Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мужчина, брат женщины. Действующие лица



 

Ксения Драгунская

Мужчина, брат женщины

 

Пьеса в двух действия

 


 


Действующие лица


 


Алексей Чагин, юный дирижер.

Казаков, богач. Лариса Павловна,

танцовщица варьете.

Савелий, рубщик мяса, сосед Чагина по коммуналке. Клеопатра, бомж.

Женщина с рюкзаком. Рыбаки, грибники, городской дурачок и другие жители города Аркадак.

 

События происходят в Аркадаке и в Москве.


 


Первое действие

Богато обставленный офис, всего полно, мебель кожаная, светлая, много всяких электронных прибамбасов. Посреди офиса человек в хорошем костюме стоит на коленях. Он стоит неподвижно, словно погруженный в глубокую задумчивость. Слышится хлопанье дверей, стук в двери и голос Чагина.


 


Чагин. Есть тут кто-нибудь? Черт знает что... Куда они все делись? Я же, как идиот, на прием записывался...

Чагин, прихрамывая, выходит на сцену и видит стоящего на коленях человека.

Здравствуйте. Я хотел, чтобы доложили, но там нигде никого... Могу я погово­рить с господином Казаковым?

Человек (поднимает голову). Неможете. Удавился вчера ваш Казаков.

Чагин. Н-да... Ну и везет же мне... Человек. А на что он вам?

Чагин. Мне сказали, будто он денег дать может.

Человек (передразнивает). Деееее- нег...

Чагин. Ну, теперь пиши пропало. Скоро осень, как начнутся дожди... Пауза,

Когда же похороны?

Человек. А черт его знает...

Чагин. Странно, Казаков удавился, а в городе тишина. Он же, вроде, крутой тут у вас, а? Важная птица. Что он, нефть что ли гонял, или лесом торговал? Король, магнат какой-то.

Человек не отвечает.

Я когда в конце весны приехал первый раз, тут по городу клоуны какие-то пры­гали, слонов водили. Как видно, напо­каз. Что такое? А это, оказывается, Ка­заков в честь каникул для детей Аркадака цирк из Москвы выписал...

Пауза.

Удавился, значит. Ну, и ладно. Выхо­дит, ничего мне просить у него не при­дется.

Ч е л о в е к. Не любишь просить-то?

Ч а г и н. Не люблю.

Человек. Гордый? Это хорошо.

Чагин. Нет. Просто не получается

как-то.

Пауза.

С чего же это он удавился? Эти самые, что ли, как их... Разборки? Душил его кто-то?

Человек. Х-ха, душил! Он сам кого хочешь задушит. С детства такой. Когда в восьмом классе учился, сестренка его кошку держала, Дымку. А сосед кошке мясо дал с крючком рыболовным. Се­стренка плакала-плакала, а потом за­икаться стала. Доктора сказали — шок. Взял тогда Казаков кастет с бритовкой да и навестил соседушку. Среднюю школу господин Казаков в колонии за­канчивал.

Ч а г и н. А вы откуда знаете?

Человек. Оттуда, что я и есть Каза­ков.

Пауза.

Чагин. Вот и слава Богу. Не удави­лись, значит?

Казаков. Духу не хватило. Понадеял­ся на что-то, сам не знаю, на что. Со­всем уж было собрался, а сам думаю: вдруг мне на роду еще что-то хорошее написано, а я про это не знаю, и вот удавлюсь сгоряча, и хорошее это, счас­тье-то неописуемое, мне и не обломит­ся. Жалко мне стало этого счастья неиз­вестного, вот и не удавился. Пауза.

Парень, налей мне вон из того штофчика.

Чагин наливает из штофа в стакан.

Еще лей, еще.

Чагин наливает побольше. Казаков выпи­вает.

Ты-то, парень, сам из какой жизни бу­дешь?

Чагин. Алексей Чагин, дирижер. Ор­кестр у меня тут.

Казаков. Эх, кудряво! Жалко мать с отцом не видят, как к ихнему Кольке, уркагану отпетому, дирижеры живьем на поклон идут. Ну валяй, дирижер. Го­вори свою просьбишку.

Ч а г и н. У меня оркестр в музыкальной школе, которая при фабрике. Учителя и ученики. Знаете, дети из народа бывают очень одарены... Извините, вы бы вста­ли с колен, а то трудно разговаривать, когда человек на коленях.

Казаков. Вот встать не могу. Слово дал. Мне теперь только на коленях. Ты говори, не робей.

Чагин. Фабричная музыкальная школа рухнет не сегодня-завтра. Пото­лок уже весь обсыпался, и однажды на репетиции кусок балки свалился прямо на голову первой скрипке... Скоро осень, а крыша...

Казаков. Ты сам-то, похоже, нездеш­ний?

Ч а г и н. Из Москвы.

