Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Доброе старое имя».



«Доброе старое имя».

Вершина знаний, мысли цвет –

Неоперившихся птенцов

Таким был университет.

А нынче, волею судеб,

Он превращается в вертеп.

Гуляют, бражничают, жрут,

Книг сроду в руки не берут,

Для шалопая-школяра

Ученье свет – вроде бы игра.

В былые дни такой пострел

Всю жизнь над книжками потел,

И обучался он – учти –

До девяносто лет почти.

Ну а теперь, за десять лет

Кончают университет

И в жизнь выходят потому,

Не научившись ничему!

При этом наглости у них

Хватает поучать других.

Нет! Прочь гоните от дверей

Таких слепых поводырей.

Пускают наставлять юнцов!

Барашек, мантию надев,

Решил, что он ученый лев!..

Ужель блаженный Августин

Погряз в гнуснейшей из трясин?

Неужто мудрость всех веков

Свелась к распутству кабаков?!

То гордый дух былых времен

Распят, осмеян, искажен.

Здесь бредни мудростью слывут,

А мудрость глупостью зовут!

С каких же, объясните пор,

Ученье – блажь, прилежность – вздор?

Но если названное – тлен,

что вы предложите взамен?!

Эх, молодые господа,

Побойтесь Страшного суда!

Прощенья станете просить –

Да кто захочет вас простить?!

Вопросы:

  1. к какому многоголосному жанру можно отнести это стихотворение?
  2. кто бы мог быть его автором?
  3. что мешало средневековому студенту получать хорошие знания?

Задание группе 2:

Стихотворение Вальтера фон дер Фогельвейде (ок. 1170-1230)

«О, госпожа, сердиться не надо.

Верьте, учтив и приятен мой слог.

А для меня и честь и награда –

Если б я вам понравиться мог.

Я женщин красивее вас не видал,

Если же вы красоту с добротою

Соединили в себе – я не скрою:

Вы достойны высших похвал».

«Что же, хвалите, если угодно,

Видите, я уже не дитя.

Тот, кто воспитан, может свободно

Все мне сказать – и всерьез и шутя.

Мне говорили, что я хороша,

Но я бы хотела ещё и другого:

Быть женщиной в лучшем значении слова.

При красоте важна и душа».

«Я вам открою, что делать должны вы,

Чем, как женщина, славиться впредь:

Вы должны быть с достойным учтивы,

Ни на кого свысока не смотреть.

И, одного безраздельно любя,

Принадлежа одному всецело,

Взять в обмен его душу и тело,

Я вам дарю их, - дарю вам себя».

Вопросы:

  1. к какому литературному жанру Средневековья принадлежит это стихотворение?
  2. какая тема присутствует в нем?
  3. кому посвящено это стихотворение?

Задание группе 3:

Учащимся предоставляется текст, связанный со средневековым театром.

«Представления обычно начинались в 7-9 ч утра. В 11-12 ч делали перерыв на обед и потом играли до 6 ч вечера. Все население города сходилось на площадь. Некоторые спектакли запрещалось смотреть детям до 12 лет и больным старцам. Но ведь спектакль шел на площади, окруженной домами, церквами, балконами, и кто углядит за ребятишками…

В дни спектакля прекращалась всякая работа. Торговали только съестными припасами. Дворы домов, а в некоторых местах и городские ворота запирали, выставляли дополнительные караулы во избежание грабежей и пожаров. Даже часы церковных служб изменяли, чтобы церковь и театр не мешали друг другу. Представления отвлекали население от обычных занятий, поэтому их ставили раз в год на большие христианские праздники – рождество или пасху. И проходили эти представления до 25 дней подряд».

Вопросы:

  1. какое направление средневековой культуры отражено в этом тексте?
  2. назовите главную форму этих спектаклей.

 

  1. Проверка первичного усвоения новых знаний: электронный тест.
  1. Литургические драмы чаще всего носили характер:
    1. светский
    2. церковный
    3. народный
  1. Как назывался новый вид религиозных представлений XIII века?
    1. мистерия
    2. драма
    3. эпос
  1. Фарс означает «начинка», «фарш» в переводе с:
    1. латинского
    2. итальянского
    3. французского
  1. Хорал XI века получил название григорианский в честь:
    1. Людовика IX
    2. Генриха II
    3. Григория I
  1. Многоголосные жанры Средневековья:
    1. псалмодия
    2. кондукт
    3. мотет
  1. Немецкие бродячие музыканты:
    1. Трубадуры
    2. Труверы
    3. Миннезингеры
  1. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: Что вы узнали нового? В чем вы видите единство средневекового театра и музыки? На что вы больше всего обратили внимание?

Домашнее задание:

  1. Послушайте одну из средневековых месс и Вторую симфонию А.Шнитке. Что услышал композитор в средневековой мессе?
  2. Познакомьтесь с лирикой французских трубадуров и немецких миннезингеров. Согласны ли вы с А.С.Пушкиным, сказавшим, что «трубадуры играли рифмою, придумывали самые затруднительные формы».

Использованная литература для урока:

  1. Д.М. Зарецкая, В.В. Смирнова «Западная Европа и Древний Восток»

Москва, «Айрис Пресс», 2004г.

  1. М.Б. Бойцов, Р. Шукуров «История средних веков», Москва, «МИРОС», 2004г.
  2. Л.Н. Кашинская «История мировой культуры». Новейший справочник школьника. Москва, «Слово», 2007г.
  3. И.А. Мишина, Л.Н. Жарова «Становление современной цивилизации», Москва, «Памятники исторической мысли», 1995г.
  4. О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожин «Россия и мир» .10 класс. Москва, «Дрофа», 2005г.
  5. Г.И. Данилова «Мировая художественная культура». 10 класс, Москва, «Дрофа», 2005г.
  6. А.Н. Иоффе «Методические материалы по гражданскому образованию», Москва, ООО «Новый учебник», 2003г.

Оценки за урок.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.