Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дуальный сбор



 


 

 

Предложения в проект Территориальной схемы обращения с отходами Архангельской области

 

1. В соответствии с рекомендациями по результатам 67-го специального (133-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему «Предотвращение образования отходов как необходимое условие обеспечения экологических прав граждан и успешной реализации национального проекта «Экология» Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется:

· Обеспечить реализацию на территории соответствующего субъекта Российской Федерации высших приоритетов госполитики по обращению с отходами («максимальное использование исходных сырья и материалов» и «предотвращение образования отходов»).

· Включить в нормативные правовые акты в области обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе в территориальную схему обращения с отходами субъекта Российской Федерации, мероприятия и целевые показатели по предотвращению образования отходов и максимальному использованию исходных сырья и материалов.

 

Таким образом для эффективного решения проблемы отходов в Территориальной схеме следует предусмотреть  не только объекты для утилизации образовавшихся отходов, но и мероприятия и целевые показатели по предотвращению и сокращению их образования.

 

Нарегиональном уровне для снижения темпов образования отходов можно рекомендовать ввести ограничения на уровне субъекта. В качестве примера можно привести несколько субъектов, где подобные практики уже применяются.

 

1) Республика Удмуртия - распоряжение республиканского правительства от 11 декабря 2019 года № 1493-р об утверждении методических рекомендации по сокращению использования одноразовой пластиковой посуды и пластиковых упаковочных материалов при проведении массовых мероприятий на территории Удмуртии. Согласно рекомендациям ведомствам предлагается отдавать предпочтение посуде многоразовой или одноразовой, но из натуральных материалов. Постановление правительства получило широкое освещение в СМИ и было поддержано самым крупным и влиятельным общественным движением республики “Зелёный паровоз”. Источники: Российская газета, канал ТРК “Удмуртия”

2) Ленинградская область - комитет по культуре 27 февраля 2018 года издал распоряжение № 01-04/18-45 «О запрете использования пластиковой посуды, полиэтиленовых пакетов и упаковок при проведении культурно-массовых мероприятий». В России подобное решение впервые принято на региональном уровне государственным учреждением. Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека поддержал данную инициативу и планировал рекомендовать ее для других субъектов России.

 

2. Следующим приоритетом в государственной политике по обращению с отходами является снижение их класса опасности. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, «Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)», код 73111001724, относятся к  IV классу опасности, в то время как большая часть фракций вторичного сырья — к V (более низкому) классу опасности, и его сбор не требует лицензирования. РСО позволяет привлекать подрядчиков (заготовителей) без лицензии, которые занимаются только этим видом деятельности. Поэтому внедрение раздельного сбора отходов является необходимым элементом реализации государственной политики в области обращения с отходами, установленной ФЗ «Об отходах производства и потребления» и должен лежать в основе Территориальной схемы обращения с отходами.

 

В декабре 2020 года Экологическое Движение 42 исследовало отношение жителей к «мусорной реформе». Опрос проводился 27-28 декабря 2020 года, методом телефонного опроса в формате CATI с применением случайной генерации номеров. В опросе участвовало 600 человек, проживающих в Архангельске, Вельске, Каргополе, Коряжме, Котласе, Мезени, Мирном, Новодвинске, Няндоме, Онеге, Северодвинске, Сольвычегодске, Шенкурске.

 

Опрос показал:

Половина населения городов Архангельской области считают проблемой отсутствие инфраструктуры раздельного сбора отходов.

• 80% опрошенных уверены, что мусор нужно собирать отдельно и перерабатывать в сырье. 54% считают, что необходимо законодательно ограничить оборот одноразового пластика и продвигать многоразовые товары.

• Почти 90% северян поддерживают установку контейнеров для раздельного сбора в их городе. Эта доля даже выше, чем в аналогичном общероссийском опросе, где она составляла 73%

• Около 90% северян готовы начать сортировать отходы при наличии контейнеров.

• Среди всех опрошенных (жителей всех городов Архангельской области) 20% уже сортируют отходы, 70% - готовы начать при наличии инфраструктуры.

 

Результаты опроса показали, что запрос на раздельный сбор в Архангельской области чрезвычайно высок, и он даже выше, чем в среднем по России. Среди существующих проблем с отходами, жители в первую очередь выделяют отсутствие инфраструктуры РСО и утилизации отходов, а затем уже тарифы и несвоевременный вывоза мусора. Это необходимо учитывать в планировании работы и при корректировке Территориальной схемы обращения с отходами.

 

По нашему мнению, в существующем проекте Территориальной схемы внедрению раздельного сбора отходов уделено не достаточное внимание, а в пункте 9.1 отсутствует конкретика.

Предложение: разработать и внести в Территориальную схему календарный план внедрения раздельного сбора отходов, основные мероприятия, сроки и города, в которых будет внедряться раздельный сбор. Также прописать ответственных за реализацию плана и целевые показатели. Считаем необходимымрассчитать потребность в контейнерном и транспортном парке для раздельного накопления отходов, прописать целевые показатели по обеспечению контейнерных площадок специализированными контейнерами для раздельного сбора.

 

3. С точки зрения обеспечения непрерывного доступа населения к раздельному сбору отходов, стационарные пункты являются наиболее эффективным методом организации раздельного сбора отходов. Стационарные точкипредставляют собой специально оборудованные контейнеры или боксы для раздельного сбора широкого перечня фракций (бумага, стекло, пластик, металл, опасные отходы), постоянно находящиеся по указанным адресам на контейнерной площадке и работающие в круглосуточном режиме.