Казаков. Какими же судьбами в нашу

глушь?

Ч а г и н. А у меня педагог в музыкаль­ном училище отсюда родом. Старичок

уже совсем. Он мне и насоветовал — чтобы мастерство развивать, возьми себе оркестр, пусть маленький, но твой. Я и приехал.

Казаков. Налей-ка еще из штофа. Значит, у нас теперь оркестр... Хорошо. Чагин. Что вы! Здесь обязательно должен быть свой оркестр! В городе, ко­торый так богат культурными традиция­ми... Ведь именно здесь, в Аркадаке, в пятнадцатом году, в станционном рес­торане отобедали Бунин и Рахманинов! А потом сели в поезд и долго махали шляпами местному краеведу, поэту- самоучке Евстратию Кошкину. Казаков. Напьюсь я сегодня. Ох, напьюсь... Может, выпьешь? Пей.

Ч а г и н. Я, спасибо, не пью. Так вот, поскольку школа находится в аварий­ном состоянии...

Казаков. Тебе денег, что ли, на ремонт надо?

Чагин. Точно, денег. На ремонт. Казаков. Сейчас обставим..Посмотри там на столе бумагу с водяными знака­ми.

Чагин ищет. Не находит. Референтов — стая, а толку... Где этот долбаный Саша? Что они там? Нажми вон ту кнопку.

Чагин нажимает. Ответа нет.

Ч а г и н. Да нет там никого. И все

нараспашку,

Казаков. Разбежались, значит. Шу­ганул я их крепко, ругался... Ты, парень, посмотри там в ящиках чеки, я тебе сей­час подмахну...

Чагин ищет чеки.

Тебе сколько денег-то на ремонт надо?

Ч а г и н. Понятия не имею. Нам бы крышу перекрыть и внутри, конечно... Слушайте, у вас тут везде какие-то бусы рассыпаны. И на полу кругом, и вот... (Наклоняется, чтобы поднять бусину.)

К а з а к о в. Не трогай!

Ч а г и н. А, вот такие чеки?

Казаков. О, точно, они! Давай сюда.  Тьфу, где же ручка.

Звонит телефон.

Выдерни ты его к чертовой матери!

Чагин выдергивает. Тишина. Казаков ищет ручку.

А, нет! Включи, включи обратно!

Чагин втыкает. Телефон звонит. (Беспокойно дергается, хочет встать, но остается стоять на коленях.)

Ну возь­ми, возьми, возьми же трубку! Чагин (берет трубку). Да? Нет, он тут. А... Спасибо. (Кладет.)

Казаков. Ну? Что?

Чагин (пожимает плечами). Сказали, последний теплоход отошел в пятнад­цать пятьдесят.

Казаков (хватается за голову). Конец!

Пауза. Казаков стоит на коленях. Чагин смотрит на него.

Ч а г и н. Я, видно, не вовремя. Я лучше пойду.

Казаков. А? (Смотрит на Чагина, не сразу понимает, кто это.) Погоди, сей­час я тебе чек подпишу. Где же что-то, что-нибудь, чем пишут? (Шарит по кар­манам, перестает шарить, задумывает­ся.) Уплыла... Уплыла... Она такая не­счастная...

Чагин кивает, потом садится в кресло, крутится, катается в кресле по комнате туда-сюда.

Я ее первый раз весной увидел. В хар­чевне на углу Карла Либкнехта. Там уху знатно варят. Теплоход должен был прийти, а на нем — гильдия предприни­мателей Среднего Поволжья заседает. Ну, сижу я, жду, когда гильдия подгре­бет, а тут входит она. Вошла, споткну­лась и... (Сообщает как о чем-то неверо­ятном.) Покраснела. Покраснела, пред­ставляешь? Я ее в тот же миг полюбил. Да какая там, на фиг, гильдия? И нику­да мне уже не надо идти, ничего не надо делать, а только быть рядом с ней...

Чагин. Вы бы все-таки встали с колен. К вам сейчас из газеты "Аркадакские вести" придут, насчет того, что вы в мэры баллотируетесь. Вы бы встали, а то странно все это.

Казаков. Как же я встану, если я слово дал, что так и буду стоять на коле­нях, пока она меня не простит?

Ч а г и н. Так она же уплыла с послед­ним теплоходом. Ты встань ей-богу. (Скучает, смотрит на часы, теребит всякие штучки на столе.)

Казаков. Она сама-то нездешняя, из Суходола, это в соседней губернии, туда пять часов пилить. Жизнь у нее там какая-то была, в Суходоле. Ребенок от болезни умер. Потом Червяков, фраер, стал к ней клинья подбивать, она уши и развесила, а его в губернаторы продви­нули, так он ей сразу под зад коленом, к жене вернулся.

