Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Не бой­ся, ста­ри­чок! Бог с то­бою»



«Не бой­ся, ста­ри­чок! Бог с то­бою»

Ко­гда ру­ки му­че­ни­ка об­го­ре­ли, неко­то­рые из при­сут­ству­ю­щих вель­мо­ж у­со­мни­лись в ви­нов­но­сти Да­ни­и­ла и по­со­ве­то­ва­ли Гди­шиц­ко­му оста­но­вить казнь, от­пу­стив стар­ца «хо­тя и без рук»: «До­воль­но бы­ло бы с него и та­кой му­ки». Но го­ни­тель на­ста­и­вал, чтобы Куш­ни­ра обез­гла­ви­ли: «Еже­ли ему го­ло­вы не от­се­че­те, то мне от­се­кут».

За­вя­зы­вая му­че­ни­ку гла­за, па­лач мол­вил: «Не бой­ся, ста­ри­чок! Бог с то­бою». Да­ни­ил от­ве­тил: «Я не бо­юсь, а ты де­лай то, что те­бе ве­лят». От­се­чен­ную го­ло­ву па­лач на­са­дил на кол «и при­гвоз­дил гвоз­дем боль­шим же­лез­ным по­сре­ди го­ло­вы до па­ли» (ко­ла). За­тем, по­дой­дя к Гды­шиц­ко­му, вы­тер ру­ки об по­лы одеж­ды го­ни­те­ля и по­тре­бо­вал пла­ты. За­пла­тив, Гды­шиц­кий ве­лел сжечь те­ло Куш­ни­ра.

Поз­же, «по со­жже­нии пра­во­слав­ныи лю­де, вы­рыв ро­вик неболь­шой, толь­ко остав­ший­ся пе­пел с неко­то­рою ча­стию ко­стей за­греб­ли». Ви­дя про­ис­хо­дя­щее, уни­ат­ский свя­щен­ник, ко­то­ро­му по­ру­ча­ли ис­по­ведь стар­ца, «мно­го го­во­рил в слух всем лю­дям и вой­ску окрест та­мо со­брав­ше­му­ся»: «На­прас­но се­му че­ло­ве­ку та­ко­вое му­чи­тель­ство при­чи­ни­ли».

Явив­шись к вдо­ве Да­ни­и­ла, Ва­си­лий Гди­шиц­кий ци­нич­но по­тре­бо­вал де­нег на со­вер­ше­ние со­ро­ко­уста за упо­кой каз­нен­но­го, но услы­шал в от­вет: «Со­ро­ко­уст ваш за ду­шу стра­чен­но­го [каз­нен­но­го – ред.] му­жа мо­е­го бу­дет Гос­по­ду Бо­гу непри­я­тен. А ко­гда без­вин­но­го его за­му­чи­ли, то уже боль­ше нет че­го вам де­лать. Еже­ли угод­но, возь­ми еще и ме­ня».

Узнав о на­ме­ре­нии Гды­шиц­ко­го со­вер­шать со­ро­ко­уст, поль­ский вель­мо­жа и офи­цер Во­ро­нич (участ­во­вав­ший в по­хо­де на Сме­лян­щи­ну[5]), ска­зал: «Ру­ки его Ва­си­лия в кровь непо­вин­но­го оно­го зму­чен­но­го омо­че­ны, и так не толь­ко ему Ва­си­лию за его ду­шу чин от­прав­лять, но и до ол­та­ря и пре­сто­ла Бо­жия до­сту­пать и кос­нуть­ся не сле­ду­ет».

Чест­ная гла­ва му­че­ни­ка оста­ва­лась на ко­ле до кон­ца сен­тяб­ря, а за­тем в од­ну из но­чей бы­ла уне­се­на пра­во­слав­ны­ми. До­ис­ки­ва­ясь, кто бы мог взять гла­ву Да­ни­и­ла, его род­ных, вклю­чая же­ну и де­тей, аре­сто­ва­ли и до­про­си­ли, од­на­ко со­сед­ние жи­те­ли сви­де­тель­ство­ва­ли, что в ту ночь ни­кто из по­до­зре­ва­е­мых срод­ни­ков Да­ни­и­ла не вы­хо­дил из до­му, и по­то­му они бы­ли от­пу­ще­ны[6].

4 ок­тяб­ря гла­ву му­че­ни­ка, до­став­лен­ную в Пе­ре­я­с­лав, по­греб­ли в ка­фед­раль­ном Воз­не­сен­ском со­бо­ре го­ро­да[4]. О стра­да­ни­ях Да­ни­и­ла Куш­ни­ра бы­ли сло­же­ны ру­ко­пис­ное ска­за­ние[6] и сти­хо­твор­ное над­гроб­ное сло­во, за­вер­шен­ное стро­ка­ми:

Кты­тор Да­ни­ил, пре­тер­пев­ши в ко­нец,
Стра­даль­че­ский в Небе по­лу­ча­ет ве­нец,
До ко­то­ро­го он тес­ним пу­тем ишол,
Чрез огонь, чрез меч по­кой Веч­ной Сла­вы най­шол[4].

Опре­де­ле­ни­ем Освя­щен­но­го Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра 30 но­яб­ря 2017 го­да имя му­че­ни­ка Да­ни­и­ла Куш­ни­ра бы­ло вклю­че­но в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Вла­ди­слав Дят­лов

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.