|
||||||||||
Многофракционный сбор ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Многофракционный сбор При этом способе фракции вторичного сырья собираются в разные контейнеры. Причем контейнеров может быть различное количество, в зависимости от числа выделяемых фракций.
Выделение отдельного контейнера особенно эффективно, если фракция является экономически рентабельной. Так имеет смысл выделение отдельного контейнера под макулатуру или ПЭТ-бутылку.
С точки зрения экономики в отдельный контейнер необходимо собирать макулатуру, так как она является наиболее рентабельной фракцией. В таком случае она сохранится чистой и сухой. При однопоточном сборе при погрузке вторсырья в мусоровоз с прессом стекло бьется и портит качество макулатуры.
Таким образом упрощение системы раздельного сбора до двухпоточной системы для максимального вовлечения населения в процесс РСО приводит в долгосрочной перспективе к снижению ответственности, и как следствие – к ухудшению качества сортировки и выходящего сырья. Несмотря на большие объемы отходов, собираемых в контейнер для перерабатываемых отходов, они часто не ликвидны на рынке из-за своего низкого качества.
Предложение: внедрять двухпоточную систему РСО лишь на первоначальном этапе (1-3 года) формирования в городских и сельских поселениях. В дальнейшем для повышения эффективности системы РСО необходимо устанавливать на контейнерных площадках дополнительные контейнеры для сбора отдельных фракций, которые при двухпоточной системе часто теряют в качестве - стекло и макулатуру. В целом система менее рентабельна, чем многопоточный раздельный сбор.
4. Неверные шаги при внедрении раздельного сбора могут свести все усилия на нет. Основываясь на российском опыте раздельного сбора отходов, можно избежать некоторых ошибок.
Предложение: в Территориальную схему внести правила организации контейнерного раздельного сбора на территории Архангельской области.
Рекомендации по организации контейнерного раздельного сбора: - нельзя допускать вывоза отходов из контейнеров рсо на полигон; - нельзя допускать вывоз содержимого контейнеров с вторсырьем вместе со смешанными отходами в одном мусоровозе; - необходимо информирование населения о видах отходов, которые необходимо помещать в контейнеры для сухих отходов. В качестве примера рекомендуем рассмотреть методические материалы на сайте мэрии Москвы; - перечень принимаемых отходов должен изображаться пиктограммами на контейнере; - контейнер должен отличаться по цвету от баков для смешанных отходов. Единый цвет должен использоваться на всех контейнерных площадках региона. Исключение можно сделать на сельских поселений, где может внедряться альтернативная система РСО (можно закрепить в НПА); - контейнер для вторсырья по своей конструкции не должен позволять выбрасывать мусорные пакеты со смешанным содержимым; - содержимое контейнера должно прессоваться гораздо меньше, чем ТКО. В противном случае произойдет порча вторсырья; - необходимо разработать четкий механизм жалобы для горожан в случае нарушения правил организации РСО; - необходимо создать информационные каналы (горячие линии, порталы и т.д.) по которым будет вестись работа с обращениями жителей по вопросам раздельного сбора отходов.
5. Предложение: для организации раздельного сбора вторсырья в малых, но хорошо доступных населенных пунктах предлагаем организацию мобильных пунктов приема вторсырья. Мобильные пунктыпредставляют собой малотоннажный грузовой автомобиль, объезжающий два—четыре раза в месяц несколько десятков адресов с короткими остановками (45—60 минут) для сбора у населения наиболее востребованных фракций отходов (бумага, стекло, пластик, металл, опасные отходы). С точки зрения обеспечения непрерывного доступа населения к раздельному сбору отходов, мобильные пункты являются наименее эффективным методом организации раздельного сбора, однако подходят для малых населенных пунктов, где установка контейнеров для раздельного сбора является экономически невыгодной. 6. Предложение: предусмотреть для муниципальных образований с числом жителей менее 5 000 человек (в том числе в мало доступных населенных пунктах) организацию станций вторичной переработки.
Такой пункт приема может располагаться в любом помещении (на первом этаже) или можно построить легко возводимую конструкцию (как объект благоустройства). Лучше всего расположить пункт в непосредственной близости от жилых домов или на выезде из населенного пункта.
Помещение должно быть достаточно просторным, чтобы внутри можно было легко установить ёмкости для вторсырья, оборудовать место для сортировки, прессовки и накопления вторсырья. На таких «станциях» необходимо предусмотреть помещение, в которых возможно накапливать вторсырье довольно продолжительное время (от нескольких недель до месяцев), чтобы за счет объема снижать затраты на его вывоз. Ёмкости: В любом пункте необходимо предусмотреть емкости для накопления различного вторсырья. Это могут быть деревянные отсеки, мешки или бигбеги. Важно сделать понятные обозначения. Лучше всего не просто напечатать информацию, а прикрепить бутылки, банки и т.п. над емкостями для накопления. Сортировка: Не всегда жители могут правильно рассортировать отходы, поэтому необходимо проводить досортировку или как минимум контроль качества. Для этого необходимо предусмотреть специальное место – например, длинный стол. Прессовка: Если нет возможности организации регулярного вывоза вторсырья, его необходимо прессовать, чтобы оно занимало меньше места при хранении. Для этих целей необходимо приобрести пресс.
7. Предложение: в дополнение к контейнерам в городах мы рекомендуем предусмотреть организацию пунктов приема, в которых жители могли бы сдавать широкий перечень отходов: опасные, отходы электролома, шины и прочее. По опыту Норвегии расчет пунктов на количество жителей равно 9 станций на 100 000 человек, а время в пути до такой станции должно занимать не более 20-25 минут.