Чагин катается в кресле по кабинету, находит бинокль, смотрит в него, берет игру "тетрис " тычет пальцами в пупки, некоторое время играет, пока Казаков говорит.

Тогда она приехала сюда. Детей стала танцам учить в дэ ка "Вперед", а потом поступила танцевать в варьете, это на Дворянской набережной. Я каждый раз стал в этот кабак ходить, на нее смот­реть. А все говорили, что жених у нее — летчик.

Чагин ходит по комнате, Казаков тере­бит его за рукав.

У нас тут за лесом летный отряд стоит. Что жених — летчик, и что они уже за­явку подали. А я все равно каждый вечер приходил, цветы носил и так, штучки-дрючки всякие...

Чагин. Это да, говорили, что, мол, ай да Казаков — на танцорку из варьете миллионные капиталы просаживает. Казаков. И вдруг летчика переводят в Архангельск, и она остается. Кинул он ее. Я как узнал, тут же прямо к ней домой в Заречье примчался,хоть и не­знаком был толком-то. Хочешь, говорю, мои ребята этого авиатора из-под земли достанут, а потом свезут в лесок, и комар носу не подточит? А еще, говорю, хочешь, иди за меня замуж, и завтра сам Пимен, архиепископ Саратовский и Вольский, нас венчать придет? А она только засмеялась и говорит: чем это от тебя так несет? От комаров, что ли, на- брызгался? Ты бы, богатенький, купил бы себе приличный о де туалет, а потом уж к дамам подъезжал бы с предложе ниями...

Чагин (равнодушно). Крута, ничего н скажешь. Так венчаетесь ли вы в кони концов или нет?

Казаков. Откуда я знаю, что у нее н уме? Однажды уж чуть было не обвенчались, я и в храме сговорился, а он утром исчезла, словно испарилась, амбец. Двое суток по всей губернии вертолетами рыскал, речной вокзал за крыл, а нашел вот тут. За восьмым микрорайоном заброшенный дом ест! сидит она там у окошка, вдаль смотрит а лицо бледное, грустное...

Чагин. Интересно, а какая сейчас погода в Париже?

Казаков. А сегодня утром, вот на этом самом месте, она мне говорит: ведь больно жирно будет, если твоя мечта исполнится, и такая, как я, тебе в жены обломится". А меня вдруг разобрало, я и говорю: "Даты ноги мне мыт должна и воду пить за то, что я, честны: человек, тебя, такую-сякую из варьете после всех летчиков замуж беру". И нее такое лицо несчастное стало, что на колени тут же бухнулся и прощения просил, и слово дал, что так на коленях и останусь, пока она меня не простит, она только "хахахахаха" и ушла...

Пауза.

Налей мне из штофа, парень.

Ч а г и н. Да наплюй ты на нее! Вот стыд-то — такими деньжищами ворочаешь, полгубернии под тобой ходит, перед бабой так свою жизнь гнешь Дура, небось, какая-нибудь. Психичка.

К а з а к о в. Не могу.

Чагин. Больной ты.

Казаков. Люблю ее.

Чагин. Перетерпи. Разлюби. Казаков. Тебе который годик? Чагин. Двадцать третий пошел. Казаков. Вот и не говори, чего не понимаешь... Я раньше тоже думал полюбил, разлюбил... А потом Лapy встретил... брат...

Пауза.

Ну, давай, парень. Вот и ручка обнаружилась. Давай чек. Сколько, говоришь, тебе на ремонт надо? Сто миллионов, пятьсот? Пятьсот напишем... Пятьсот мэлэнэ... И подпись... На, держи. (Про­тягивает чек Чагину.)

Чагин. Спасибо. Даже не знаю, что

сказать.

Казаков. А ты ничего не говори. Ты лучше уходи скорее отсюда. Уходи, па­рень.

Чагин. Кто же тебе из штофа наливать будет?

Казаков. А мне больше не понадо­бится из штофа.

Чагин и Казаков смотрят друг на друга. Чагин. Это ты хитро придумал. Я сейчас уйду, а ты и впрямь удавишься. Казаков. Ишь, догадливый.

Чагин. А вот и никуда я не пойду. Мне и здесь хорошо. Кресла у тебя очень удобные.

Казаков. Спасать, что ли, меня затеял? Вот это ты зря, москвич.

Ч а г и н. Не смеши народ. Чтобы такой мужик, как ты, из-за бабы... Казаков. Молчи, не доводи до греха.

Чагин подходит к Казакову и садится рядом с ним на ковер.

Ч а г и н. Ну что ты, что ты, ей-богу? Вот ты посуди сам... Не к лицу тебе все это. Ты встань, встань, умойся поди. Сейчас журналисты из газеты придут, про изби­рательную кампанию разговаривать будут! А вместо кандидата на пост мэра — то-то смеху будет — жмур, ну куда это годится? Кто детям на праздник слонов с клоунами выпишет? Ты об этом поду­мал?

