|
|||
Море и лес. Задания к текстуМоре и лес (1)Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем. (2)Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в тёмную сплошную массу, то, словно играя, разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания. (3)Побелело море, зашумело непогодой. (4)Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. (5)Ветер злобно роется по их косматой поверхности, далеко разнося солёные брызги. (6)А вдоль излучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагромождённого на отмелях льду. (7)Точно титаны в тяжёлой хватке накидали эти гигантские обломки. (8)Обрываясь крутыми уступами с прибрежных высот, к самому морю хмуро надвинулся дремучий лес. (9)Ветер гудит красными стволами вековых сосен, кренит стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зелёных ветвей. (10)Бесследно проходят седые века над молчаливой страной, а дремучий лес стоит и спокойно, сумрачно, точно в глубокой думе, качает темными вершинами. (11)Ещё ни один его могучий ствол не упал под дерзким топором алчного лесопромышленника: топи да непроходимые болота залегли в его тёмной чаще. (12)А там, где столетние сосны перешли в мелкий кустарник, мёртвым простором потянулась безжизненная тундра и потерялась бесконечной границей в холодной мгле низко нависшего тумана. (По А. Серафимовичу.) (190 слов.) Задания к тексту В1. В каком предложении в наиболее обобщённом виде выражена основная мысль текста? В2. Какой тип речи представлен в тексте? В3. Объясните лексическое значение слов "титаны", "алчного". В4. Из 12 предложения выпишите слова, образованные разными способами. В5. Выпишите из 2 предложения слово(а), соответствующее(ие) схеме: одна приставка+корень+один суффикс окончание. В6. Из 1 предложения выпишите словосочетания со связью примыкание, управление, согласование. В7. Найдите в тексте простые предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами. Напишите их номера. В8. Найдите в тексте предложения с однородными сказуемыми. Напишите их номера. В9. Определите, какие типы сложных предложений используются в тексте. В10. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
|
|||
|