8. Для обслуживания инфраструктуры раздельного сбора отходов рекомендуется в рамках действующего законодательства привлекать местный бизнес, который уже занимаются заготовкой вторичных ресурсов. Заготовителей, которые уже ведут работу на территории Архангельской области, можно найти на Экокарте Движения 42 (map.eco42.org). Предложение: Чтобы увеличить количество принимаемых фракций, необходимо предусмотреть компенсацию на их транспортировку до объектов утилизации. Это касается тех фракций, которые заготовителям невыгодно собирать - композитные материалы (Tetra Pak, Pure Pak и т.д.), пищевые контейнеры с маркировкой 5 и 6, стекло и другие маловостребованные у заготовителей виды вторсырья. На данный момент расходы на логистику превышают прибыль, которую заготовитель мог бы получить при продаже вторичного сырья.
Также в Территориальной схеме необходимо предусмотреть тариф на транспортировку вторичных ресурсов из контейнеров до объектов сортировки/переработки.
9. В проекте территориальной схемы отсутствуют данные о маршрутах отсортированных отходов, извлеченных из смешанных ТКО на сортировочных станциях, до объектов их утилизации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2018 г. № 1130 необходимо внести в проект территориальной схемы и обозначить на электронной модели маршруты извлеченных полезных фракций из ТКО до объектов утилизации.
Предложение: внести в проект Территориальной схемы маршруты извлеченных полезных фракций из ТКО до объектов утилизации.
10. В проекте территориальной схемы отсутствуют данные о применяемых технологических процессах сортировки отходов на фракции.
Сортировка на станциях может производиться вручную или автоматически. Автоматические сортировочные комплексы могут включать в себя разрыватель пакетов для мусора, магнитный сепаратор, оптический и баллистический сепараторы, и позволяют отбирать наиболее ценные фракции для дальнейшей переработки. Автоматические сортировки считаются значительно эффективнее, чем ручные. Количество действующих мусоросортировочных комплексов (МСК) на территории России оценивается в 60 единиц. Мощность таких комплексов в среднем варьируется от 100 до 500 тыс. тонн отходов в год. Здесь речь идет о средних и крупных предприятиях, имеющих всю необходимую разрешительную документацию. В то же время число мелких сортировочных бизнес-единиц, использующих только «ручную силу» для сортировки отдельных групп отходов и не относящихся к объектам капитального строительства, значительно (кратно) выше и не поддается официальному учету.
Поток мокрых отходов (пищевых) после извлечения полезных фракций возможно направлять на технологию Hardferm. Она позволяет с помощью компостирования произвести из мокрых отходов метан и получить технический грунт в качестве сухой фракции. Схожая технология обезвреживания отходов методом аэробного биотермического компостирования, правда, без получения метана применяется на предприятии МПБО-2 в Санкт-Петербурге.
Предложение: использовать автоматические сортировочные комплексы для сортировки отходов. Обязательно сочетать эту технологию с раздельным сбором отходов на уровне домохозяйств. Остаток мокрых отходов подвергать компостированию для получения биогаза и технологического грунта.
11. В пункте 7.1 предлагается производить твердое топливо из отходов. Технология предусматривает измельчение и брикетирование отходов. Однако данная технология не является устойчивой экологической практикой, так как сжигание такого топлива, как и смешанных отходов, сопровождается выделением диоксинов и других вредных газообразных веществ. Кроме этого производство топлива не стимулирует повышение качества сортировки и увеличению количества извлекаемых вторичных ресурсов. Отсутствие спроса на топливо из отходов приведет к складированию брикетов на полигонах, и не решит проблему полигонного захоронения.
Предложение: отказаться от технологии производства твердого топлива из отходов.
12. В таблице 9.3. «Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой» отсутствуют пояснения к объектам: МСС, МПС, МСК, Перегрузка. Это делает невозможным общественные обсуждения данных объектов.
Предложение: в проект Территориальной схемы необходимо внести детализированную информацию, описание для объектов «МСС», «МПС», «МСК», «Перегрузка». 13.В таблице 9.3 «Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой», в таблице 3.6. «Целевые показатели по обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению ТКО» дать пояснение, как рассчитываются целевые показатели (Доля обработанных ТКО, Доля утилизированных ТКО, Доля захороненных ТКО, Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки, Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, Доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку, доля извлекаемых ВМР): по массе или по объему? Также дать пояснения по фракциям ВМР, которые планируется извлекать. 14. Предложение: учесть в проекте Территориальной схемы Архангельской области публикацию Экологического Движения 42 «Путеводитель по практикам ответственного обращения с отходами», которая содержит описание уже действующих на территории Архангельской области общественных инициатив по раздельному сбору отходов в малых населенных пунктах. Публикация прикрепляется в качестве приложения к данному письму.
15. Таблица 8.2. «Существующая схема потоков отходов за второе полугодие 2020 года» и Таблица 8.1. «Существующая схема потоков отходов за первое полугодие 2020 года» содержит недостоверные данные в части информации о вывозе из Пертоминского сп Приморского района ТКО на полигон твердых бытовых отходов города Онега. Такого маршрута не существует.
16.Предложение: рассмотреть иное место для объекта «перегрузка» в деревне Лопшеньга Приморского района. Место с координатами 64.960794, 37.685375 находится в непосредственной близости от озера, из которого вытекает крупная река. Жители деревни крайне обеспокоены выбором данного места для объекта обращения с отходами, весной прошлого года.
Прошу учесть предложения в общественных обсуждениях Территориальной схемы обращения с отходами Архангельской области.
|
||||||||||
|