|
|||
Актуальность.Актуальность. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкоймоторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкиедвижения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Дети «мыслят руками», не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность. Известно и то, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.) Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развиваютмозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнкамелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитиеммелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками иладонями. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннеговозраста обусловлена, и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Формирование мелко моторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. С помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка. От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь. Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для дошкольника: · отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности; · сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным; · недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания; · неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы; · если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета; · такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами. Гипотеза: систематизированная планомерная работа будет способствовать развитию мелкой моторики. Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Задачи: 1. Подобрать картотеку пальчиковых игр, практических заданий, настольных игр, подготовить дидактический материал. 2. Разучить с детьми пальчиковые игры, ввести их в систематическую практическую деятельность детей. 3. Формировать навыки предметной деятельности детей, самообслуживания. 4. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов; 5. Обогатить развивающую среду пособиями по развитию мелкой моторики; привлечь родителей к изготовлению. 6. Развивать эмоциональную отзывчивость; 7. Развивать коммуникативные навыки. Ожидаемый результат: 1. Разработан комплекс игровых материалов по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды детской деятельности. 2. Систематизирован материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения). 3. Сформированы навыки самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями. 4. Обогащена предметно - пространственная развивающая среда по теме проекта. 5. К реализации проекта привлечено 11 семей воспитанников. Этапы работы: 1 этап – подготовительный: - Выбор темы, постановка целей и задач; - Сбор литературного материала; - Знакомство родителей с содержанием проекта; - Анкетирование родителей по данной теме; - Подбор материала для игр и занятий. - Подбор картотеки пальчиковых игр; 2этап – основной: НОД: Ознакомление с окружающим: «Тонет – не тонет», «Знакомство с крупой». Развитие речи: д/и «Рыбалка», д/и «Достань, что скажу», д/и «Сортируем макароны», д/и «Рисование на манке». Художественное творчество: лепка «Рыбка», «Покормим Петушка», рисование «Волны», «Зёрнышки для Петушка». Свободная деятельность: - Массаж рук с помощью подручных предметов (шишки, ребристые мячики, пробки, грецкие орехи, карандаши). - Упражнения пальчиковой гимнастики: «Семья», «Дом», «Ножки», «Яблочко», «Коза рогатая», «Ладушки», «Солнышко», «Сорока – ворона», «Лыжи», «Замочек», «Рыбка», снятие кожуры с банана. - Проведение д/игр:«Спрячь зайца от лисы», «Воздушные шары», «Птичка в клетке», «Спрячь мышонка от кота», «Подбери блюдца к чашке», «Большие и маленькие мячики», «Бусы», «Маленькие и большие», «Попробуй расстегни», «Сортируем макароны», «Помоги найти маму», «Заплатки», игра с пирамидкой, с пазлами, рассматривание иллюстраций к книгам, игры с водой, игры с крупой, игры с пробками. - Проведение п/игр:«Ловим мыльные пузыри», «Птички в гнёздышках», «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль». Сюжетно – ролевые игры: «Варим кашу», «Моем игрушки». Игры с прищепками: «Ёжик», «Подсолнух», «Тучка», «Солнышко», «Цветок», «Стирка», «Ёлочка», «Разложи по цвету прищепки», «Пристегни по цвету», «Рыбка». Художественное творчество: лепка «Блинчики», «Колобок», «Оладушки», рисование «Дорисуй ёжику колючки», «Крупа», ладошками «Цветы для мамы». Конструирование: «Корабль», «Терем – теремок», «Разноцветные башни». Работа с родителями:консультации «Что такое мелкая моторика», «Развитие мелкой моторики рук», «Игры и упражнения для развития мелкой моторики», оформление папок – передвижек. Мастер - классы с родителями «Игры дома для развития мелкой моторики», « Как сделать игры своими руками», рассматривание и характеристика покупных игр и игр, сделанных своими руками, которыми играют дети в группе. Продукты проектной деятельности:благодаря проекту пополнилась предметно – развивающая среда группы. Дети охотно играют в игры сделанные руками воспитателей и родителей. Д/И «Воздушные шары», «Спрячь мышонка от кота», «Птичка в клетке», «Подбери блюдца к чашкам», «Спрячь зайца от лисы», «Прищепки», «Подбери колёса к машинам», «Заплатки», «Геометрическая матрёшка», «Сортируем макароны», игры с пробками, с крупой, с водой.
3 этап – заключительный: Подведение итогов, вывод по теме проектной деятельности. Показ презентации сотрудникам детского сада; НОД «В поисках колобка». Итоги проекта: Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста мы добилась определенных результатов. У детей прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук. Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, уменьшилась скованность движений. Подавляющее большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания. Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы мы видим в проявлении интереса детей к различным видам деятельности. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада мы смогли добиться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Поистине «таланты детей находятся на кончиках их пальцев». Так давайте же их целенаправленно развивать каждый день, проводя пальчиковую гимнастику, развивая графические навыки и делая самомассаж пальцев.
|
|||
|