Казаков смеется.

Давай сейчас вместе выпьем из штофа и песенку споем? Ты какую песенку лю­бишь?

Казаков. Французскую. Которую Патрисия Каас поет, когда ее на мото­цикле чувак катает, видел клип?

Ч а ги н. Ну, а по-французски-то мы с тобой не умеем. Давай русскую споем. Казаков (морщится). Не-а, они все грустные, там в степи замерзал ямщик. Тоска... Ну их.

Чагин. Вот дела! Русский купчина не может спеть русскую песню.

Казаков. Давай вот эту... Я шагаю с работы устало...

Ч а г и н. О! Поехали. Ты слова знаешь?

К а з а к о в. А то! На всех комсомоль­ских сходках, если там в баню, то всег­да...

Ч а г и н. Ну давай, только не орать, а с душой.

Чагин и Казаков, сидя в обнимку на полу, поют "Я люблю тебя жизнь" на слова Константина Ваншенкина. Некоторое время поют. Казаков первым обрывает пение.

К а з а к о в. Ну все, парень, покривля­лись и будет. Уходи теперь.

Ч а г и н. Не уйду, сказал же. Казаков. Уходи по-хорошему. Давай простимся.

Ч а г и н. Не хочу я с тобой прощаться. Казаков. Славный ты парень, хотя и москвич. Полюбил я тебя. Дай я тебя на прощание поцелую. Смотри, денежки- то не промотай, построй хорошую школу и играй свою музыку...

Ч а г и н. А я вот сейчас выйти-то выйду, а людей позову.

К а з а к о в. Не успеешь.

Чагин. Нуда! Ты хоть как вешаться-то собрался, каким макаром? Где у тебя тут веревочка? Пока будешь возиться, народ и набежит. А у нас в стране с самоубийцами, знаешь, что делают? В сумасшедший дом лечиться отправля­ют.

Казаков выхватывает из-под пиджака пистолет.

Казаков. Парень! Уходи! Христом- Богом прошу! Застрелю ведь!

Стреляет, промахивается. Входит не­обыкновенной красоты женщина в светлом платье с немыслимыми, часты­ми и длинными разрезами. В руках у жен­щины — огромный букет полевых цветов.

Лара!

Л а р а. Что это тут, ворошиловский кружок? Хахаха! Так на коленях и сто­ишь? И впрямь ведь стоит! Идиот. (За­мечает Чагина.) А это что еще за...

Казаков. Это по делу ко мне, дири­жер.

JI а р а. Дирижер? А палочка есть у него? Казаков. Брось, перестань, JIapa.

Л а р а. А что это дирижер у нас так остолбенел? Что это во мне такого ос- толбеняющего? Познакомился бы с Ла­рисой Павловной, поцеловал бы у Ла­рисы Павловны ручку...

Ч а г и н. Я нет... Извините... Разрешите представиться— Чагин.

Л а р а (встрепенувшись). Чагин? Это твоя родная фамилия?

Чагин (морщась, досадливо). Не обра­щайте внимания.

Л а р а. Казачок, дай ключи от белого авто.

Казаков. Почему, Лара, почему ты никогда не спросишь, как я себя чувст­вую?

Лара. Ты зачем, Казачок, утром на мне бусы порвал? Они теперь по всему офису рассыпались. Вон бусина валяет­ся, и вон, и вон, и вон еще...

Лара показывает пальцем, Казаков на­клоняется и подбирает бусины. JIapa сме­ется, глядит на Чагина.

Ч а г и и. Что вы так смотрите?

Лара. Красивый ты.

Чагин. Бог с вами.

Лара. Ты вот, наверное, на лодке ка­таться любишь.

Чагин. Очень люблю.

Лара. Выходит, угадала. Казачок, дай же ключи.

Казаков. А ты меня простишь?

Л а р а. А коли не прощу, так и будешь на карачках век вековать?

Казаков. Так и буду.

Лара. Ну, ты, Казачок, тут пока пос­той, а мы с дирижером возьмем лодочку и на острова поплывем. (Приобнимает Чагина.)

Казаков. Попробуйте.

Л а р а. Ух ты, ух ты, страшно как!

Казаков. Где ты была, Лара?

Л а р а. В лугах гуляла. В августе цветов

в лугах... Даешь ты, наконец, ключи или

нет?

Казаков. Куда ты хочешь ехать?

Л а р а. В Суходол, бомбу в Червякова кидать, народное восстание поднимать. Ну что ты, Казачок. Я вещички кое-какие заберу, мне же теперь тут жить оставаться, я за тебя замуж выхожу.

Казаков. Значит, выходишь?

Лара. Вот, мосье дирижер, посоветуй­те — выходить мне за него замуж или не выходить?

