|
|||
Станислав Гроф 32 страницаВ коллективном и глобальном охвате подобное состояние ума генерирует жизненную философию, опирающуюся на силу, конкуренцию и самоутверждение, прославляющую линейный прогресс и неограниченный рост. По этой философии материальная выгода и повышение валового национального продукта являются главными критериями благосостояния и мерилом жизненного стандарта. Такая идеология и вытекающие из нее стратегии влекут людей к серьезному конфликту с их собственной природой, с биологическими системами и с основополагающими законами Вселенной Хотя биологические организмы так или иначе зависят от оптимальных ценностей, стратегия силы и сверхкомпенсации налагает на них неестественный и опасный императив максимальных результатов3 Во Вселенной, сама природа которой циклична, люди бездумно оправдывают линейное развитие и неограниченный рост. Дополнительное затруднение состоит в том, что такой подход к существованию не в состоянии признать настоятельную, жизненно необходимую потребность в синергии, дополнительности, сотрудничестве и экологической заботе. Индивид завершивший перинатальный процесс и установивший эмпирическую связь с воспоминаниями о позитивных аспектах внутриутробной жизни (и с позитивными трансперсональными матрицами) выглядит совершенно иначе. Переживания связи с материнским организмом на внутриутробном уровне равноценны опыту взрослого по отношению ко всему миру и всему человечеству В каком-то смысле первое является прототипом и предпосылкой второго Характер и качество перинатальной матрицы, воздействующей на индивидуальную психику, очень глубоко влияет не только на субъективный опыт человека, но и на его отношение к другим людям, природе и существованию вообще. Когда испытывается переход от негативных перинатальных матриц к позитивным, значительно возрастает общий энтузиазм в отношении к жизни и способность ею наслаждаться. Уже возможна удовлетворенность настоящим моментом и многими ординарными ситуациями и обязанностями - например удовольствие от еды секса простых взаимоотношений, работы, искусства, музыки игры или прогулок. Это значительно уменьшает эмоциональные затраты на вовлеченность в различные усложненные схемы. которые должны только в будущем принести вознаграждение и которые так его и не приносят (все равно, достигнуты поставленные цели или нет). При таком состоянии ума конечным критерием уровня жизни становится качество жизненного опыта, а не количество успехов и материальных благ. Одновременно с этими изменениями у индивида развивается глубокое понимание особой важности синергии, сотрудничества и гармонии, а также естественной заботы об экологии. Отношение к природе (<Матери-Природе>), описанное ранее, моделируется по рискованному и конфликтному опыту плода в контакте с материнским организмом при рождении. Новые ценности и установки отражают опыт плода времен внутриутробного существования. Позитивные аспекты этой ситуации, подразумевающие взаимную поддержку, симбиоз и комплементарность (в случае преимущественно хорошей матки), будут почти автоматически замещать прежнюю систему ценностей, в основном опирающуюся на конкуренцию и эксплуатацию. Понятие человеческого существования как борьбы за выживание на грани смерти уступает место новому представлению о жизни - о проявлении космического танца или божественной игры. Становится ясно, что в конечном счете мы не можем сделать ничего в отношении других людей и природы, не делая этого одновременно и в отношении себя. Любая серьезная попытка разделить единство существования философски, идеологически, социо-политически и духовно на независимые отдельные единичности с противоположными интересами (на отдельных людей, семьи, религиозные и социальные группы, политические партии, коммерческие альянсы и нации) окажется поверхностной, близорукой и в конечном счете саморазрушительной. С этой новой точки зрения трудно себе представить, как можно быть до такой степени слепым, чтобы не видеть самоубийственных перспектив повышения зависимости от быстро исчезающих запасов природного топлива и не понимать абсолютную необходимость перехода промышленности на циклические и возобновляемые источники энергии. В результате