отдам, отдам, я помню, ты не думай.

Ч а г и н (в отчаянии стучит в ворота). Не была ли здесь Лариса Павловна?

Г о л о с. Во люди. За пять тыщ сожрать тебя готовы.

Чагин (устав барабанить в ворота). Чертов город...

Чагин уныло бредет по улицам Аркадака. Навстречу ему попадается городской дурачок в шляпе с цветами и вуаль­кой. В руках у дурачка большая пустая клетка для птицы. Дверца открыта, бол­тается и скрипит.

Завидев Чагина, дурачок начинает пере­дразнивать его походку и кривляться. (Топает на него ногой.) Кыш! Приду­рок...

Дурачок останавливается и не дает Ча- гину пройти. Пошел ты вон!

Дурачок. А я тебя знаю. Ты хромой учитель. Детей музыке учил, а потом уехал.

Чагин пытается обойти дурачка.

Зачем ты уехал? Дети музыку полюбили, скучают, ждут... Бабка, у которой ты угол снимал, тебя вспоминает. Ждет, что снова приедешь. Занавески с лебе­дями на твои окошки повесила. Ты ведь ей баранок с маком из Москвы привезти обещал. А не привез. Не привез?

Ч а г и н. Не привез.

Дурачок. Э-э-э... Ты, учитель, иди на правый берег. Там автобус ходит, на нем папиросы с верблюдом нарисованы. Доедешь до развилки на село Пречис­тое. Пойдешь берегом реки. Как уви­дишь старую мукомольню, бери левей через поле, а там за перелеском тот дом стоит...

Чагин. Какой дом?

Дурачок. Какой тебе надо. Собака во дворе злая, а ты скажи ей слово "море", она этого слова страсть как боится. Иди, учитель. Никого не бойся. Никто тебя там не тронет.

В это время вдали начинает играть ду­ховой оркестр, видны отсветы ракет, шутих и фейерверка.

Ч а г и н. У тебя птица улетела.

Дурачок. Нет, это она ко мне приле­теть должна. Вот я и жду. Вот я ей двер­ку и растворил. (Пауза.) Праздник в го­родском саду начался. Торопиться тебе надо...

Чагин приходит в дом Казакова. Собака сначала лает, потом визжит и умолкает совсем. Чагин ходит по дому.

Чагин. Казаков!

Тишина. Чагин ходит по дому. В креслах и на полу валяется одежда, кружевное белье Чагин расправляет длинное белое платье запутывается в фате. Долго рас­путывается, перебирает длинные белые

бусы.

(Сам себе). Да здесь же нет никого...

Навстречу ему выходит Казаков, босой в длинной белой рубахе. Казаков пьет молоко из банки.

Казаков. А я так и знал, что ты вернешься.

Чагин. Где твои гости?

Казаков. Что ты, дурило, чек тогда не взял? Уехал ни с того ни с сего.

Ч а г и н. А где... Где же... Где же все? Казаков. Кабы не дурость твоя, уже бы ремонт заканчивали...

Чагин. Где Лариса Павловна?

К а з а к о в. Да ты не огорчайся. Я вот вдруг решил... Решил я, что оркестр у нас обязательно должен быть. Свой. Симфонический настоящий оркестр. Давай, голуба, бросай всю свою хиро­мантию, и - за дела. Завтра поутру по­едем с тобой место для новой музыкаль­ной школы выбирать. Проект закажем — чтобы музыкальная школа и при ней солидный концертный зал. Все пучком чтобы.

Чагин (громко). Где Лара, Казаков? Казаков. Тсссс...

Чагин. Она что, спит?

Казаков. Финнов, что ли, каких-ни­будь выписать, чтобы школу постро­или? Финны знатно строят... Дерут, правда, собаки. Будешь ты у нас глав­ный дирижер... А? Охота, небось, в глав­ные-то дирижеры?

Чагин (орет). Говори, где Лара?

К а з а к о в (мирно). Да не ори ты. В больнице она. В облпсихбольнице. В от­делении для буйных.

Пауза.

Что? Ты ж сам говорил — крыза она форменная, в смирительном доме ей место.

Пауза.

Устал я, Алеша, от ее выкрутасов. Силь­но устал. Она же всю душу из меня вы­нула. Я вот прежде думал, что без нее жить не смогу, а тут вдруг глядь и понял — да если я с ней тотчас же насовсем не распрощаюсь, я же погибну. Такие пи­роги. С котятами.

Пауза.

Я ведь хотел, чтобы все по-людски. Я ей сам сказал: не могу я больше с тобой, Лара, так, мол, и так, на Ленке я же­нюсь. А она мне так спокойно отвечает: женись, только не жильцы вы оба. И песню запела: "Мой костер в тумане светит, искры гаснут на лету..." Я поду­мал — она и впрямь что-нибудь под­строит, потому что не в своем уме. Ну, и определил я ее... Чагин. Силен ты, братец.

