|
|||
Вариант 315222. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. А именно т4.Вариант 315222 Задание 1 № 4836. Текст, начинающийся словами «Мы часто говорим о сложностях...» Задание 2 № 5495. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Корольков сам не вмешался в конфликт жены и дочери?» 1) Потому что он не понимал сути конфликта. 2) Потому что Корольков понимал, что в конфликте виноваты обе стороны. 3) Потому что Корольков понимал, что в конфликте виновата мать. 4) Потому что Корольков любил дочь и потакал ей во всём. Задание 3 № 5833. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1) (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. 2) (36) А осложнения, как он понимал, грядут. 3) (38) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. 4) (40) Впереди праздник, и жизнь — как праздник. Задание 4 № 4740. Из предложений 6—10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия». Задание 5 № 4770. Из предложений 31—38 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В краткой форме имени прилагательного пишется столько Н, сколько и в полной форме этого прилагательного». Задание 6 № 3416. Замените просторечное слово «ляпнуть» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Задание 7 № 3910. Замените словосочетание «в детском лагере» (предложение 30), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Задание 8 № 3935. Выпишите грамматическую основу предложения 21. Задание 9 № 3912. Среди предложений 6—11 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. Задание 10 № 5204. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции. Отворилась дверь,(1) и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она называла,(4) «ретрухи». — Пап,(5) ну скажи ей,(6) — громко пожаловалась Оксана. — Чего она мне нервы мотает? Задание 11 № 3937. Укажите количество грамматических основ в предложении 28. Ответ запишите цифрой. Задание 12 № 5189. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Слов не было слышно,(1) но Корольков улавливал смысл конфликта. Конфликт состоял в том,(2) что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью,(3) а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, (4) которые не только не сидят за столом,(5) но даже уходят из дома. Задание 13 № 3977. Среди предложений 5—8 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Задание 14 № 3905. Среди предложений 6—11 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения. 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни». Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда — с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела. (11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи». – (12)Пап, ну скажи ей, — громко пожаловалась Оксана. — (13)Чего она мне нервы мотает? – (14)Как ты разговариваешь с матерью? — одёрнул Корольков. – (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно… – (19)Что значит «ляпнет»? – (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод… – (24)Довольно-таки противно тебя слушать, — объявил Корольков. — (25)Ты говоришь, как законченная эгоистка. – (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу? (29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи, — пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день. (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, неизбежны. (37)Позвонили в дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос — тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39)С ней было всё в порядке. (40)Впереди праздник, и жизнь — как праздник. (По В. Токаревой) * Токарева Виктория Самойловна (род. в 1937 г.) — современный русский прозаик и сценарист. 5.Вариант № 318598 Задание 1 № 4836. Текст, начинающийся словами «Мы часто говорим о сложностях...» Задание 2 № 5499. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик восхищался своими родителями?» 1) Потому что герой-рассказчик видел в родителях положительные качества, которыми сам не обладал. 2) Потому что родители рассказчика «проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко». 3) Потому что, уехав в командировку, родители рассказчика писали домой чаще, чем это принято в благополучных семьях. 4) Потому что родители рассказчика были людьми, способными научить тому, как избежать любых проблем. Задание 3 № 5838. Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 18: «Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет». 1) метафора 2) сравнительный оборот 3) противопоставление 4) просторечные слова Задание 4 № 4767. Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение». Задание 5 № 4765. Из предложений 18—23 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». Задание 6 № 3377. Замените разговорное слово «смахивал» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Задание 7 № 3996. Замените словосочетание «утренняя пробежка» (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание. Задание 8 № 3969. Выпишите грамматическую основу предложения 7. Задание 9 № 3994. Среди предложений 17—20 найдите предложение с однородными обособленными определениями. Напишите номер этого предложения. Задание 10 № 5151. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции. Проводив маму с отцом в очередную командировку,(1) мы с бабушкой тут же,(2) как заговорщики,(3) собирались на экстренный совет. Невысокая,(4) сухонькая,(5) с коротко подстриженными волосами,(6) бабушка напоминала озорного мальчишку. А этот мальчишка,(7) как говорили,(8) сильно смахивал на меня. Задание 11 № 4023. Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой. Задание 12 № 5162. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. И бабушка,(1) любившая ходить в кино,(2) как и я,(3) откладывала побольше,(4) а экономились деньги потом на обедах. По мнению родителей,(5) мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми,(6) и это нас объединяло. Задание 13 № 4017. Среди предложений 10—13 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Задание 14 № 4032. Среди предложений 13—17 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. 15.2 3275.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло». Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (1)В командировки мама и отец ездили очень часто: они вместе проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко от нашего города. (2)Я оставался с бабушкой — маминой мамой. (3)В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю — мы с бабушкой получали письма каждый день. (4)Мои родители соблюдали строгую очерёдность: одно письмо — от отца, другое — от мамы. (5)Порядок ни разу не нарушился. (6)В конце письма неизменно стояла дата, а чуть пониже было написано: «8 часов утра». (7)Значит, отец и мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой. – (8)Фантастика! — сказала однажды бабушка. — (9)Хоть бы раз перепутали очередь!.. (10)Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает? (11)Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает. (12)Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхищаемся поступками, на которые сами не способны. (13)Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить. (14)Например, мама и отец старались закалить нас. (15)Но мы с бабушкой не желали обливаться ледяной водой и вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (16)Мы сознавали, что нечётко делаем гимнастику. (17)Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко соблюдали режим дня. (18)Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. (19)Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (20)А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (21)И не только внешне. – (22)Ну-с, сколько денег откладываем на кино? — спрашивала бабушка. – (23)Побольше! — говорил я. (24)И бабушка, любившая ходить в кино, как и я, откладывала побольше, а деньги потом экономились на обедах. (25)По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло.(По А. Алексину) * * Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности. 6.Вариант № 318610 Задание 1 № 4836. Текст, начинающийся словами «Мы часто говорим о сложностях...» Задание 2 № 5530. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик не хочет, чтобы в семье его восхваляли?» 1) Потому что он чувствует себя совершенно недостойным любви родителей и старшей сестры. 2) Потому что ему приходится прикладывать огромные усилия, чтобы оправдать такое отношение родных. 3) Потому что ему хочется, чтобы его принимали в семье таким, каков он есть на самом деле. 4) Потому что он чувствует, что похвалы портят его характер, делают его эгоистичным, чёрствым. Задание 3 № 5867. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 1) (12) Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали. 2) — (13) Какая диковинная память, а! – радостно говорит он. 3) (32) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. 4) (4) Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света. Задание 4 № 4758. Из предложений 21—25 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед гласными и звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными — С». Задание 5 № 4710. Из предложений 8—12 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». Задание 6 № 3366. Замените просторечное слово «смазал» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Задание 7 № 3988. Замените словосочетание «говорит радостно» (предложение 13), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Задание 8 № 4013. Выпишите грамматическую основу предложения 9. Задание 9 № 3901. Среди предложений 12—17 найдите все предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. Задание 10 № 5186. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. На следующий день,(1) после того как я смазал по физиономии Костику,(2) отец сказал: — Драться,(3) конечно,(4) нехорошо. А всё-таки смелый какой,(5) а! Ниже на две головы,(6) а пошёл в наступление,(7) решился! Задание 11 № 3948. Укажите количество грамматических основ в предложении 32. Ответ запишите цифрой. Задание 12 № 5174. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Отец и мама,(1) мне кажется,(2) очень довольны,(3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остался. Задание 13 № 3962. Среди предложений 1–4 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Задание 14 № 3923. Среди предложений 29—35 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. Задание 15 № 3276. 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «— 3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, — заключила мама. — Мы очень рады. Вот вам и всё! Они очень рады. А я?..» Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (1)Меня ждали шестнадцать лет... (2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света. (5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. (6)А гордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо. (8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают. – (10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а на тройку ответил! (12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали. – (13)Какая диковинная память, а! — радостно говорит он. — (14)Всё помнит, будто вчера читал... (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал! (16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает. (17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал: – (18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а! (20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21)Такой в огне не сгорит и в воде не утонет! (22)Вот до чего доводит любовь! (23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют. (24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги? (26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы. (29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу! (32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям. – (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! — воскликнул отец. – (36)3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, — заключила мама. — (37)Мы очень рады. (38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?(По А. Алексину) * * Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности. 7.Вариант № 318618 Задание 1 № 6490. Текст, начинающийся словами «Слово «мама» — особое слово. » Задание 2 № 5498. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Толя не хотел, чтобы мама провожала его до школы?» 1) На улице шёл осенний дождь, и Толя боялся, что мама простудится и заболеет. 2) Толе очень нравилось бежать в школу под дождём, а мама запрещала ему это делать. 3) Толе не хотелось, чтобы мама узнала, что он сидит за одной партой с девочкой. 4) Толя не хотел, чтобы мама его опекала, как маленького. Задание 3 № 5844. