Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тивадар Костки Чонтвари «Старый рыбак» (1902) - поэтическая дуэль



Тивадар Костки Чонтвари «Старый рыбак» (1902) - поэтическая дуэль

Стих №1

Рыбак

Сидит старик, устало опершись на палку.
Белеет, словно соль морская, борода...
За ним – рабочих жизнь кипит уж спозаранку,
И до небес синеет дальних гор гряда.

Быть может, он в душе - поэт.
В глазах так много мудрости и боли,
Но все же в них горит надежды свет
И отражается бушующее море.

Быть может, он великий пианист –
Изящны руки, пальцы аккуратны...
Но к музыке портовый гул и свист
Ему дорогу перекрыли безвозвратно.

Ему философа был, может, уготован путь,
В морщинах лоб от тяжести ума.
Но у людей вокруг проста мышленья суть –
Лишь отличают, где у лодки нос, а где корма.

Он, может, и отец, и дед, и прадед...
Учитель, коих свет во век не знал.
Но он лишь пса по голове погладит –
Детей, как и жену, ему Бог не послал.

Он лишь рыбак. И жизнь его на каторгу похожа,
Лицо обветрено, и руки до локтей черны...
Пути судьбы неисповедимы, всё же.
Каких бы планов на неё не возлагали мы.

***

Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 24 строки).

1-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: палку — борода — спозаранку — гряда.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: AbAb — перекрёстная 

2-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: поэт — боли -свет — море.
Клаузулы: мужск — женск — мужск — женск
Рифмовка: аBаB — перекрёстная 

3-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: пианист — аккуратны — свист — безвозвратно.
Клаузулы: мужск — женск — мужск — женск
Рифмовка: аBаB — перекрёстная

4-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: путь — ума — суть — корма.
Клаузулы: мужск — мужск — мужск — мужск
Рифмовка: abab — перекрёстная  

5-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: прадед — знал — погладит — послал.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: AbAb — перекрёстная 

6-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: похожа — черны — всё_же — мы.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: AbAb — перекрёстная 

***

Сидит старик устало опершись на палку
-! -! -!- --! ! !- (13 слогов)
Белеет словно соль морская борода
-!- !- ! -!- --! (12 слогов)
За ним рабочих жизнь кипит уж спозаранку
! ! -!- ! -! ! --!- (13 слогов)
И до небес синеет дальних гор гряда
! ! -! -!- !- ! -! (12 слогов)
Быть может он в душе поэт
! !- ! -! -! (8 слогов)
В глазах так много мудрости и боли
-! ! !- !-- ! !- (11 слогов)
Но все же в них горит надежды свет
! ! ! ! -! -!- ! (10 слогов)
И отражается бушующее море
! --!-- -!--- !- (13 слогов)
Быть может он великий пианист
! !- ! -!- --! (10 слогов)
Изящны руки пальцы аккуратны
-!- !- !- --!- (11 слогов)
Но к музыке портовый гул и свист
! !-- -!- ! ! ! (10 слогов)
Ему дорогу перекрыли безвозвратно
-! -!- --!- --!- (13 слогов)
Ему философа был может уготован путь
-! -!-- ! !- --!- ! (14 слогов)
В морщинах лоб от тяжести ума
-!- ! ! !-- -! (10 слогов)
Но у людей вокруг проста мышленья суть
! ! -! -! -! -!- ! (12 слогов)
Лишь отличают где у лодки нос а где корма
! --!- ! ! !- ! ! ! -! (14 слогов)
Он может и отец и дед и прадед
! !- ! -! ! ! ! !- (11 слогов)
Учитель коих свет во век не знал
-!- !- ! ! ! ! ! (10 слогов)
Но он лишь пса по голове погладит
! ! ! ! ! --! -!- (11 слогов)
Детей как и жену ему Бог не послал
-! ! ! -! -! ! ! -! (12 слогов)
Он лишь рыбак И жизнь его на каторгу похожа
! ! -! ! ! -! ! !-- -!- (15 слогов)
Лицо обветрено и руки до локтей черны
-! -!-- ! !- ! -! -! (14 слогов)
Пути судьбы неисповедимы всё же
-! -! ----!- ! ! (12 слогов)
Каких бы планов на неё не возлагали мы
-! ! !- ! -! ! --!- ! (14 слогов)

***

си-ДИТ/ ста-РИК/, у-СТА/-ло о/-пер-ШИСЬ/ на ПАЛ/-ку.
бе-ЛЕ/-ет, СЛОВ/-но СОЛЬ/ мор-СКА/-я, бо/-ро-ДА/…
за НИМ/ ра-БО/-чих ЖИЗНЬ/ ки-ПИТ/ уж спо/-за-РАН/-ку,
и ДО/ не-БЕС/ си-НЕ/-ет ДАЛЬ/-них ГОР/ гря-ДА/

Стихотворение написано разностопным ямбом с применением безударного пиррихия.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «!» обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _ !

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения. 

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:

_ ! / _ ! / _ ! / _ _ / _ ! / _ ! / _
_ ! / _ ! / _ ! / _ ! / _ _ / _ ! /
_ ! / _ ! / _ ! / _ ! / _ _ / _ ! / _
_ ! / _ ! / _ ! / _ ! / _ ! / _ ! /

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:
Сидит старик, устало опершись на палку.
Белеет, словно соль морская, борода...
За ним – рабочих жизнь кипит уж спозаранку,
И до небес синеет дальних гор гряда.

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:в морщинах лоб от тяжести ума;

В глазах так много мудрости и боли,
Но все же в них горит надежды свет
И отражается бушующее море.

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:великий пианист, изящные руки, аккуратные пальцы (Эпитет -определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.)

- сравнение: Белеет, словно соль морская, борода...

(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое.)

- гипербола:И до небес синеет дальних гор гряда.

(Гипербола — преувеличение)

***

Стихотворение написано со сбоем в клаузулах и в количестве слогов (разнятся от 10 до 14). Всё это приводит к нарушению ритма при прочтении. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины «Старый рыбак».

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.