Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Историческая справка (на фоне Григорианского хорала, симфонической органной и оркестровой музыки И. С. Баха).



 

Тема: Театр и музыка едины.

Цель: расширить знания учащихся о средневековом театре, воплотившим важнейшие эпизоды христианской истории, обращая внимание на своеобразие театральных представлений, положивших начало жанру литургической или духовной драмы.

Задачи:

  1. Выявление характерных черт литургической драмы, новых видов религиозных представлений, аскетического характера раннего христианства и его связи с музыкально-поэтическим творчеством.
  2. Развитие навыков учащихся самостоятельно вести отбор необходимого материала в соответствии с заданной целью.
  3. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, домашняя презентация учащихся и учителя, театральное искусство и музыка средних веков, электронный текст, дидактический материал для работы в группах, музыкальный центр, фонограмма музыки григорианского хорала и органной музыки И.А. Баха.

Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-презентация.

Предварительная подготовка (самостоятельное мини-исследование учащихся):

Создание домашней презентации нового материала (создание мультимедийного диска по данной теме):

  • Погружение в содержание;
  • Акцентирование внимания на наиболее существенных моментах;
  • Систематизация материала;
  • Создание иллюстрированного материала в электронном формате;
  • Создание информационного сопровождения презентации.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Новый материал:

1. историческая справка;

2. презентация нового материала учащимися «театральное искусство и музыка средних веков».

  1. Закрепление нового материала. Работа в группах.
  2. Проверка первичного усвоения новых знаний: электронный тест.
  3. Итоги урока. Рефлексия.

«Исторические события и достоинства остаются в нашей памяти, этническая музыка – на лазерных дисках, так что все лучшее, что создано разными культурами, так или иначе, сохраняется». А.Иванов

Изобразительное содержание – П. Каст «Пляшущие актеры средневекового фарса», Питер Брейгель «Битва Масленицы и Поста» (1559г.), Л. Гульери «Актеры-импровизаторы» (1598г.), «Концерт на ступенях храма», фрагмент книжной миниатюры (1490г.), Св.Григорий с рукописью (конец IX в.), Трубадуры и менестрели, исполняющие песни-баллады о подвигах рыцарей. Миниатюра из манускрипта «Миннезингеры» XIV в., Германия, театр позднего средневековья.

Музыкальное содержание – Григорианский хорал, органная музыка И.С. Баха

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Средневековая культура Европы и Востока внесла существенный вклад в историю мировой художественной культуры и заняла в ней почетное место, она заложила фундамент современной цивилизации.

Если в предшествующий период средневековья, изучаемый вами на предыдущих уроках, основными центрами культуры были монастыри и церкви, то, начиная с XI века, эта роль переходит к новым и старым европейским городским центрам. Городская культура становится важнейшим пластом культурной жизни в XI-XV вв., её главными составляющими были просвещение и образование, литературное творчество, архитектура и скульптура, театр, музыка и народное творчество.

Общей чертой культурной жизни Европы во второй период Средневековья был заметный рост светских тенденций, усиление интереса к человеческой личности.

Сегодня речь пойдет об одном из направлений культуры Средневековья – театре и музыке, театральных представлениях, которые положили начало литургической или духовной драмы.

Историческое достижение, музыка, всё лучшее, что создано разными культурами, так или иначе, сохраняются и сегодня. Лазерные диски помогают нам сохранить культуру различных народов.

Перед вами театр позднего Средневековья, он напоминает нам современный театр – это и партеры, и балконы, и гримерные, и реквизиты, и буфеты, и архивы, но театр второй половины Средневековья начинался с подмосток церковных храмов и городских площадей.

Григорианский хорал XI века – это музыкальный символ Средневековья, получивший такое название в честь папы Григория I , находившегося на престоле с 590 по 604 г

  1. Презентация нового материала (домашнее задание).

