Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Еже­ли на унию не при­станет, то каз­нен бу­дет смер­тию»



«Еже­ли на унию не при­станет, то каз­нен бу­дет смер­тию»

Скор­бя о стар­це Да­ни­и­ле, мли­ев­цы не раз ез­ди­ли в Сме­лу с хо­да­тай­ством об осво­бож­де­нии уз­ни­ка, но гу­бер­на­тор от­ве­чал: «Пус­кай са­ми те едут и вы­ру­чат, кои его за­са­ди­ли». В свою оче­редь, бра­тья Гды­шиц­кие ста­ви­ли при­хо­жа­нам усло­вие: «Ко­гда нас по-преж­не­му прий­ме­те к се­бе за ду­хов­ных от­цев, то то­гда вы­ру­чим з оков его».

Ле­том на Сме­лян­щи­ну при­шли поль­ские вой­ска, чтобы по­да­вить пра­во­слав­ное дви­же­ние, и бра­тья Гди­шиц­кие вновь от­кры­то ста­ли уни­а­та­ми[5].

Мли­ев­цы по­пы­та­лись вы­ку­пить Куш­ни­ра, но Афа­на­сий Гды­шиц­кий при­бег к шан­та­жу: «Еже­ли на унию при­станет, то от­пу­щен бу­дет, а еже­ли нет, то каз­нен бу­дет смер­тию». Узнав об этих сло­вах во вре­мя сви­да­ния с мли­ев­ца­ми в тюрь­ме, Да­ни­ил ска­зал: «Я го­тов за ве­ру Пра­во­слав­ную и умре­ти, а на унию при­стать не хо­чу». Он так­же про­сил зем­ля­ков пре­кра­тить хо­да­тай­ства о его осво­бож­де­нии и при­зы­вал быть вер­ны­ми Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Ви­дя тщет­ность сво­их уси­лий, Гды­шиц­кий, с со­гла­сия Вон­жа, от­пра­вил Куш­ни­ра в поль­ский во­ен­ный ла­герь у ме­стеч­ка Оль­ша­ной и ве­лел пре­дать стар­ца пыт­кам и каз­ни[6].

По сло­вам ру­ко­пис­но­го ска­за­ния о му­че­ни­ке Да­ни­и­ле, рас­пра­ва над стар­цем про­ис­хо­ди­ла 29 июля 1766 г.[6] Над­гроб­ное сти­хо­твор­ное сло­во ука­зы­ва­ет 29 июня[4] – да­ту, во­шед­шую так­же в ряд пуб­ли­ка­ций[5].

От­верг­нув со­вет мно­гих во­ен­ных не пре­вра­щать казнь в изу­вер­ство, Гды­шиц­кий по­тре­бо­вал, чтобы ру­ки Да­ни­и­ла обер­ну­ли пень­кой, об­ли­ли смо­лой и за­жгли. Пе­ред тем, как за­жечь пень­ку со смо­лой, к стар­цу на­пра­ви­ли уни­ат­ско­го свя­щен­ни­ка для при­ня­тия ис­по­ве­ди, но Да­ни­ил, вновь за­сви­де­тель­ство­вав вер­ность Пра­во­слав­ной Церк­ви, от­ве­тил: «Я вас уни­а­тов от­ри­ца­ю­ся, уче­ния ва­ше­го и ис­по­ве­да­ния слу­шать не хо­чу. Я уже на то при­го­то­вил­ся и Свя­тых Та­ин при­об­щил­ся, а вы де­лай­те на­до мною, что хо­ще­те».

Ко­гда огонь за­пы­лал, стра­да­лец, кри­ча от бо­ли, взы­вал: «Гос­по­ди, Бо­же мой! Что сие мне по­дал еси?! Во­ля Твоя свя­тая на мне да бу­дет! О, Бо­же мой! При­и­ми дух мой!» Взи­рая на пра­во­слав­ных, со­гнан­ных к ме­сту каз­ни для устра­ше­ния, Да­ни­ил при­зы­вал их не ве­рить унии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.