таких перемен стратегия потребления естественным образом переходит от психологии расходования и накопления отходов к сбережению ресурсов и <добровольной простоте>, по выражению Дуэйна Элджина (Elgin, 1981). Уже очевидно, что последнюю надежду на политическое и социальное решение современных проблем можно видеть только в трансперсональной перспективе, которая преодолевает безнадежную психологию <мы против них>, способную, в лучшем случае, лишь иногда вызывать ма-ятникообразные изменения, когда протагонисты меняются ролями угнетателей и угнетенных. Лучшим решением было бы признание общечеловеческого характера этой проблемы с последующим определением перспектив, которые были бы удовлетворительными для всех, кто в этом заинтересован. Глубокое осознание единства с остальным миром способно открыть путь к истинному пониманию разнообразия и терпимости к различиям. Сексуальные, расовые, культурные и другие предрассудки кажутся абсурдными и детскими в свете широко распространившегося мировоззрения и понимания реальности, куда включено и трансцендентальное измерение. Почти четверть века я изучаю скрытые возможности необычных состояний сознания, и у меня нет сомнений, что трансформация, которую я описал, возможна индивидуально. Я сам в течение многих лет был свидетелем множества ярких примеров такой эволюции, когда ассистировал другим в психоделической терапии и в эмпирическом самоисследовании без применения фармакологических средств, в особенности во время холотропической терапии. Остается посмотреть, до какой степени тот же подход приемлем в более широком масштабе. Конечно, рост популярности различных форм медитации и иной духовной практики вместе с самыми разными эмпирическими формами психотерапии является благоприятной тенденцией. Какие бы вопросы не возникали в связи с возможностью применения этой стратегии в качестве средства изменения мира, она вполне может оказаться нашим единственным шансом при нынешних обстоятельствах. Имеющиеся в настоящее время средства и пути выхода из глобального кризиса не способны достаточно обнадежить критически настроенного наблюдателя. Новый подход практически нацелен на то, чтобы дополнить любой вид деятельности человека во внешнем мире систематическим процессом глубинного самоисследования. В этом случае прагматические технические знания каждого из нас могут быть дополнены и направлены мудростью коллективного бессознательного. Внутренней трансформации можно достичь только личной решимостью, целенаправленными усилиями и персональной ответственностью. Ценность любых планов по изменению ситуации в мире сомнительна, если они не предусматривают систематической работы по изменению человеческого состояния, которому мы обязаны нынешним кризисом. Исход этого процесса зависит от каждого из нас в той же мере, в какой эволюционное изменение сознания является необходимой предпосылкой для будущего всего мира. Я написал эту книгу в надежде на то, что изложенные в ней концепции, методы и стратегии могут представлять ценность для тех, кто уже вовлечен в процесс внутренней трансформации или хочет следовать по этому пути. Так мне хотелось выразить свое глубокое доверие и уважение к эволюционному процессу, к которому все мы причастны. Примечания к главе первой 1. В своей последней работе Томас Кун различает уже более специфические составляющие и элементы того, что изначально объединил под общим термином <парадигма>. Например, он выделил символические обобщения (практику выражения определенных устойчивых связей в кратких уравнениях, таких как f=ma, I=V/R или E=mc2); доверие к частным моделям (планетарная модель атома, корпускулярная или волновая модели света, модель газа в виде крошечных биллиардных шаров материи, пребывающих в беспорядочном движении, и т. д.); общность ценностей (значение предсказания, проверяемость, воспроизводимость, логическая непротиворечивость, вероятность, наглядность или приемлемый допуск ошибки): образцы (примеры решения конкретной проблемы, в которых согласованные принципы применяются в различных областях). 2. Примерами этому служат исходные аксиомы евклидовой геометрии (только одна прямая соединяет две точки; две параллельные линии никогда не пересекаются), постулат Ньютона о сохранении материи или его законы движения, а также принципы постоянства и относительности, выдвинутые Эйнштейном. 