1. Историческая справка (на фоне Григорианского хорала, симфонической органной и оркестровой музыки И. С. Баха).

Ученик 1: Театральный представления IX-XII вв. связаны непосредственно с литургической драмой, позволяющей в полной мере представить характер и особенности театральных постановок. В основном они исполнялись в рамках церковной службы и носили условный характер. Излюбленные эпизоды литургической драмы – евангельское повествование о поколении пастухов и явлении волхвов с дарами младенцу Иисусу, злодействе Ирода, рассказ о Воскресении Христа.

Условный характер литургической драмы можно проследить на примере одной из ранних пьес: «Шествие добродетелей» (конец 1140-х гг.). Театральное действо разыгрывалось под сводами монастырской церкви. Символом Бога была икона, помещенная над алтарем. На ступенях под иконой были расположены шестнадцать Добродетелей, возглавляемых Смирением. Они представлялись в виде облаков, пронизанных солнцем. Главная героиня, называемая Душой, шьет себе богатые одежды бессмертия, но затем, повстречав Дьявола, отбрасывает это одеяние. Основу действа составляет сложный танец Добродетелей. В конце спектакля зрителей просят преклонить колени, чтобы Бог-Отец смог достичь их души. Таким образом, все зрители становятся актерами.

Во второй половине XII века, представления литургической драмы начинают разыгрываться не в ограниченном пространстве церкви, а выносятся на паперть-площадку перед церковным входом, а позднее на рыночную площадь города.

Характерной особенностью литургической драмы является использование в ней церковной музыки, авторских ремарок и вставок – диалогов. Музыкальная сторона литургической драмы зависела от особенностей григорианского пения. Помимо возвышенных и серьезных текстов стали использовать и комические, к которым церковь относилась не благосклонно.

В XIII веке возникают новые виды религиозных представлений, связанных с чудесами –миракли(лат. «чудо»), а затем моралитеи мистерии, носящие назидательный, поучительный характер. Слово «мистерия» греческого происхождения и обозначает таинство, действие, посвященное важному и значительному событию. Мистерия – самое яркое театральное зрелище средневековой эпохи, посвященное Страстям Господним, с XV века историческим событиям. Мистерия – огромные пьесы, игравшиеся от 2 до т25 дней подряд. Для создания мистерии требовался автор-драматург, а для её постановки – режиссер. Театр мистерий возник в Италии в Риме. С 1264 г. Их ставили в цирке Колизее. Сто лет спустя мистерии ставятся в Англии и Франции. Мистерии ценили выше, чем выступления жонглеров или актеров-кукольников.

Ученик 2: Предтечей итальянского театра Возрождения являлся средневековый фарс, возникший в XV веке. «Фарс» в переводе с латинского - «начинка», «фарш». Фарс использовали в качестве «начинки» в малоинтересных мистериях. Истоки средневекового фарса уходят к карнавальным представлениям, устраивавшимися на масленичной неделе. Нередко горожанин – автор фарса, высмеивал жадное духовенство, и невежественных дураков, крестьян, мешавших успешной торговле, тщеславных рыцарей, соседей и самого автора.

Посмотрите на картину нидерландского художника Питера Брейгеля «Битва Масленицы и Поста». Сюжет этой картины непосредственно связан с фарсом. Противоборство Масленицы и Поста, олицетворяющих собой Добро и Зло – суть этого сюжета. Все участники шумного действа разделены на две группы. Первая окружает масленицу (Карнавал), вторая - Пост. Масленица – толстый бюргер на огромной пивной бочке. За его спиной – шумное веселье и разгул. Напротив – тощий, унылый Пост в монашеской одежде, в руках у него деревянная лопата с двумя селедками.