Чагин. Выходите. Он на радостях, пожалуй, сюда целый зоопарк выпишет. Лара. Зоопарк, хахаха, точно! А ты, дирижер, что хромаешь? Боты жмут?

Ч а г и н. Я всегда хромаю.

Лара. Болезнь, что ли? Нога болит? (Протягивает руку и делает движение погладить Чагина по щеке.) Больно? Чагин (отшатывается). Нет, нет, нет! К а з а к о в. Не трогай его, Лара.

Лара. Вот, мосье дирижер, вы человек ученый, поди, и гармонию изучали? Объясните же нам, непутевым, как дальше жить? Что нам с Казаковым де­лать в нашей жизни и судьбе?

Чагин. Вам, Лариса Павловна, с вашей красотой дома сидеть надо и на улицу ни на шаг не показываться.

Лара. Что такое?

Чагин. Потому что вас с первого взгляда очень сильно полюбить можно, так что вся жизнь кувырком пойдет.

Казаков встает. С удовольствием потя­гивается, делает гимнастические уп­ражнения.

Казаков. Эх, Ларка! Пропадешь ведь ты без меня.

Лара. Чего это вдруг я пропаду? Или, думаешь, меня больше никто замуж не возьмет? Ну-ка, дирижер, отвечай: вот если бы я не была за Казакова просвата­на, ты бы посватался ко мне или нет? Пауза. Чагин молчит. Говори же! Посватался бы или нет?

Чагин (мягко и терпеливо). Конечно, посватался бы, о чем речь. Семьсот верст пешком бы бежал.

Лара (радуясь, как дитя). Ага, вот! (Показывает Казакову язык.) Казаков. Что-то, дирижер, больно речист.

Ч а г и н. Я пойду, пора мне.

Лара. Казачок, ключи от белого авто давай. А впрочем, нет, я лучше в город­ской парк. На чертовом колесе крутить­ся буду. А ты, Казачишка, прими душ, принарядись и заезжай за мной прямо на карусели. В горзагс пойдем — заявку подавать. Там сегодня до восьми.

Казаков. Значит, идешь за меня?

JI а р а. Конечно! Я ведь загадала, если будет после обеда грибной дождь, то фигушки, жить мне одинокой. Ну, а дождя-то нет как нет, вот, стало быть, пойду. Твоя взяла, Казачок.

Ч а г и н. Зачем вы? Нельзя же так! Казаков. Значит, моя!

JI а р а. Твоя!

Казаков (нежно и восхищенно). Моя... (Гладит рукой ее шею, сжимает пальцы, повторяет с ненавистью.) Моя... (Раз­жимает пальцы.)

JI а р а. Ау, дирижер! Не поехал со мной на лодочке кататься — а завтра, может, этот псих меня и впрямь задушит, хаха- ха!

Лара исчезает. Пауза.

Казаков. Вот такие пироги.

Ч а г и н. Блядь твоя Лариса Павловна, и замашки у нее блядские.

Казаков. А я ее все равно люблю.

Ч а г и н. Ненормальный ты, ясно? Хоть и богатый. А уж она — совсем крыза. В смирительном доме ей место. Казаков. Ничего, обломаю. Тихая будет, ласковая. Дай только жениться. Я ведь с детства мечтал на артистке же­ниться. Вот совсем пацаном был, а уж думал — вырасту, непременно на ар­тистке женюсь.

Ч а г и н. Ну, тогда женись. Флаг тебе в руки.

Казаков. Знаешь, дирижер, если она за меня опять не выйдет, я же просто- напросто взорву этот Аркадак.

Ч а г и н. Ты только дождись, когда тебя мэром выберут, а уж потом взрывай. И слонов не забудь по городу пустить. Не городишко, а дурдом на свежем возду­хе... На фиг мне все это, крыша дыря­вая, сил моих больше нет, гори оно все!

Ничего мне не нужно. (Кладет чек на стол.) Хватит с меня, я в Москву хочу.

Влетает скромная девушка с косич­кой и бросается к Чагину.

Девушка. Ой, Алексей Иваныч, Алексей Иваныч! Я вас по всему городу ищу! Телеграмма вам пришла на музы­кальную школу. Из Парижа. (Подает Чагину телеграмму.)

Чагин держит телеграмму, не разворачи­вая. Потом начинает было рвать, но все- таки разворачивает и читает вслух. Чагин. "Алексей, приезжай, а то я умру".

Затемнение.

Московская квартира Чагина. Это ком­муналка. На кухне сидит здоровенный бо­гатырь Савелий, сосед Чагина, рубщик мяса из углового магазина. Он играет на гитаре и поет что-нибудь из Цоя или Шевчука. На столе шампанское и сласти. Рядом с Савелием — девушка лет пятнадцати, ярко накрашенная, пестро и бедно одетая.