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение? 1) Толя осени не любил. (2) Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу. 2) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома. 3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... 4) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя. Задание 4 № 4718. Из предложений 29—33 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия». Задание 5 № 4700. Из предложений 16—20 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ЕНН-, -ОНН-, пишется НН». Задание 6 № 3400. Замените разговорное слово «(не) вздумала» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Задание 7 № 4003. Замените словосочетание «в водяных дорожках» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Задание 8 № 4004. Выпишите грамматическую основу предложения 12. Задание 9 № 4022. Среди предложений 12—17 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. Задание 10 № 5149. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Но учительница,(1) словно шутя,(2) спросила его: «Ты,(3) наверное,(4) хочешь сесть с Черновой,(5) да?». И Толе показалось,(6) будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой. Задание 11 № 3903. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой. Задание 12 № 5190. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. На улице было много плащей и зонтиков,(1) но маму он узнал сразу. А она,(2) заметив,(3) что Толя обернулся,(4) спряталась за углом старого двухэтажного дома. «Прячется!» — сердито подумал Толя. И побежал ещё быстрей,(5) чтоб мама не вздумала догонять его. Возле самой школы он обернулся ещё раз,(6) но мамы уже не было. Задание 13 № 3916. Среди предложений 1—6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Задание 14 № 4028. Среди предложений 33—35 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. Задание 15 № 3262. Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе . Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть: "Не волнуйся! Не волнуйся, мамочка... Всё хорошо!"». Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу. (3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду! (6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов. – (7)Ты куда? — удивился Толя. – (8)Тебя провожу. – (9)Меня... провожать? (10)Что ты? (11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф. (12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома. (16)«Прячется!» — сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его. (18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было. (19)«Вернулась», — с облегчением подумал он. (20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала: – (22)Первый «В»! (23)Первый «В»! (24)Толя знал, что первый «В» — это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж. (26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, спросила его: — (28)Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да? (29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой. (30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала: – (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно. (33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя. (36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть: (38)«Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка... (40)Всё хорошо!» (41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается. (По А. Алексину) * * Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности. 8.Вариант № 318622 Задание 1 № 4836. Текст, начинающийся словами «Мы часто говорим о сложностях...» Задание 2 № 5522. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Семён Петрович называет молодёжь «любопытной»?» 1) Потому что молодые люди отличаются любопытством, интересом к окружающему миру и жизни. 2) Семён Петрович хочет показать, что ему интересна нынешняя молодёжь. 3) Потому что молодые люди часто проявляют излишнее любопытство, вникая в те проблемы, которые их касаются. 4) Потому что Семён Петрович, называя так молодёжь, стремится задеть, обидеть молодых людей. Задание 3 № 5865. Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 16: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет». 1) сравнительный оборот 2) метафора 3) слово разговорного стиля 4) фразеологизм Задание 4 № 4766. Из предложений 18—21 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного. Задание 5 № 4759. Из предложений 36—40 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано». Задание 6 № 3422. Замените разговорное слово «нынешние» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Задание 7 № 3945. Замените словосочетание «радостно сообщил» (предложение 18), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Задание 8 № 3990. Выпишите грамматическую основу предложения 14. Задание 9 № 3904. Среди предложений 1—7 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения. Задание 10 № 5160. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове. — Я надеюсь,(1) что вы не будете против,(2) если моя дочь что-нибудь споёт? — Это будет прекрасно, (3) — томно сказала пожилая дама. Семён Петрович повернулся к Кате, (4) не замечая её угрюмого взгляда: — Катюша,(5) давай-ка «Соловья» алябьевского... — 3начит,(6) «Соловья»? — спросила Катя. Задание 11 № 3939. Укажите количество грамматических основ в предложении 23. Ответ запишите цифрой. Задание 12 № 5150. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. У меня дочь пятнадцати лет,(1) и она целыми днями слушает какой-то визг. У нас роскошная библиотека,(2) большая,(3) с редкими книгами,(4) но она ничегошеньки не хочет. Придёт из школы,(5) кое-как уроки сделает,(6) включит магнитофон и слушает до вечера. Задание 13 № 3963. Среди предложений 27—35 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Задание 14 № 4019. Среди предложений 37—40 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. Задание 15 № 3268. Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «– Вот скажите мне, Ваня. У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера. — Это у них называется «балдеет», — радостно сообщил один из гостей. — Дух противоречия, — убеждённо сказал другой. — А по-моему, — заявил подтянутый мужчина, — всё дело в избалованности. Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей». Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитиров
|
|||
|