Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержание тематического планирования материала 1 страница



 

 

Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е.


Мы живем в РОССИИ

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Старшая группа


МОСКВА



УДК 373.2 ББК 74.100.5


Зслснова Н.Г., Осипова Л.Е.

3 48 Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. — М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. — 112 с.

15ВМ 978-5-98527-068-6


Пособие адресовано старшим воспитателям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и предлагает систему работы с детьми 5—6 лет по гражданско-патриотическому воспитанию. В нем представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемые занятия связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране — России, ее прошлом и настоящем.

Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который поможет педагогу в работе с детьми: пословицы и поговорки, авторские дидактические игры и т.п., а также критерии диагностики уровня знаний и навыков детей.

Пособие призвано помочь воспитателям увлекательно и эффективно проводить работу по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, отследить степень усвоения детьми знаний о родной стране.


 

 

УДК 373.2 ББК 74.100.5


15В\ 978-5-98527-068-6 © Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., 2007

© ООО «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2007 Все права защищены



ВВЕДЕНИЕ


Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения и может быть использована как парциальная. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Программа рассчитана натри года и предназначена для работы с детьми в средней, старшей и подготовительной группах детского сада. В данном пособии рассматривается система работы по теме с детьми 5—6 лет.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребенка» в 1915 г. писала: «Главное в работе с детьми 3—7 лет — воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям». Наша программа - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели — воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.




 


Целевое назначение программы

Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

•обеспечение необходимых кадровых; научно-методических, материально-технических условий для реализации программы: обучение педагогов, наличие методической литературы, пособий, художественной литературы для детей, организация экскурсий, приобретение костюмов для выступлений, создание развивающей среды в группах и т.д.;

•формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

•формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

•формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;

•воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;

•воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.


Психологические особенности детей дошкольного
возраста

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.




К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.

Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению новых социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Нравственное развитие ребенка в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.




Методическое обеспечение


Принципы реализации программы

В основу реализации программы положены следующие принципы:

• принцип личностно-ориентированного общения — индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми;

• принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура;

• принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;

• принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

• принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.


Содержание тематического планирования материала

Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.

Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком — членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети средней группы получают знания о своем




ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.

Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе, селе), об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

Родная страна. На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины — Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия — многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Родная природа. Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старшей и подготовительной группах - общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.

Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками й обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.




Содержание предметно-развивающей среды


Неоспоримо значение правильно организованной предметно - развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. Программа предъявляет особые требования к организации предметно-развивающей среды в группах. Предлагается оформить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.


Формы реализации программы

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. Цикл занятий по ознакомлению с родным городом (селом) целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, обитателей водоемов и т.д.

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, т.к. воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид




детской деятельности - игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о родном городе (селе, деревне), городах России, животных родного края и т.д., рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.

Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в программе отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств, например:

• праздничный концерт ко Дню пожилого человека;

• осенняя ярмарка;

• новогодний утренник;

• рождественские колядки;

• День защитников Отечества;

 «Встреча весны» - фольклорный праздник;

• масленичная олимпиада;

• День Победы;

• День защиты детей;

• веселые спартакиады.

Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в кружках по интересам. Работа кружков предполагает закрепление полученных на занятиях знаний о культуре и предметах народно-прикладного творчества. Можно организовать работу таких кружков, как вышивание, бисероплетение, фольклорный ансамбль, декоративное рисование, театральная студия.



-2077




 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Сентябрь

Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми
1-я неделя Наблюдение за общением детей в группе, выявление первичных знаний по программе Определение первичного уровня знаний детей о Родине Анкетирование родителей с целью определения отношения к программе, беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе
2-я неделя Моя улица Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса, учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуары, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть. Воспитывав в детях дружелюбное олюшение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивал) коммуникативные навыки Занятие, беседы о родной улице, целевая прогулка. Пословицы и поговорки о дружбе, загадки о правилах дорожного движения. Рисование: «Моя родная улица». Составление схемы с родителями «Моя дорога в детский сад». Подвижные и дидактические игры «Ручеек», «Клубочек», «Мой домашний адрес», «Я живу на улице...». Сюжетно-ролевые игры на дорожной размелсе на участке детского сада
3-я неделя Дома бывают разные Формировать у детей интерес к родному городу, улицам, жилым домам. Закрепить знание домашнего адреса. Познакомить детей с тем, какие в городе бывают дома: этажность, номера, из чего построены. Закреплять навык безопасного перехода проезжей части дороги. Обогащать словарь: многоэтажный дом Занятие, беседы о доме, целевая прогулка. Чтение стихотворений, художественной литературы. Рисование. «Мой дом». Дидактические игры «Мой этаж», «Из чего построен дом», игры на дорожной разметке на участке детского сада
4-я неделя Городские здания Познакомить детей с разными видами городских зданий, их назначением, объяснил), что дома бывают жилые и нежилые, пополнять словарь: школа, библиотека, парикмахерская, аптека, больница, аэропорт, банк, магазин Занятие, беседы о городской архитектуре, рассматривание иллюстраций и фотографий городских зданий, пословицы и поговорки о доме, загадки про городские Здания. Дидактические игры «Жилое-нежилое», «Из чего построен дом»