Изгнанные из церкви маскарады ещё больше высмеивали нудные проповеди епископов, пышные выезды королей, простофилей мужей и сварливых жен и даже Папу Римского, беспутных монахов, странствующих рыцарей, жадных купцов, крестьян. Победителями оказывались находчивые, смекалистые и жизненно хваткие. Комические эпизоды и сценки, разыгрываемые на глазах у публики, получили название соти(фр. «дурачество»).«Исторические» пьесы артисты играли не в исторических костюмах, а в тех, которые носили в их время и в их стране.

Ученик 3: Высокую духовность и аскетический характер раннего христианства озвучила музыка. Музыкальным символом Средневековья стал григорианский хорал. По инициативе Римского папы Григория I были отобраны и канонизированы церковные песнопения и распределены в пределах церковного года. Григорий I определил основные части католической мессы (воскресного богослужения), сохранившегося до настоящего времени.

Григорианский хорал исполнялся на латинском языке – основном языке нынешнего католического богослужения. Это было одноголосое (сольное или хоровое) мужское пение в унисон.

Один из древнейших видов григорианского пения - псалмодия, то есть протяжный речитатив латинских молитвенных текстов. Из музыкальных инструментов повсеместное признание получил орган, наиболее точно выражающий мелодический строй григорианского хорала. Полноту чувств и переживаний, переполняющих душу верующего в Бога человека, позднее стал отображать более подвижный мелодический рисунок, в котором большие распевы из многих звуков приходились на один канонизированный звук григорианского хорала. Так появилось церковное многоголосие в IX веке, а нотные записи в XI веке – двух-, трех - и четырехголосные вокальные произведения. Многоголосное пение как бы связано с основными художественными принципами готической архитектуры, выражающих устремленность вверх к небу.

Главные достижения раннего многоголосия связаны с парижской школой Нотр-Дам. Многоголосные жанры кондукт и мотет перешли из церковной музыки в вокальную лирику трубадуров, труверов и миннезингеров. Любимые в университетских и городских кругах сюжеты стали основой текстов кондуктов. Мотет из литургических, религиозных перешёл в народно-бытовые сюжеты.

Ученик 4: Музыкально-поэтическое творчество средневековья было связано с творчеством музыкантов-трубадуров и труверов – это песни крестоносцев, песни-диалоги, плачи, танцевальные песни-баллады. Их главные темы – рыцарское воспевание Прекрасной Дамы, преданность, любовь, измена, очарование природой. Их герои – находчивый рыцарь и дама его сердца – остроумная пастушка. Трубадур от фр. «творец», «сочинитель». Особое влияние на трубадуров оказало народное творчество. Слова и музыка трубадуров изысканы, тонки.

Талантливым певцом-поэтом трубадуров был Бертран де Вентдорн (1140-1195) – воспевавший природу, солнце, любовь. В одной из песен он признавался: «Поэзия имеет для меня цену лишь тогда, когда она исходит из глубины сердца, но это возможно лишь тогда, когда в сердце парит совершенная любовь».

Расцвет творчества трубадуров относится к последней четверти XII – первой четверти XIII вв. Трубадуров сменили труверы из Франции и миннезингеры – «певцы Любви» - из Германии. Их идеальная любовь была связана с культом Марии. Поэт-миннезингер Германии – Тангейзер – наиболее был популярен в XIII веке. Излюбленным литературным жанром средневековья был роман.

Учитель: Театр, о которомвы сегодня узнали, вырос из народных зрелищ. Он был массовый, доступный, увлекательный и заставлял зрителей думать о главных вопросах своего времени.

Народно-смеховая культура по новому представляет «мрачное» Средневековье как празднично-поэтическое восприятие мира.

  1. Закрепление нового материала. Работа в группах.
    1. Разделение на 3 группы (произошло в начале урока).
    2. Задания: в течение 3 минут каждая из трех групп выполняет, предложенное ей задание и отчитывается о проделанной работе (звучит григорианский хорал, органная музыка И.С. Баха).

Задание группе 1:

У каждой группы распечатанные листы с текстами и вопросами.

Стихотворение Средневековья:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.