3. По мнению Франка, цель науки состоит в установлении системы связей между символами и рабочими определениями этих символов - причем таким образом, чтобы логические заключения, сделанные на основе этих утверждений, становились утверждениями о наблюдаемых фактах, которые подтверждаются актуальным чувственным восприятием. 4. Последующее обсуждение ныотоно-картезианской парадигмы до некоторой степени повторяет формулировки, использованные Фритьофом Капрой в его книгах "Дао физики> (Сарга, 1975) и <Поворотный пункт> (Сарга, 1982). Я глубоко признателен ему за влияние, которое он оказал на мои размышления по этим вопросам. 5. Греческое слово atomos происходит от глагола temnein, который означает "резать>; с отрицательной приставкой а- оно значит <неделимый> - то, что нельзя дальше рассечь. 6. Эту концепцию в наиболее сжатом виде выразили <вульгарные материалисты>. Они отказывались признавать, что сознание чем-либо отличается от других физиологических функций, и утверждали, что мозг вырабатывает сознание точно так же, как почки - мочу. 7. Аналогичную позицию недавно выразил Р. Д. Лэйнг в ясной и основательно документированной книге <Голос переживания> (Laing, 1982). 8. Хорошим примером такого опыта является видение Шарлотты, которое я проанализировал в книге <Области бессознательного: результаты исследований ЛСД. (Grof, 1975. Р. 227). 9. Подробное описание различных типов психоделического опыта с клини- ческими примерами можно найти в моей книге <Области бессознательного> (Grof, 1975). В сжатой форме этот материал изложен в главе второй настоящей книги. 10. Термин <перинатальный> -это сложное слово греческо-латинского происхождения; приставка peri- буквально означает <вокруг> или <близко>, a natalis переводится как <имеющее отношение к родам>. Этот термин определяет события, которые непосредственно предшествуют биологическому рождению, связаны с ним или следуют сразу за ним. 11. Случайные видения исторического развития, вспышки предвидения и комплексное ясновидение будущего представляют особую проблему в этом контексте. 12. Среди них, например, <Дао физики> (Сарга, 1975) и <Поворотный пункт> (Сарга, 1982) Фритьофа Капры; <Медиум, мистик и физик> Лоренса Ле-Шана (LeShan, 1974); <Рефлексивная Вселенная> Артура Янга (Young, 1976) и его же <Геометрия смысла> (Young, 1976), <Мастера танца У-Ли> Гарри Зукава (Zukav, 1979), <Наука о разуме: азбука физики сознания> Ника Герберта (Herbert, 1979), <Квантовый скачок> Фреда Вольфа (Wolf, 1981) и <Выслеживание дикого маятника> Итцака Бентова (Bentov, 1977). Есть еще много других. 13. Эта концепция динамического вакуума удивительно сходна с понятием метакосмической и сверхкосмической пустоты, которое присутствует во многих системах <вечной философии>. 14. Наиболее важные аспекты критики механистической науки представлены в книгах Грегори Бэйтсона <Ступени к экологии разума> (Bateson, 1972) и <Разум и природа: необходимое единство> (Bateson, 1979). 15. Это концептуальное противоречие между механистической наукой и современными революционными разработками в точности повторяет старый конфликт между главными школами греческой философии. Представители ионийской школы в Милете Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и другие считали основным вопросом философии следующее: <Из чего состоит мир?>, <Каково исходное вещество?>. В отличие от них, Платон и Пифагор полагали, что основным предметом философии являются форма мира, структура и порядок. Современная наука - явно неоплатоническая и неопифагорейская. 16. <Диссипативные структуры> получили свое название из-за того, что они сохраняют постоянное производство энтропии и рассеивают нарастающую энтропию в обмене с окружающей средой. Наиболее известным примером является так называемая реакция Белоусова-Жаботинского, которая заключается в окислении малоновой кислоты броматом в растворе серной кислоты в присутствии ионов церия, железа и марганца. 