Октябрь

Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми
1-я неделя Городские здания Закрепить знания разных видов городских зданий, их назначение, познакомить детей с сооружениями культуры и досуга, их назначением. Пополнять словарь детей: бассейн, теннисный корт, аквапарк, кукольный театр, филармония, художественный музей, художник, композитор Занятие, беседы о городских зданиях, рассматривание открыток с видами города. Дидактическая игра «Жилое-нежилое». Фотовыставка «Как мы отдыхаем», экскурсии. Рисование: «Мое любимое место в городе»
2-я неделя Золотая осень Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать хтетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе. Побуждать детей любоваться красотой осенних деревьев. Обогащать словарь детей относительными прилагательными: рябиновый, березовый, липовый, кленовый. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени Занятие, беседы об осенних приметах в родном городе, целевая прогулка, рисование осенних листочков, рассматривание осенних пейзажей, чтение стихотворений русских поэтов об осени. Народные приметы об осенних месяцах, пословицы о приметах погоды. Составление осеннего букета в группе. Дидактические игры : «Когда это бывает», «С какого дерева листок», «Что нам осень принесла»
       
3-я неделя Зачем нужна деревня? Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий, формировать у детей интерес и любовь к своей малой родине Занятие, беседы о жизни людей в деревне, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, художественной литературы о жизни в деревне, красоте русской природы. Дидактические игры: «Город - деревне», «Деревня - городу», «Кто живет в деревне».
      Рисование: «Деревенский дом»
4-я неделя Осенины Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами природы человеку Утренник для родителей и детей в фольклорном стиле. Изготовление украшений для музыкального зала, разучивание стихов, песен, танцев
       

Ноябрь

Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми
1 -я неделя Путешествие на почту Развивать у детей интерес к родному городу, познакомить с особенностями работы людей на почте, средствами связи людей друг с другом. Пополнять словарь детей: почтальон, бандероль, письма, конверты, посылки. Повторить домашний адрес Занятие, беседы о средствах связи людей в разных городах, рассматривание иллюстраций, экскурсия на почту, чтение произведений Н. Носова «Телефон», С. Михалкова «Почта», загадки. Сюжетно-ролевые игры: «На почте», «Отправим письмо», «Телефон»
2-я неделя Книжкин дом Познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек, формировать трудовые навыки. Пополнять словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонемент, читатели, переплет, страницы, обложка, иллюстрации Занятие, беседы о книге, рассматривание иллюстраций, экскурсия в библиотеку, ремонт книг в группе, загадки, пословицы про книги «День любимой книжки», составление рассказов о любимых книгах, рисование иллюстраций к любимой книге
3-я неделя Наземный пассажирский транспорт родного города Познакомить детей с разными видами транспорта родного города, особенностями труда людей разных профессий, раскрывать общественную значимость труда взрослых, воспитывать уважение к труду людей транспортных профессий. Пополнять словарь детей названиями профессий, названиями городского транспорта: троллейбус, автобус, трамвай, метро, маршрутов такси Занятие, беседы о городском транспорте, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений о профессиях, загадки про пассажирский транспорт. Рисование: «Транспорт», аппликация «Автобус». Сюжетно-ролевые игры: «Поезд», «Автобус» и т.д. Дидактические игры: «Кто чем управляет», «Пассажирский транспорт»
4-я неделя Воздушный транспорт родного города Поддерживать у детей интерес к разным профессиям, познакомить с профессиями людей, работающих в авиации. Воспитывать чувство гордости за свой родной город. Пополнять словарь: воздушный транспорт, аэропорт, летчик, бортпроводник, иллюминатор, пропеллер Занятие, беседы о разных профессиях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о труде летчиков. Рисование: «Кем я стану, когда вырасту». Сюжетно-ролевая игра «Самолет»

Декабрь

Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми
1 -я неделя Водный транспорт родного города Закреплять у детей представление о том, что такое профессия, поддерживать интерес к разным профессиям, познакомить детей с профессиями людей, работающих на водном транспорте. Пополнять словарь: водный транспорт, речной вокзал, судоходство, капитан, команда, капитанский мостик, корма, палуба, штурвал. Воспитывать чувство гордости за свой родной город Занятие, беседы о профессиях на транспорте, экскурсия, рассматривание иллюстраций, загадки про водный транспорт. Рисование: «Теплоход на реке». Сюжетно-ролевая игра «На корабле». Дидактическая игра «Закончи строчку»
2-я неделя Железнодорожный транспорт родного города Закреплять у детей представления о разных профессиях, познакомить детей с профессиями людей, работающих на железнодорожном транспорте. Пополнять словарь: железнодорожный транспорт, машинист, вагоны, проводник, пассажиры, станции. Воспитывать чувство гордости за свой родной город Занятие, беседы о железнодорожном транспорте, рассматривание иллюстраций, загадки про железнодорожный транспорт, чтение стихотворений, художественной литературы. Сюжетно-ролевая игра «Поезд». Дидактическая игра «На чем едем, летим, плывем»
3-я неделя Новый год у ворот Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства. Пополнять словарь названиями стран: Японии, Болгария, Италия, Гврмания и др. Занятие, беседы о людях разных национальностей, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений про Новый год, о зиме, прослушивание фольклорных песен по теме. Рисование: «Новогодний подарок»
4-я неделя Новогодний праздник Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким Утренник для детей и родителей «Здравствуй, здравствуй, Новый год». Изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних игрушек, подарков для родных. Разучивание стихов, песен, танцев
       

Январь

Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми
1-я, 2-я недели Промежуточная диагностика уровня знаний по программе Обследование детей на выявление уровня знаний по программе за полгода Беседы, игры с детьми
З-я неделя Родной город (итоговое занятие по блоку «Родной город») Расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения родного города, воспитывать патриотические чувства к малой родине Занятие, беседы о родном городе, рассматривание открыток с видами города, чтение художественной литературы. Дидактические игры: «Когда это бывает», «На чем поедем», «Районы нашего города», «Родные улицы», «Какие бывают здания», «Домашний адрес»
       
4-я неделя Волга - рекам Родины царица Закрепить названия родного города, реки, формировать чувство любви к своему городу, расширять представления детей о природных богатствах России, побуждать детей восхищаться красотой реки Волги. Познакомить детей с историей возникновения названия «Волга»


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.