Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Благодарим авторов за проделанную работу и желаем дальнейших творческих успехов!



Техника — 2 Содержание — 3

____________________________________________________________________________

Стих №2

Весь опытом и сединой рыбак зарос,
Такой же стойкий словно ветхий ледокол.
Суровым взглядом поражает нас насквозь,
С лицом морщинистым как будто дуба ствол.

Задумался старик: а так ли жизнь прошла,
Как он себе в далёком детстве намечтал?
Как мало было в ней семейного тепла,
Поскольку одинокий водный путь избрал.

Он хочет выбраться из сети рыбака,
Уплыть куда-нибудь от холода ветров.
Но не забыть ему родного городка
И чёрных завихрений палубных дымов.

***

Cтихотворение состоит из 3-х строф (всего 12 строк).

1-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: зарос — ледокол — насквозь — ствол.
Клаузулы: мужск — мужск — мужск — мужск
Рифмовка: abab — перекрёстная  

2-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: прошла — намечтал — тепла — избрал.
Клаузулы: мужск — мужск — мужск — мужск
Рифмовка: abab — перекрёстная я

3-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: рыбака — ветров — городка — дымов.
Клаузулы: мужск — мужск — мужск — мужск
Рифмовка: abab — перекрёстная  

***

Весь опытом и сединой рыбак зарос
! !-- ! --! -! -! (12 слогов)
Такой же стойкий словно ветхий ледокол
-! ! !- !- !- --! (12 слогов)
Суровым взглядом поражает нас насквозь
-!- !- --!- ! -! (12 слогов)
С лицом морщинистым как будто дуба ствол
-! -!-- ! !- !- ! (12 слогов)
Задумался старик а так ли жизнь прошла
-!-- -! ! ! ! ! -! (12 слогов)
Как он себе в далёком детстве намечтал
! ! -! -!- !- --! (12 слогов)
Как мало было в ней семейного тепла
! !- !- ! -!-- -! (12 слогов)
Поскольку одинокий водный путь избрал
-!- --!- !- ! -! (12 слогов)
Он хочет выбраться из сети рыбака
! !- !-- ! !- --! (12 слогов)
Уплыть куда нибудь от холода ветров
-! -! -! ! --! -! (12 слогов)
Но не забыть ему родного городка
! ! -! -! -!- --! (12 слогов)
И чёрных завихрений палубных дымов
! !- --!- !-- -! (12 слогов)

***

весь О/-пы-том/ и се/-ди-НОЙ/ ры-БАК/ за-РОС/,
та-КОЙ/ же СТОЙ/-кий СЛОВ/-но ВЕТ/-хий ле/-до-КОЛ/.
су-РО/-вым ВЗГЛЯ/-дом по/-ра-ЖА/-ет НАС/ на-СКВОЗЬ/,
с ли-ЦОМ/ мор-ЩИ/-ни-стым/ как БУД/-то ДУ/-ба СТВОЛ/.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, перемежающимся с безударным пиррихием.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «!» обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _ !

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения. 

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

Схема первого катрена произведения выглядит следующим образом:

_ ! / _ _ / _ _ / _ ! / _ ! / _ !
_ ! / _ ! / _ ! / _ ! / _ _ / _ !
_ ! / _ ! / _ _ / _ ! / _ ! / _ !
_ ! / _ ! / _ _ / _ ! / _ ! / _ !

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:
Весь опытом и сединой рыбак зарос,

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:
Весь опытом и сединой рыбак зарос;

Суровым взглядом поражает нас насквозь,

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:семейное тепло; одинокий водный путь; родной городок4 чёрные завихрения; палубный дым (Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.)

- сравнение:
Такой же стойкий словно ветхий ледокол.

С лицом морщинистым как будто дуба ствол.

(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое.)

***

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко.  Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать красивые, яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины Тивадара Костки Чонтвари «Старый рыбак».

Итог: 

Техника — 3 Содержание — 3

________________________________________________________________________________

Благодарим авторов за проделанную работу и желаем дальнейших творческих успехов!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.