17. Книги Эрика Янча <Дизайн для эволюции> (Jantsch, 1975) и <Самоорганизующаяся Вселенная> (Jantsch, 1980) послужат прекрасным источником дополнительной информации о разработках, обсуждавшихся выше. 18. Самым известным примером является анекдотичный случай, описанный Лайолом Уотсоном в книге <Нить жизни> (Watson, 1980) и получивший название <феномен сотой обезьяны>. Когда молодая самка японской макаки (Масаса fuscata) на острове Кошима научилась совершенно новому виду деятельности (в прибрежных волнах она отмывала клубни сладкого картофеля от песка и мелких камешков), ее поведение переняли не только ближайшие сородичи, но и обезьяны, живущие на соседних островах, причем количество научившихся этому приему обезьян достигло определенной критической величины. 19. За последние годы физика быстро приблизилась к рубежу, за которым ей придется явным образом иметь дело с сознанием. Некоторые известные физики считают, что в будущем всеобъемлющая теория материи должна будет включать сознание как неотъемлемую и главную часть. Различные версии этой точки зрения были изложены Ю. Вигнером (Wig пег, 1967), Д. Бомом (Bohm, 1980), Дж. Чу (Chew, 1968), Ф. Капрой (Сарга,1982), А. Янгом (Young, 1976b), С.-П. Сирагом и Н.Хербертом (Sirag, Herbert, 1979). 20. Клинические данные, на основании которых было сделано это предположение, и логические ошибки данной интерпретации уже обсуждались. 21. Мудрецы школы хуайен (японская традиция кегон и санскритская аватамсака) рассматривают целое, охватывающее все вселенные, как один живой организм, который включает взаимозависимые и взаимопроникающие процессы становления и не-становления. Традиция хуайен выражает эту ситуацию в следующей формуле: <ОДНО ВО ВСЕМ; ВСЕ В ОДНОМ; ОДНО В ОДНОМ; ВСЕ ВО ВСЕМ>, 22. Это значит, что изучение голографического изображения под разными углами зрения раскрывает и обнаруживает ранее скрытые аспекты; этого не происходит с обычной фотографией или кинокадром, когда обзор их под другим углом просто искажает изображение. 23. Теории Д. Бома изложены в ряде статей, опубликованных в специальных журналах, и в книге <Целостность и имплицитный порядок> (Bohm, 1980). 24. Заинтересованный читатель найдет популярное объяснение новых путей исследования мозга в книге Поля Питча <Увертывающийся мозг: в поисках холографического разума> (Pietsch, 1981). 25. Здесь особенно интересна попытка, недавно предпринятая советским ученым В. В. Налимовым, сформулировать теорию бессознательного на основе семантики и теории вероятности. Он развил эту идею в книге <Области бессознательного: заколдованный рубеж> (Nalimov, 1982). к главе второй 1. Перед терапевтом, использующим традиционные формы психотерапии, стоит важная задача отличить релевантный материал от не относящегося к делу, определить вид психологической защиты и найти интерпретацию. Трудность задачи в том, что она ограничена парадигмой. Релевантность не определяется общим согласием, все зависит от того, какого направления придерживается терапевт - школы Фрейда, Адлера, Ранка, Клейна, Салливана или какого-то другого течения динамической психотерапии. Если к этому добавить искажения из-за контрпереноса, преимущества эмпирического подхода станут очевидными. 2. Этимологию слова <перинатальный> см. в прим. 10 к главе первой. 3. Смерть Эго и новое рождение-не одноразовый опыт. В ходе систематического глубинного самоисследования бессознательное снова и снова представляет его в разных измерениях и с разными акцентами до тех пор, пока процесс не будет завершен. 4. Это описание отражает идеальную ситуацию нормального и неосложненного рождения. Длительные и изматывающие роды, наложение щипцов или применение общей анестезии, какие-либо другие осложнения вызывают специфические эмпирические искажения в этой матрице. 5. В состоянии симбиотического слияния с материнским организмом нет дихотомии между объектом и объектом до тех пор, пока нет постороннего вмешательства. Нарушение внутриутробного состояния или боль и утомление во время рождения по-видимому впервые создают ощущение различия между <мной, страдающим> и <другим, причиняющим боль>. к главе третьей 1. Многие положения, обсуждаемые в этой главе, являются частью подготовительной статьи, написанной для Фритьофа Капры в то время, когда мы вместе с ним изучали взаимосвязь психологии и современной физики. Этим объясняется определенное концептуальное совпадение с двумя главами его книги <Поворотный пункт> (Сарга, 1982). 