Входит Ч а г и н с большой дорожной сумкой и двумя свежими розами в руках. Савелий. Ба, маэстро! Ну, недаром мне всю ночь яйца снились! (Берет у Чагина сумку, они обнимаются.) А ото- щал-то как! Надолго ли в белокамен­ную?

Чагин. Может, и насовсем. Савелий. А тебе тут баба какая-то названивала, я сказал, чтобы в Аркадаке тебя искала. Бросил, значит, свою глу­хомань? А я зато с девушкой познако­мился. На трех вокзалах. Смотри, сим­патичная какая!

Чагин. Сядешь ты, Савелий, скоро за такие знакомства. Девочка, ты в каком классе учишься?

Савелий. Это тебя просто завидки берут. Сам бы вон лучше с кем-нибудь познакомился. А что? Тебе пора. Подру­житесь, детей нарожаете...

Чагин уходит в свою комнату. Там большая фотография женщины, возле — засохшие цветы и свечи. Чагин меняет цветы.

(Девушке, тихо.) Смурной он у нас. Это потому что хромает.

Савелий идет в комнату Чагина, оста­навливается в дверях.

Тебе тут из французского посольства паспорт с визой принесли. И телефон, чтобы билет быстро заказать.

Чагин молчит, разбирает свою сумку.

Поедешь, что ли?

Чагин не отвечает.

Вот у меня папаня... Он же запойный, папаня мой. Он, когда мы еще в деревне жили, нас смертным боем бил, так гонял , что в другую избу ночевать ходи­ли. А я все равно ему на каждый празд­ник деньги посылаю. Я ему недавно спортивный костюм "Пума" послал.

Чагин молчит.

Вот ты думаешь, ты гордый, да? А ты просто тяжелый. Ты думаешь, ты худож­ник, а на самом деле тебе просто на всех с высокой колокольни... Ты, Алеша, че­ловечество не любишь, вот.

Чагин молчит. Савелий смотрит на Чагина и вздыхает по-бабьи.

Савелий. Пальтец тебе сконстролить надо. Зима ведь скоро. Иди вон борща поешь с дороги. Наваристый, с укро­пом.

Чагин. Спасибо, Савельич. Конечно, поем борща.

Савелий уходит и в кухне говорит девушке таинственным голосом.

Это, между прочим, знаешь, кто? Зна­ешь, как его фамилия? У него, между прочим, папа, знаешь кто?

Чагин появляется на кухне с вазой для цветов, меняет воду.

(Громко.) Виноградарь у него папа. Знатный. Председатель колхоза. Шишка, страшное дело. Ах ты! Маэ­стро! Я же тебе тут с получки подарок купил! (Исчезает и появляется с галсту­ком - "бабочкой" чудовищной величины, расцветки и блестящести. Прикладыва­ет "бабочку" к шее Чагина.) А? Вещь! Вот выучишься ты в своей консерве, прославишься, будет у тебя концерт. Ты наденешь эту "бабочку", и все флей­тистки — твои.

Ч а г и н. Я больше виолончелисток люблю.

Девушка разглядывает Чагина.

Савельич, я ведь тебе тоже подарочек припас. (Уходит в комнату и приносит оттуда жутковатого вида топор.) Савелий. Сильная штука.

Ч а г и н. Я его специально для тебя в Аркадакском районном музее револю­ции втридорога купил. С такими топо­риками дождливой осенью семнадцато­го года неунывающий пролетариат шел громить дачу маслозаводчика Терентьева.

Ч а г и н с вазой и "бабочкой " уходит к себе. Савелий машет топором и выделы­вает несколько каратистских па. Загля­дывает в комнату к Чагину. Чагин сидит на кровати в задумчивости.

Савелий. Эх, топорик...

Чагин. Ты прогноз слушал? Какая сейчас погода в Париже? Что с собой брать?

Савелий. Значит, поедешь. Ну, и правильно. Поезжай. Отец все-таки, родная кровь.

Чагин. Заткнись.

С а в е л и й. А?

Чагин. Заткнись, а то зашибу. Савелий (примирительно). Ну, ладно. Ладно. Ты сейчас заниматься будешь? Ты занимайся, занимайся...

Савелий уходит. Чагин снимает джинсы и рубашку, надевает фрак. Вы­нимает пластинку, ставит на проигры­ватель. Берет дирижерскую палочку. Му­зыка. Чагин дирижирует под музыку. Не­которое время звучит музыка, Чагин дирижирует. Неожиданно вырубается электричество, пластинка движется с замедлением, и музыка умолкает. Тиши­на. Чагин выходит в коридор, проверяет пробки. Из дверей комнаты Савельича выглядывает девушка.

Чагин. Вот черт, свет вырубили... А Савельич где?

Девушка. В баню пошел.

