Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Профессиональное самоопределение специалиста



Урок 22.12.2021

1 Профессиональное самоопределение специалиста

Формирование профессиональной пригодности, становление профессионала неразрывно связаны с самоопределением личности. Понять феномен самоопределения можно через внутреннюю обусловленность активности человека. Самоопределение личности - это активная деятельность по преобразованию собственной жизни и внешней действительности.

Именно активное самоопределение, которое выражается в реальных

действиях, приводит к формированию и развитию внутренних условий, создающих возможности для развития личности и дальнейшего самоопределения.

Профессиональное самоопределение можно представить как сложный, многоэтапный процесс, включающий целый ряд процедур: профессиональное просвещение, индивидуальное профконсультирование, профориентирование. Также данный процесс необходимо рассматривать как деятельность человека, направленную на познание мира профессий, осознание своих интересов и возможностей, на построение личных профессиональных планов соответственно избранной области будущей профессиональной деятельности.

Для профессионального самоопределения необходимы знания социально-экономических и правовых норм той социальной среды, в которой собирается работать человек, выбирающий профессию.

 

Ряд выводов:

1. Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Сущностью профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

4. Актуализация профессионального самоопределения личности активизируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.

5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

 

Пять уровней самореализации человека:

1) агрессивное неприятие выполняемой деятельности (деструктивный уровень);

2) стремление мирно избежать данной деятельности;

3) выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по

инструкции (пассивный уровень);

4) стремление усовершенствовать, сделать по-своему отдельные

элементы выполняемой работы;

5) стремление обогатить и усовершенствовать выполняемую

деятельность в целом (творческий уровень).

 

Результатом профессионального самоопределения личности является принятие решения о выборе профессии, которое можно рассмотреть по схеме:

1. Самостоятельное оставление общей обзорной ориентировки в мире профессий;

2. самостоятельное определение возможностей и ограничений, связанных с реальностью и подразделение их на три степени значимости: а) с которыми нужно считаться, б) с которыми лучше считаться, в) которыми можно пренебречь;

3. сбор сведений по выбранной профессии с учётом запасных вариантов;

4. продумывание вариантов шагов по освоению профессии;

5. мысленное продумывание элементов структуры личного

профессионального плана;

6. принятие окончательного решения о выборе профессии.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.