|
||||||||||||||||||||||||
Структура и содержание бизнес-плана по стандарту UNIDO ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Структура и содержание бизнес-плана по стандарту UNIDO
На основании анализа стандартов можно выделить следующую типовую структуру бизнес-плана: 1. Титульный лист. 2. Резюме/Вводная часть. 3. Сущность проекта. 4. План маркетинга. 5. Производственный план. 6. Организационный план. 7. Финансовый план. 8. Оценка рисков. 9. Приложения. Титульный лист. Назначение раздела ‑ дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте. Обычно на титульном листе отражаются следующие данные: · полное название фирмы; · сведения о владельцах или учредителях; · краткая характеристика сути предлагаемого проекта; · общая стоимость проекта; · указание на конфиденциальный характер данного документа. Резюме/Вводная часть. Главной задачей раздела является укрепление заинтересованности потенциального инвестора в проекте на основе краткого освещения его наиболее важных положений. В зависимости от общей величины бизнес-плана объем данного раздела может составить одну ‑ четыре страницы. Раздел включает: · более подробную характеристику направления деятельности предприятия; · общую оценку состояния спроса на данную продукцию на основе проведенного анализа рыночной ситуации и перспектив ее изменения в будущем; · обоснование перспективности проекта; · необходимый объем инвестиций для реализации проекта; · контрольные сроки по проекту. К написанию этой части рекомендуется приступать после того, как подготовлены остальные разделы бизнес-плана. Сущность проекта. В этой части излагается основная идея предлагаемого проекта. После знакомства с ней инвестор должен четко представлять конкретное изделие (или услугу), степень готовности предприятия к его производству и предпосылки для его осуществления, а также необходимые для этого средства. В связи с этим в данном разделе отражаются следующие положения: · основные цели; · характеристика целевой группы потребителей, которую предполагается обслуживать, и ключевых факторов успеха на рынке; · подробное описание (техническая спецификация) изделия, параметры которого должны соответствовать требованиям выбранного сегмента рынка; · стадия разработки, патентная чистота и защита товара; · характеристика предприятия; · общая стоимость проекта, включающая размеры и график производственных капиталовложений, первоначальные расходы по маркетингу продукции и организации управления. План маркетинга.Задачей раздела является доказательство высокой степени обоснованности главной идеи проекта. Здесь в четкой форме определяются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства. Основными пунктами плана маркетинга являются: · динамика продаж в отрасли за ряд предшествующих лет и прогнозируемые темпы их роста; · тенденции ценообразования; · всесторонняя характеристика конкурентов; · выделение новых и быстрорастущих фирм в отрасли с характеристикой основных направлений их деятельности и специфики рыночных стратегий; · характеристика потребителей; · оценка влияния научно-технических и социальных аспектов; · перспективные рыночные возможности. · программа комплексных рыночных исследований, которые предполагается осуществлять в ходе реализации проекта; · общий объем и ассортимент реализуемой продукции с разбивкой по периодам осуществления проекта вплоть до выхода на запланированную мощность; · направления совершенствования продукции; · требования к упаковке, ее параметрам и внешнему виду; · обоснование ценовой политики; · планирование сбыта; · планирование товародвижения; · планирование рекламной кампании; · планирование сервиса; · система маркетингового контроля. Производственный план. Раздел содержит перечень всех задач, которые возникают в сфере производства, и способы их решения. При разработке раздела необходимо осветить следующие моменты: · производственные мощности; · описание всего технологического процесса с выделением охватываемой проектом части, а также операций, передаваемых субподрядчикам; · субподрядчики; · оборудование; · производственные площади; · сырье; · себестоимость. Организационный план. Задача раздела связана с разработкой мер по организационному обеспечению проекта. Для существующих предприятий это связано с оценкой степени соответствия их структуры и применяемых методов управления специфике поставленных целей и путям их достижения, для создаваемых предприятий ‑ с проектированием всех структур, в максимальной степени увязанных с основными стратегическими положениями проекта. Традиционная структура раздела обычно включает следующие элементы: · организационно-правовая форма; · организационная структура управления, включающая схему, положения и инструкции, взаимосвязи подразделений; · характеристика учредителей; · характеристика руководящего состава; · работа с персоналом; · материально-техническая обеспеченность управления; · местонахождение предприятия. Финансовый план. Задачей раздела является общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, уровня рентабельности и финансовой устойчивости предприятия. Для инвестора раздел представляет наибольший интерес, так как позволяет оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иными способами использования денежных средств. В полном виде этот раздел включает ряд следующих финансовых документов: · сводный баланс доходов и расходов; · план денежных поступлений и расходов с такой же периодичностью; · балансовый план на конец первого года в его традиционной форме; · план по источникам. Оценка рисков. Назначение раздела ‑ в определении потенциальных проблем и трудностей, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта. Инвестор должен убедиться, что предприниматель трезво смотрит на вещи и готов к сложностям, которые всегда сопровождают осуществление любого, даже самого подготовленного, мероприятия. В данном разделе обычно приводятся следующие сведения: · перечисляются все возможные проблемы, которые могут осложнить реализацию проекта; · определяется комплекс предупреждающих мер, которые уменьшат вероятность возникновения той или иной проблемы или ослабят ее отрицательное воздействие; · разрабатываются сценарии поведения в случае наступления неблагоприятных событий; · обосновывается низкая вероятность столкновения с проблемами, которые были учтены и которыми, в силу этого, можно пренебречь. Приложения. В заключительной части бизнес-плана приводятся документы и источники, которые были использованы при его подготовке, и на которые есть ссылки в основном тексте. Речь идет о письмах от клиентов и партнеров, копиях договоров и контрактов, различных прейскурантах, статистических обзорах, справках, результатах исследований и т.д. Бизнес-план, в конечном счете, должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы.
|
||||||||||||||||||||||||
|