|
|||
Профессиональное самоопределение специалистаСтр 1 из 3Следующая ⇒ Урок 22.12.2021 1 Профессиональное самоопределение специалиста Формирование профессиональной пригодности, становление профессионала неразрывно связаны с самоопределением личности. Понять феномен самоопределения можно через внутреннюю обусловленность активности человека. Самоопределение личности - это активная деятельность по преобразованию собственной жизни и внешней действительности. Именно активное самоопределение, которое выражается в реальных действиях, приводит к формированию и развитию внутренних условий, создающих возможности для развития личности и дальнейшего самоопределения. Профессиональное самоопределение можно представить как сложный, многоэтапный процесс, включающий целый ряд процедур: профессиональное просвещение, индивидуальное профконсультирование, профориентирование. Также данный процесс необходимо рассматривать как деятельность человека, направленную на познание мира профессий, осознание своих интересов и возможностей, на построение личных профессиональных планов соответственно избранной области будущей профессиональной деятельности. Для профессионального самоопределения необходимы знания социально-экономических и правовых норм той социальной среды, в которой собирается работать человек, выбирающий профессию.
Ряд выводов: 1. Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. 2. Сущностью профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. 3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии. 4. Актуализация профессионального самоопределения личности активизируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др. 5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
Пять уровней самореализации человека: 1) агрессивное неприятие выполняемой деятельности (деструктивный уровень); 2) стремление мирно избежать данной деятельности; 3) выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции (пассивный уровень); 4) стремление усовершенствовать, сделать по-своему отдельные элементы выполняемой работы; 5) стремление обогатить и усовершенствовать выполняемую деятельность в целом (творческий уровень).
Результатом профессионального самоопределения личности является принятие решения о выборе профессии, которое можно рассмотреть по схеме: 1. Самостоятельное оставление общей обзорной ориентировки в мире профессий; 2. самостоятельное определение возможностей и ограничений, связанных с реальностью и подразделение их на три степени значимости: а) с которыми нужно считаться, б) с которыми лучше считаться, в) которыми можно пренебречь; 3. сбор сведений по выбранной профессии с учётом запасных вариантов; 4. продумывание вариантов шагов по освоению профессии; 5. мысленное продумывание элементов структуры личного профессионального плана; 6. принятие окончательного решения о выборе профессии.
|
|||
|