![]()
|
|||||||
Бизнес-план: назначение, структура и содержаниеСтр 1 из 3Следующая ⇒ Бизнес-план: назначение, структура и содержание Бизнес-план ‑ план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Бизнес-план ‑ краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три ‑ пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы ‑ в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес-план. Назначение бизнес-плана ‑ показать реальные шансы реализации бизнес идеи. Он не только дает правдивую оценку возможностей и рисков, но показывает необходимость (или же отсутствие таковой) в привлечении дополнительных инвестиций, открытии кредитных линий. По сути, бизнес-план показывает успешность управления и пути развития предприятия для достижения поставленной цели. Бизнес-план имеет две группы пользователей ‑ внутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры). Бизнес-план служит трем основным целям: · он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект; · служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект; · кредитор при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита. Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи: · четкая формулировка целей предприятия, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения; · определить конкретные направления деятельности фирмы, · целевые рынки и место фирмы на этих рынках; · сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. · определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. · оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации; · выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей; · определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.; · оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана; · организовать систему контроля над ходом осуществления проекта. Бизнес-планы подразделяются на следующие виды: · бизнес-план инвестиций ‑ изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов; · бизнес-план развития компании или фирмы ‑ план развития организации на предстоящий плановый период; · бизнес-план развития (создания) отдельного подразделения предприятия; · бизнес-план для получения кредита в банке или для участия в тендере. Бизнес-план должен отвечать ряду требований: · быть написанным простым и понятным языком с использованием кратких и четких формулировок; · его объем не должен превышать 20-25 машинописных страниц; · носить всеобъемлющий характер, т.е. включать всю информацию по проекту, представляющую интерес для инвестора; · опираться на реальные факты и обоснованные предложения; · иметь завершенный характер, т.е. содержать стратегию достижения поставленных целей; · обладать комплексностью, т.е. содержать производственное, маркетинговое, организационное, финансовое обеспечение; · иметь перспективный характер, т.е. обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития; · обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы; · иметь контролирующий характер, связанный с четкой характеристикой графиков работ, контрольных сроков и показателей. Структура и содержание бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от цели составления этого документа и области применения (производственные, сервисные, торговые и др. компании). В настоящее время существуют несколько групп стандартов его составления. Самыми распространенными среди них являются стандарты: · Европейского Союза в рамках программы по содействию ускорению процесса экономических реформ в содружестве независимых государствах (TACIS); · Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (UNIDO); · Федерального фондом поддержки малого предпринимательства (ФФПМП); · Международной сети фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги KMPG; · Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР); · Министерства финансов РФ;
|
|||||||
|