Чагин идет на кухню, собирает на стол. Девушка смотрит за ним.

Чагин. Эй! Иди сюда, не бойся.

Девушка улыбается и тоже идет на кухню.

Есть хочешь?

Девушка хмыкает и кивает.

Садись. Вино пьешь?

Девушка (радостно). Пью. Чагин. Куда катимся?! Тебе лет-то сколько?

Девушка (радостно). Не знаю. Чагин. Ну, а зовут-то тебя как? Девушка. Катя.

Чагин. Катя?

Девушка. Ка-тя. Ну, Клеопатра, в общем.

Ч а г и н. О, Господи...

Клеопатра (пожимает плечами). Назвали...

Чагин. Ешь картошку на сале, Клео­патра.

Некоторое время едят молча.

Клеопатра. А вы, правда, дирижер? Чагин. Нет, просто руками махать люблю под музыку.

Клеопатра. А вы, правда, во Фран­цию уезжаете?

Ч а г и н. Не знаю.

Клеопатра. Вам поехать обязательно надо. Мне Савелий говорил, у вас там папа болеет сильно.

Чагин молчит.

А ваш папа, он кто? Савелий говорил, что он жутко знаменитый. Он, наверно, артист кино, да?

Чагин молчит, встает, наливает компот в кружки.

А вы что, со своим папой не дружите?

Чагин молчит.

Поссорились, да?

Чагин молча выливает кружку компота ей на голову.

Ой! Я, наверно, что-то не так сказала? Извините, пожалуйста. Вот всегда я так... Болтаю что-то, болтаю...

Чагин дает ей полотенце. Она вытирает голову.

Я только хотела сказать. Что вот если бы у меня был папа... Я бы с ним никогда не ссорилась.

Чагин (язвительно). Ах ты Боже мой... Так у тебя к тому же еще и папы нету? Клеопатра (печально). Нету. Ножом в сердце он убитый. В порту Лиепае.

Ч а г и н. В Лиепае? Так ты латышка, что ли?

Клеопатра. Это у меня мама латышка. А папа — испанец. Дон Педро Родригес Хуан Де Абельяр. (Печально.) А мама меня в магазине оставила. В центральном универмаге. Я все, все помню. И как она меня поцеловала, и как игрушку "пес на автомобиле" мне дала...

Чагин смотрит на Клеопатру.

У нас в детдоме кружок циркового ис­кусства был. Однажды нас наградили поездкой в город. Мы пошли на рынок, а там человек дрессированную обезьян­ку показывает. Мне так понравилось, так понравилось. Мы с ним познакоми­лись, и он меня с собой взял. Богдан Жданович, цыган.

Чагин. Во-во. Еще и цыган.

Клеопатра. Правда, цыган. У него и фамилия цыганская. Он директору дет­дома за меня тысячу рублей дал, теми еще деньгами. Представляете? И стали мы с ним вместе ходить. Он обезьянку показывает, а я всякие фокусы. Или на руках хожу. Он хороший был, Богдан Жданович, только глухонемой. Мы с ним везде были. Мне на море особенно понравилось. В Коктебеле. Люди красивые, добрые, тепло. А потом обезьянка у нас заболела и умерла, бедная. А Богда­на Ждановича милиция арестовала. Он, оказывается, в Херсоне семерых чело­век зарезал.

Пауза. Клеопатра улыбается.

А правда, что вам из Парижа гостинцы присылают, а вы их даже не разворачи­ваете, а прямиком в ларьки сдаете? Чагин. Ну, Савелий, ну, хорош пря­ник! Врут! Неправда! (Встает, уходит в свою комнату и возвращается с большим пакетом.)

Клеопатра. Это что?

Ч а г и н. Гостинцы парижские! (Нетер­пеливо разворачивает пакет. Показыва­ется очень навороченная куртка.) Клеопатра (восхищенно). Куртец...

Чагин надевает куртец на Клеопатру. Ей очень велико. Она радостно, довольно улыбается, просто сияет вся.

Чагин. Сидит, как влитая.

Клеопатра. А тепло-то как в ней! Карманчики... Капюшончик... Ой, какие застежки...

Чагин. Бери себе.

Клеопатра. Ой...

Чагин. Носи на здоровье, сиротка. Клеопатра. Да что вы... Она же на вас... Вам самому...

Ч а г и н. Я сказал.

Сияющая девушка прямо в куртке усаживается обратно за стол. Чагин пьет чай. Девушка не сводит с него глаз.

Значит, говоришь, твоя мама тебя в центральном универмаге оставила?

Клеопатра. В центральном универ­маге.

Ч а г и н. А моя мама —  умерла.

Клеопатра. Умерла? Чагин. Ага.

Клеопатра. От болезни?

