|
|||
Тивадар Костки Чонтвари «Старый рыбак» (1902) - поэтическая дуэльСтр 1 из 2Следующая ⇒ Тивадар Костки Чонтвари «Старый рыбак» (1902) - поэтическая дуэль Стих №1 Рыбак Сидит старик, устало опершись на палку. Быть может, он в душе - поэт. Быть может, он великий пианист – Ему философа был, может, уготован путь, Он, может, и отец, и дед, и прадед... Он лишь рыбак. И жизнь его на каторгу похожа, *** Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 24 строки). 1-я cтрофа — 4 строки, четверостишие. 2-я cтрофа — 4 строки, четверостишие. 3-я cтрофа — 4 строки, четверостишие. 4-я cтрофа — 4 строки, четверостишие. 5-я cтрофа — 4 строки, четверостишие. 6-я cтрофа — 4 строки, четверостишие. *** Сидит старик устало опершись на палку *** си-ДИТ/ ста-РИК/, у-СТА/-ло о/-пер-ШИСЬ/ на ПАЛ/-ку. Стихотворение написано разностопным ямбом с применением безударного пиррихия. Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «!» обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _ ! Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения. Схема пиррихия: _ _ Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя. Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом: _ ! / _ ! / _ ! / _ _ / _ ! / _ ! / _ *** В произведении использованы различные выразительные средства лексики: - инверсия: (Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности ) - метафора:в морщинах лоб от тяжести ума; В глазах так много мудрости и боли, (Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным) - эпитет:великий пианист, изящные руки, аккуратные пальцы (Эпитет -определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.) - сравнение: Белеет, словно соль морская, борода... (Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое.) - гипербола:И до небес синеет дальних гор гряда. (Гипербола — преувеличение) *** Стихотворение написано со сбоем в клаузулах и в количестве слогов (разнятся от 10 до 14). Всё это приводит к нарушению ритма при прочтении. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины «Старый рыбак». Итог:
|
|||
|