2. Генетическая основа психоанализа относится к психогенезу, и ее не следует путать с наследственностью. Она имеет дело с эволюционной логикой, показывающей, как прошлые события определяют индивидуальную историю и как прошлое содержится в настоящем. 3. Механизмы защиты появляются в результате борьбы между давлением из бессознательного (Ид) и требованиями внешнего мира. Они показывают специфическую связь индивидуальных фаз развития либидо и фундаментальны для этиологии различных типов психопатологии. Среди самых важных механизмов защиты, описанных в психоаналитической литературе, вытеснение (подавление), подмена, реактивная формация, изоляция, отмена, рационализация, интеллектуализация, отрицание, регрессия, механизмы против фобий, воздержание и избегание, интроекция, отождествление, отыгрывание в действии, сублимация и творческая проработка. Лучшим источником дополнительной информации о механизмах защиты служит новаторская работа Анны Фрейд <Эго и механизмы защиты> (Freud, 1937). 4. Дхей Хейли провела блестящий юмористический анализ этой фрустрирующей ситуации в своей статье <Искусство психоанализа> (Haley, 1958). 5. По описанию Салливана <хороший сосок> дает молоко вместе с чувством комфорта и безопасности. <Плохой сосок> обеспечивает питанием, но в неприятной эмоциональной атмосфере, как в случае, когда мать обеспокоена, напряжена или не любит свое дитя. <Неправильный сосок> (скажем, собственный большой палец ребенка) воспринимается как сосок, но не дает ни молока, ни чувства безопасности. 6. Биограф Фрейда Эрнест Джоунэ (Jones, 1961) приводит забавное описание реакции Фрейда на публикацию Ранка <Травма рождения> (Rank, 1929). По Джоунзу, Фрейд испытал глубокий эмоциональный шок при чтении книги. Его глубоко обеспокоило, что открытия Ранка заслонят его собственный вклад в психологию. Несмотря на это, он вначале очень честно подошел к этому вопросу - отозвался об идеях Ранка как о <самом важном достижении со времени создания психоанализа" и предлагал обратить на них пристальное внимание. И вовсе не научным несогласием Фрейда было продиктовано изгнание Ранка из сообщества психоаналитиков, а его глубокой политической озабоченностью. Это было вызвано тревожными письмами из Берлина, в которых Фрейда предупреждали, что еретические воззрения Ранка могут вызвать необратимый раскол в психоаналитическом движении. 7. В этой связи следует отметить, что на философию и литературу Ж.-П. Сартра оказал глубокое влияние незавершенный сеанс с применением мескалина, прошедший под доминантой БПМ-II. Этот случай подробно исследован в специальной статье Томаса Ридлинжера (Riedlinger, 1982). 8. Именно Эйнштейн в беседе с Юнгом поощрил его следовать концепции синхронности (Jung, 1973Ь). Особенно дружеские отношения сложились у Юнга с Вольфгангом Паули, основоположником квантовой теории, что нашло свое отражение в совместной публикации очерка Юнга о синхронности и исследования Паули, посвященного архетипам в трудах Йоханеса Кеплера (Paul), 1955), к главе четвертой 1. Должно быть ясно из контекста, что мы ограничиваемся в нашем обсуждении проблемами, вызванными психологическими факторами, и исключаем состояния явно органического происхождения - например, общее истощение вследствие тяжелого соматического заболевания, параплегию, тяжелые химические нарушения автономной нервной системы. 2. Поэтому латинская поговорка <Inter feces and urinas nascimur> (<Мы рождаемся среди фекалий и мочи>) - не философская метафора, а реалистичное описание того, что происходит при типичных родах, если не приняты конкретные меры для изменения ситуации. 3. Регулярно получаемые данные о повторном проживании боли от перерезания пуповины противоречат заявлениям медиков о том, что эта процедура не может быть болезненной, поскольку в пуповине нет нервов. Тщательное наблюдение за новорожденными во время перерезания пуповины ясно показывает наличие поведенческой реакции на боль. 4. Таковым было, согласно цитируемым в этой книге отчетам ЦРУ, сексуальное предпочтение Адольфа Гитлера. Диктатор, стремившийся стать абсолютным властелином мира, в частной сексуальной жизни хотел, чтобы его связывали, пытали, унижали и испражнялись на него. 5. Использование всех этих ингредиентов более чем оправдано с точки зрения современной психофармакологии. Растения из семейства пасленовых содержат сильнодействующие психоактивные алкалоиды атропин, скополамин и гиосциамин, а кожа жабы является источником психоде-ликов диметилсеротонина и буфотенина. 