Ч а г и н. От тоски. Заболела и умерла. Мне тогда семнадцать было. В училище учился. Имени Ипполитова-Иванова. Мы так и жили в этой комнате. Только вместо Савелия другая соседка была. Катя—сумасшедшая старуха. Мы с ней котят на Птичьем рынке продавали. Жили мы с мамой, и было в нашей ком­нате очень много пауков. Мне мама их убивать не разрешала: "Не убивай пауч­ка, Алеша, паучок нам весточку прине­сет". Она все писем ждала. Ждала- ждала, а писем не было, не было. Одни пауки. Зато теперь — ни одного паука! Сплошные письма! Телеграмма! "Алек­сей, приезжай, а то я умру". (Кривляет­ся, передразнивает. Жутко орет.) А не поеду я никуда! Не поеду! (Швыряет та­релки об пол, крушит все.)

Клеопатра взвизгивает, ойкает, бросается наутек. Чагин остается один, смотрит на разоренье, берет с полочки

паспорт, спокойно, хладнокровно рвет. Включается свет, вздрагивает холодиль­ник, снова звучит музыка. Чагин идет в свою комнату и там сидит. Музыка зву­чит некоторое время и заканчивается. Останавливается пластинка. Чагин не­подвижно сидит, потом начинает пере­одеваться, снимает фрак.

Помню... (Прячет фрак в шкаф, надева­ет джинсы и майку.) Помню дачу на Оке. Большой деревенский дом с баро­метром. И сад. Яблоневый. Мне года четыре или пять. Давно. Сейчас почему-то, кажется, что погода все время была хорошая. Каждый день-солнечный. Гу­ляли в лесу и в лугах. Я быстро уставал, и он сажал меня на плечи или нес на руках. А все-таки странно, что у такого танцовщика сын хромой от рождения. Странно. Просто насмешка судьбы. Еще помню, была лодка. Наша собст­венная лодка. Зеленого цвета. Она на­зывалась "Бонжур". Это он ее так на­звал. Несколько раз отправлялись в пла­вание на "Бонжуре" по Оке. В лодке сидела собака, ее теплую шерсть было очень приятно трогать босой ногой. И еще какая-то светловолосая девочка с длинными очень тонкими ногами. По­чему он ни разу не написал мне, когда остался во Франции? Или писал? Где эти письма? Он разыскал меня, только когда заболел... (Беспорядочно перебира­ет книги, бумаги, пластинки.) Еще помню, мне уже шесть. Я в лесной школе или там, в санатории, мне все ногу мою пытались вылечить. И вот сижу я в этом санатории в изоляторе, потому что еще и заболел в придачу, сижу один, тоска, вдруг в окошко сту­чат. Я смотрю, а это он, лицом прижал­ся к стеклу, смотрит на меня и улыбает­ся. Глаза веселые, синие. Красивый и молодой. Влез ко мне в изолятор в окно и говорит: "Пошли погуляем". — "Что ты, папа, у меня карантин". — "А, мура..." И пошли мы с ним гулять в парк. Он мне гостинцев привез. Череш­ню. А потом говорит: "Я сейчас съезжу в другую страну, денег заработаю, ох, и заживем мы с вами. Вы меня ждите, я вам с мамой письма присылать буду". Я все ждал, ждал, а потом понял, что он никогда не вернется, и все равно ждал... Вот и все. Он тогда уже знаменитый был в фильмах снимался, балеты там всякие Я потом няньке в санатории го­ворю: "Ко мне мой папа приезжал". А она не поверила. Как же, говорит, боль­но надо ему. Больно надо. Больно...

Тем временем хлопает входная дверь, это пришел Савелий. Он с березовым веником. Вешает его. В кухне прибирает посуду, разбитую Чагиным. Достает из сумки пиво и вяленую рыбу. Савелий под­ходит к двери Чагина и почтительно стучит. Заглядывает.

С а в е л и й. На дворе уже осень. Я, знаешь, шел, а на газоне какие-то спе­циальные люди сухие листья в мешки собирают. Листья пахнут... Хорошо! Кругом виноград продают... И газеты

вечерние. Ты газеты читаешь? Я тут тебе, Алеша, газету купил. Почитай. (Протягивает Чагину газету.) Читай, Алеша. Что же ты не читаешь? Читай вот тут.

Чагин. Школа женского очарования на улице Верхние Мневники.

С а в е л и й. Да нет. Не это.

Чагин. Мракобесы трубят сбор? Савелий. Что ты, нарочно что ли? Чагин (пожимает плечами, вертит в руках газету). Лечу запои?

Савелий (орет). Вот это! Тут! В уголку! Мелкими буквами!

Чагин. Париж. Интер-ТАСС. Сегодня утром во Франции после продолжительной болезни скончался выдающийся русский танцовщик Иван Чагин.

Чагин опускает газету. Савелий смачно плюет ему в лицо и захлопывает дверь.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.