|
|||
Увлекательная фонетика. Министерство образования и науки Челябинской области. ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1». Занимательная фонетика». Сборник упражнений для закрепления фонетических понятий в период обучения грамоте (УМК «ШколаСтр 1 из 4Следующая ⇒ Увлекательная фонетика
Министерство образования и науки Челябинской области ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1» «Занимательная фонетика» Сборник упражнений для закрепления фонетических понятий в период обучения грамоте (УМК «Школа России») Составители: Астахова А.А. Громова А.В. Челябинск, 2015 Астахова А.А., Громова А.В. «Занимательная фонетика». Сборник упражнений для закрепления фонетических понятий в период обучения грамоте (УМК «Школа России»). – Челябинск, 2015.- с.
Сборник содержит упражнения для закрепления фонетических понятий в период обучения грамоте в 1 классе. Материал сборника адресован учителям начальных классов и студентам школьного отделения педагогического колледжа. Содержание стр. Предисловие……………………………………………………………………………………………..3 Занимательный материал……………………………………………………………………………….4 Гласные звуки……………………………………………………………………………………………8 Согласные звуки………………………………………………………………………………………...12 Ударение………………………………………………………………………………………………...16 Слог……………………………………………………………………………………………...............20 Список литературы…………………………………………………………………………………......24 Предисловие Материал сборника «Увлекательная фонетика» предназначен для использования в период обучения грамоте с целью закрепления фонетических понятий младшими школьниками. Фонетические знания очень важны для школьников, так как они тесно связаны с графикой и проявляются в орфографической грамотности и орфографических нормах. Как сформировать фонетическое представление учащихся так, чтобы они стали прочной базой для дальнейшего освоения языковой системы – вот проблема, над которой работает каждый учитель начальной школы. Этот сборник позволяет учащимся качественно освоить раздел русского языка «Фонетика»: научиться различать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги, владеть навыком правильной постановки ударения. В состав сборника включены компетентностно – ориентированные задания. Эти задания имеют не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?». Предлагаемые задания должны стать личностно значимыми для ребенка. Только тогда они станут интересными для него и цели учителя не будут чужды ученику. Первый раздел данного сборника «Занимательные материалы» содержит сказки, стихотворения, загадки о фонетических понятиях. Эти материалы целесообразно предлагать детям на уроке для прослушивания или заучивания с целью развить интерес к данной теме. «Занимательные материалы» помогут учащимся лучше ознакомиться с фонетическими понятиями и разовьют в ребятах интерес. Второй раздел «Гласные звуки» представляет компетентностно – ориентированные упражнения, которые направлены на закрепление учащимися гласных звуков. Третий раздел сборника «Согласные звуки» содержит ряд упражнений, направленных на закрепление учащимися согласных звуков. Четвертый раздел «Ударение» содержит упражнения, которые направлены на закрепление такого фонетического понятия как ударение. Пятый раздел данного сборника «Слог» содержит задания, направленные на закрепление учащимися фонетического понятия «слог». Составитель надеется, что данная разработка будет способствовать закреплению фонетических понятий у учащихся начальной школы и получит широкое применение в практической деятельности учителя.
Гласные и согласные звуки Однажды Буратино пошел гулять в лес, шел он, шел по тропинке и пришел к домику, домик тот был красного цвета. И раздавались из этого домика разные звуки – а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и. Постучал он в дверь и на пороге появились человечки, на них были красные рубашечки. Они рассказали Буратино, что живут в этом домике звуки, которые очень любят петь, они ходили по свету и весело голосили свои песенки – от этого их стали называть – ГЛАСНЫЕ звуки. Попрощался Буратино со своими новыми знакомыми и пошёл дальше. Вдруг вдалеке он увидел домик, он был весь изо льда, с крыши свисали большие сосульки. Он подошел поближе и услышал д-д-д, м-м-м, ш-ш-ш, г-г-г, з-з-з. Буратино постучал и из домика вышли маленькие человечки в синих рубашечках. Оказалось, что в этом домике тоже живут звуки, но они совсем не умеют петь. В их домике так холодно, что они могут произносить только к-к-к, ж-ж-ж, ф-ф-ф. Но им очень хочется научиться петь песенки. Тогда Буратино решил познакомить звуки из красного и синего домика. Красные звуки с удовольствием познакомились с синими и предложили им: «Вы хотите научиться петь? », «Да» - ответили синие. «Хорошо! » - сказали красные. «Но есть одно условие, вы всегда должны стоять рядом с нами, Вы согласны? ». «Да мы согласны, ответили синие» - с тех пор их называют СОГЛАСНЫМИ. И получаются у них вместе с ГЛАСНЫМИ замечательные песенки: Мааа, Нооо, Сууу! Гласные и согласные Гласные тянутся песенкой звонкой, могут заплакать И закричать. В темном лесу Звать и аукать, Но не умеют Свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, Шипеть, Свистеть, Даже фыркать и скрипеть, Но не хочется им петь. О гласных и согласных Поспорили однажды звуки: Кто всех важнее и главней? Пропели гласные: "А ну-ка, Перекричать ты нас сумей! Мы голосить умеем славно, И голос - кровный наш отец. И тренируются исправно На нас певица и певец. А если вдруг вы заблудились, Не обойтись вам без "АУ", А если чем-то поразились, То восклицаете вы: "УУУ!" Ребенок плачет в колыбели, Кричит: "УА-УА-УА", Вы покачать его сумели, При этом напевая: "А-А-А". Но тут согласные вмешались: "Нас больше! Значит, мы главней- Они свистели и кусались, Потом шипели, словно змей. Они фырчали и рычали, Жужжали шершнем и шмелем, Шуршали прелыми листами И громыхали, будто гром. Но согласитесь, что без гласных Согласным тоже никуда! Решили все единогласно. Что быть им- не разлей вода! Из букв союз скрепили слоги, А слоги выросли в слова. Ведь буквы все - без слов убоги, А так – о них идет молва. Слова для нас сияют светом. В них вечность и короткий миг, Они по-разному при этом Обогащают наш язык! Стихотворение про ударение В стране слогов и слов порядок строг: Во всяком слове есть ударный слог. Зовется он ударным оттого, Что наделяют голосом его: Как будто молоточком ударяют - И в каждом слове это повторяют.
|
|||
|