6. Сильное иррациональное и непонятное чувство вины может быть совершенно невыносимым и фактически толкнуть человека на преступление. Возможность связать вину с конкретной ситуацией обычно приносит определенное облегчение. Это состояние, при котором вина предшествует преступлению, по сути дела порождает хорошо известную в психиатрии псевдоделинквентность. Настоящий преступник обычно не страдает от чувства вины, и его конфликт с обществом и законом по природе своей не интрапсихичен. 7. Джейн Инглиш (English, 1982), систематически изучавшая последствия элективного кесарева сечения, дает некоторые дополнительные характеристики - например привязанность к акушеру и последующие специфические нарушения взаимоотношений с лицами того же пола, другие паттерны напряжения, оборонительная позиция в отношении телесного контакта и др. 8. Новый метод родов под водой, разработанный советским врачом Игорем Чарковским из московского Научно-исследовательского института, заслуживает в этом контексте особого внимания. 9. Анатомическое строение матки включает очень сложную систему мышечных волокон, состоящую из продольных, круглых и спиральных элементов. Маточные артерии извилисты и вплетены между волокнами мышечной ткани. В результате каждое сокращение матки сжимает сосуды и прекращает внутренний контакт между матерью и ребенком, который осуществляется посредством кровоснабжения плаценты. 10. Здесь в качестве примера можно упомянуть об одном моем бывшем коллеге, который покончил жизнь самоубийством. Он был видным университетским профессором, специализировался в психиатрии и токсикологии. Во время одного из приступов периодической депрессии он покончил с собой в своем рабочем кабинете, перерезав горло несколькими глубокими рассечениями, нанесенными бритвой. Захоти он просто уйти из жизни, в его распоряжении было множество ядов, любой из которых сделал бы его уход чистым, элегантным и безболезненным. Но что-то в нем самом заставило его избрать ужасный и кровавый путь. 11. По общеизвестным данным и по рассказам людей, спасенных от гибели в снегу или во льдах, после начального периода смертельного холода и дрожи следует ощущение приятного тепла и успокоительного растворения в состоянии, напоминающем сон или пребывание в чреве матери. 12. Происхождение данного явления не совсем ясно. Здесь по-видимому есть связь с родовой практикой в некоторых этнических группах, где женщины рожают стоя, или с филогенетическими воспоминаниями родов у некоторых видов млекопитающих, когда рождение фактически сопряжено с падением. 13. Очень интересное обсуждение взаимосвязи шаманизма и психоза можно найти в статье Дж. Силвермена <Шаманы и острая шизофрения> (Sil-verman, 1967). Состояние сознания шамана и шаманские приемы освещены с позиций современной науки в превосходной книге Майкла Хар-нера <Путь шамана> (Нагпег, 1980) и в классическом исследовании Мирча Элиаде <Шаманизм: архаичная техника экстаза> (Eliade, 1964). 14. Здесь следует упомянуть академическую, хорошо документированную работу Вассона, Хофманна и Рака <Дорога в Элевсин> (Wasson, Hofmann & Ruck, 1978). Авторы приводят серьезные доказательства того, что препарат спорыньи, содержащий ингредиенты, близкие по химическому составу к ЛСД-25, использовался в элевсинских мистериях смерти-возрождения почти 2000 лет. 15. Наблюдения из практики холотропической терапии (см. ее описание на с. 409-414) с этой точки зрения вполне релевантны. Для эмпирического погружения на перинатальный или трансперсональный уровень не требуется мощного психоактивного препарата, например ЛСД. Благоприятная среда, учащенное дыхание и побудительная музыка в течение нескольких минут вызывают у группы случайно подобранных лиц необычные переживания, которые традиционно считались психотическими. Это явление кратковременно, полностью обратимо, способно вызвать психосоматическое исцеление и личностный рост. к главе пятой 1. Термин <болезнь> или "нозологическая единица> (от греческого nosos - "болезнь>) имеет весьма специфическое значение в медицине. Он означает расстройство, имеющее конкретную причину, т. е. этиологию, на основании которой можно вывести его патогенез, т. е. развитие симптомов. Из такого понимания расстройства должна вытекать конкретная терапевтическая стратегия вместе с соответствующими мерами, а также прогностическое заключение. 