Казаков. Устал я.

Ч а г и н. А дом, где твоя контора? А харчевня? Твои сработали?

Казаков. Сам я. Сам все и подпалил. И кафе, где ее первый раз увидел, и дом, где перед ней на коленях стоял. Чтобы ничего не осталось. Другой жизни мне очень хотелось. Ведь она же ни разу не спросила, как, мол, ты себя чувствуешь? По имени меня никогда не звала, все Казачок да Казачок. А Ленка, та всегда: как, Николаша, ты себя чувствуешь?

Чагин. Ты не знаешь, она письма из-за границы получала?

Казаков качает головой.

Чагин. Кто ее родители? Она тебе что-нибудь говорила?

Казаков. Говорила, отчим у нее пьяница. Майор в Суходоле...

Чагин. Ну, что теперь? Настала твоя другая жизнь? Счастлив ты?

Казаков. Счастлив.

Чагин. Очень?
Казаков. И слов таких нету. Чагин. Ну, тогда, на радостях-то... Ради праздничка. Займи мне деньжищ, чтобы Лару из дурдома выкупить.

Казаков. Зачем она тебе? Э, брось...

Ч а г и н. Я ее в Москву увезу. А деньги я тебе верну, ты не думай. (Обнимает Казакова за плечо и говорит значитель­но.) Я теперь богатый — уууу... А хо­чешь, я тебе за то, что Лару вызволишь — виноградник подарю? А?

Казаков обнимает Чагина и хохочет. Затемнение

Комната, где на окнах — занавески с ле­бедями. Печка. Железная кровать с ши­шечками. По комнате ходит Ч а г и н. На руках у него JI а р а в длинной рубахе, волосы у нее распущены. Чагин убаюкива­ет ее, как младенца.

JI а р а (бормочет). Там все жуки, тара­каны... Няньки под лестницу тащут и черной резиной дерутся...

Чагин. Это тебе все в плохом сне приснилось, не было этого... Мы с тобой, Ляля, уедем. Вернемся в тот дом на Оке, будем жить. Сад разведем. Зна­ешь, Ляля, как сады осенью окуривают? От сухой листвы дым, как туман, в тума­не солнце и сад с яблонями. Ничего не видно. Будем с тобой перекликаться. Ты меня позовешь: "Алеша!" А я тебе отве­чу: "Ляля!" Рано утром поплывем на нашем "Бонжуре" вниз по реке... Соба­ку возьмем. Она теплая, добрая...

Л а р а (вскрикивает беспокойно). Яноты, ноты выучу! Я тебе ноты перепи­сывать буду! Только ты меня обратно в больницу не отдавай!

Ч а г и н. Не отдам, что ты, не бойся. Я теперь тебя никому не отдам. Мы вмес­те будем... А хочешь, поедем на вино­градник?

Л а р а. Виноград не надо, виноград к слезам...

Чагин. Ну, значит, не надо... Ты по­правишься, я тебя замуж выдам. В белое наряжу. Колокола звонить будут...

Л а р а. Я знала, что ты меня заберешь. Ты скажи, ты кто? Ты кто, а?

Ч а г и н. Я тебе, Ляля, потом скажу, я кто.

Л ара. Ляля... Меня так в детстве называли...

Чагин ходит по комнате, Лара бормочет еще что-то, потом засыпает у него на руках. Чагин укладывает ее на кровать с шишечками, накрывает пледом, опуска­ется на колени рядом с кроватью и смот­рит на Лару. Слышится дребезжащий стук в окно.

Голос. Алексей Иваныч, Алексей Иваныч... Вас тут женщина спрашивает.

Чагин. Скажи, сейчас выйду.

Чагин поднимается с колен, идет к двери.

Голос. Алексей Иваныч, небось, не слыхали? Второй день из дому не выхо­дите...

Чагин (останавливаясь). А что такое? Голос. Казаков удавился. Ага. Жене молодой сказал, что в Америку по делам уезжает, а сам взял да и уплыл на Грачи­ный остров. Там и удавился. Рыбаки под вечер нашли. Эх...

Чагин остается молча стоять на месте. Стучат в дверь. Он не слышит. Дверь открывается и входит Женщина с рюкзаком. Останавливается, неот­рывно смотрит на Чагина.

Женщина. Алексей. Здравствуйте. Я еще на пристани... Только мне не пове­рилось... Я вам в Москву звонила-звонила, сказали, вы в Аркадаке... Он мне ведь письма слал, а мы с мужем на ре­жимном предприятии, и свекровь пара­лизованная...

Чагин стоит неподвижно, ничего не по­нимая.

(Начинает плакать.) Помнишь, как на Оке жили? Лодочку нашу помнишь, "Бонжур"? Как же ты похож на него! Чагин стоит неподвижно.

Алеша! Дай же обнять тебя, брат!

Занавес.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.