Предложение: в муниципальных образованиях, где число жителей близко расположенных населенных пунктов превышает 5 000 человек, рекомендуется контейнерный сбор вторичных материальных ресурсов.

 

Существует два основных способа стационарного (контейнерного) раздельного накопления отходов:

- дуальный сбор (двухпоточный)

- многофракционный сбор (многопоточный)

Дуальный сбор

Наиболее распространенный способ организации раздельного сбора отходов (далее РСО) в России сегодня и в США - двухпоточная система, когда весь мусор делится на два контейнера. Согласно данным Greenpeace России в марте 2020 году из 165 крупных городов в 24 организована двухпоточная система.

 

Существует три вида дуального сбора:

➢ Мокрые отходы - сухие отходы

➢ Пищевые отходы - все остальное

➢ Перерабатываемые отходы (вторичные ресурсы) - все остальное

 

Рассмотрим подробнее каждый вид.

 

Мокрые отходы - сухие отходы:

Плюсы Минусы
На первый взгляд простой принцип, который обеспечивает легкость вовлечения населения на первоначальном этапе Трудно идентифицировать отходы мокрые или сухие для населения, что приводит в итоге к тому, что в обоих контейнерах смешанные ТКО, что вызывает недоверие населения и дискредитирует саму идею РСО.
Экономия на логистике Все минусы других систем, а именно досортировка крайне затратна и на выходе получаем низкокачественные неликвидные фракции (материалы)
Возможность размещения на существующих контейнерных площадках, т.к. не требует много места  

Пищевые отходы - все остальное:

Плюсы Минусы
Возможность собрать чистые пищевые отходы для производства компоста Отходы во втором контейнере - загрязненная смесь материалов и изделий
Экономия на логистике - всего два транспортных потока Все минусы других систем, а именно досортировка крайне затратна и на выходе получаем низкокачественные неликвидные фракции (материалы)
Возможность размещения на существующих контейнерных площадках, т.к. не требует много места Низкое доверие населения

На предприятиях общественного питания можно собирать пищевые отходы и все остальное, а если есть какие-то разновидности одноразовой посуды, тары и упаковки, то эффективнее всего выделять под них отдельный контейнер. Такой эксперимент был проведен на о. Валаам (Республика Карелия). Для местных жителей, в т.ч. священнослужителей был введен двухпоточный РСО «пищевые и все остальное», а для гостей острова двухпоточный РСО «отходы тары и упаковки и все остальное». Такой подход позволил повысить извлекаемость вторичного сырья на местной сортировочной станции и наладить производство компоста.

Перерабатываемые отходы (вторичные ресурсы) - все остальное:

Система получила максимальное распространение в мире, в особенности в США, начиная с 1990-х годов под названием “Single-stream recycling” (Blue Bin recycling). Все, что можно переработать собирается в синий контейнер, далее происходит досортировка на Material Recovery Facilities(MRF) мусоросортировочных предприятиях с использованием ручного труда и автоматических сортировок. У этой системы есть ряд преимуществ, в особенности на первоначальном этапе развития системы раздельного сбора и вовлечения населения. Однако с 2015 года идут дискуссии о необходимости изменения системы, т.к. система признана недостаточно эффективной для дальнейшего развития управления отходами. Американский опыт, к сожалению, не учитывается в России.

 

 

Плюсы Минусы
Легкость вовлечения жителей в разделение отходов Все минусы других систем, а именно досортировка крайне затратна и на выходе получаем низкокачественные неликвидные фракции
Два транспортных потока - экономия на логистике  
Не нужно много места на контейнерной площадке для накопления двух потоков  
Узнаваемость «синего контейнера» в разных местах пребывания  

 

Подробнее рассмотрим основные проблемы этой системы:

 

- Стекло - более трети всего стекла, отправляемого на предприятия по переработке, оказывается раздробленным. На автоматических сортировках стекло бьется, загрязняясь от других отходов. Также стекло портит макулатуру. Полученный на сортировках стеклобой крайне затруднительно вернуть в производство тарного стекла;

- Однопоточная переработка упростила сортировку для потребителей, но приводит к загрязнению около четверти материала. После того, как в синем баке засоры превышают 15%, его содержимое начинает быть похожим на смешанные ТКО, и качество сортировки резко ухудшается. На опыте американской системы можно утверждать, что засоры достигают 40%.

- Параметры сортировки упрощены настолько, что жители не читают инструкцию и самостоятельно решают , что перерабатывается, что нет. В результате в синий бак попадают неперерабатываемые отходы;

- Внешний вид перемешанного вторсырья мало отличается от содержимого других контейнеров, и жители часто бросают туда что-то неподходящее. Так не происходит, если организован многофракционный сбор, когда человек видит, что в контейнере лежит только стекло или, например, бумага и картон;

- Формат однопоточной системы требует постоянной разъяснительной работы с населением. Люди не подготавливают должным образом отходы к сдаче, не сминают и не очищают. В результате в синем баке при маленьком весе большой объем загрязненного вторсырья.

- Жители кладут из лучших побуждений в синий бак неразрешенные, но в теории пригодные к переработке отходы. Это приводит к дополнительным затратам на сортировку и транспортировку, а также ремонт оборудования, которое выходит из строя, т.к. многие виды отходов (мягкий пластик, пакеты, одежда и т.д.) наматываются на рабочие механизмы. Из-за этого сортировочные линии часто простаивают. Увеличиваются объемы неперерабатываемых хвостов.

 

Учитывая все вышеупомянутые минусы двухпоточный раздельный сбор может быть эффективным, когда нет большого разнообразия отходов.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.