2. Принцип усиления симптомов - самое главное в психоделической терапии, в холономической интеграции и в гештальт-терапии. На том же построена гомеопатическая медицина, и тот же принцип можно обнаружить в методе парадоксальных намерений Виктора Франкла. 3. Лоботомия - психохирургическая процедура, которая в наиболее жесткой форме разрывает связи между лобными долями и остальной частью головного мозга. Эта методика, за которую португальский хирург Игас Мониц получил в 1949 году Нобелевскую премию, первоначально широко применялась при шизофрении и тяжелых формах невроза навязчивости. Позднее ее заменили более тонким микрохирургическим вмешательством. Значимость иррациональных мотивов в психиатрии видна в том факте, что некоторые психиатры, которые без колебаний рекомендовали эту операцию своим пациентам, позднее противились использованию ЛСД на том основании, что это может вызвать повреждение головного мозга, которое невозможно будет определить существующими методами. 4. Подробное обсуждение проблем, связанных с психиатрическим диагнозом, определением нормальности, классификацией, оценкой терапевтических результатов и др. подобными вопросами, здесь невозможно. Заинтересованный читатель найдет всю необходимую информацию в работах Дональда Лайта (Light, 1980), Томаса Шефа (Scheff, 1974), Р. Л. Спитцера и П. Т. Уилсона (Spitzer, Wilson, 1975), Томаса Заза (Szasz, 1961) и др. к главе шестой 1. Хилотропический (от греч. hyle, <материя>, и trepein, "двигаться в направлении к чему-то>) означает <ориентированный на материю>. 2. Холотропический (от греч. holos, <целый>, и trepein, <двигаться в направлении к чему-то>) означает направленный к целостности, к тотальности. 3. В личной беседе о применении холомной теории к проблемам психопа- тологии Карл Прибрам привел очень интересное сравнение. Он указал на то, что ни скалистый берег, ни волны в открытом океане не представляют никакой проблемы или опасности, человек легко с ними справится. А вот граница между морем и сушей, водораздел, где две формы вступают в конфликт, - место самых опасных возмущений. 4. Анаклитические потребности (от греч. anaklinein, <полагаться на что-либо>) - это примитивные детские потребности, например, в укачивании, кормлении, ласке. 5. Подробное обсуждение воздействия СКО, базовых перинатальных матриц и трансперсональных регулирующих систем см. в моей книге <ЛСД-психотерапия> (Grot, 1980. Р. 218-227). 6. Яркий клинический пример такого явления есть в моей книге <ЛСД-психотерапия> (Grof, 1980. Р. 219), 7. Мощный терапевтический эффект и потенциал переживаний с перинатальными элементами недоступен пониманию психотерапевтов, привыкших к бесконечной и монотонной аналитической работе в пределах биографической сферы. Терапевтическое и трансформативное воздействия переживаний на грани смерти и опыта психологической смерти можно иллюстрировать исследованием Дэвида Poзeнa(Rosen, 1975) десяти человек, уцелевших после попытки покончить с собой - они прыгали с мостов <Золотые ворота> и <Окленд-Бэй> в Сан- Франциско. У всех были признаки глубокой трансформации личности - хотя их падение с перил до водной поверхности длилось всего три секунды, а спасательные действия заняли несколько минут. Аналогичные изменения можно часто наблюдать у тех, кто остался в живых после серьезнейших заболеваний, травм и операций. Я привожу эти крайние примеры, чтобы показать необычайный преобразующий потенциал некоторых мощных переживаний. Использование этих целебных механизмов в безопасной и благоприятной среде несет в себе новые, поистине революционные возможности для психотерапии.
|
|||
|