|
|||
Южный федеральный университет. Кафедра Отечественной истории ХХ-ХХI вв.. Ростов-на-Дону 2022. ВВЕДЕНИЕСтр 1 из 4Следующая ⇒
Федеральное государственное автономное образовательное Учреждение высшего образования Южный федеральный университет Институт истории и международных отношений Кафедра Отечественной истории ХХ-ХХI вв. Экзаменационная творческая работа на тему: «Свобода индивида в обществе и свобода индивида в группе. Сильная личность». Выполнила: Резванова Виктория Владимировна Студентка 2 курса, 8 группы Преподаватель: Денисова Галина Сергеевна Ростов-на-Дону 2022 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 16
ВВЕДЕНИЕ Тема свободы является одной из важнейших проблем социальной философии. Хотя к ней обращаются и другие научные дисциплины, такие как социология, этика, психология и т. д. Её изучение позволяет понять не только возможности реализации индивидом своего потенциала через характер свободы, но и осознать способ её конструирования, а также функционирования в рамках определённого общественного устройства. Определение и степень свободы трансформируются на каждом этапе исторического развития человечества. Её исследование весьма актуально, так как каждый раз появляются новые компоненты и способы познания, позволяющие на новом уровне взглянуть на проблему свободы индивида, переосмыслить её в условиях совершенно иных форм духовного, политического, экономического и технического развития общества. Размышления о свободе берут своё начало ещё в античности. Например, Платон говорил, что свобода приносит вред человеку. Афинский философ утверждал, что свобода – прерогатива государства. Но она не нужна человеку, она опасна. В средневековье меняется представление о свободе. Ее толкованием является преодоление религиозного фатализма. Эпоха Просвещения порождает также новое понимание свободы, которая основывается на признании силы человеческого разума и познания. Интересна трактовка свободы немецкого философа Иммануила Канта. Свободы нет, говорит он, всё на свете жестко детерминировано. При этом Кант поясняет: но так обстоит дело в мире интеллигибельном. Человек живет в двух мирах. Человек является феноменом, частью чувственного мира, тем самым существует по законам природы. Третья антиномия чистого разума, её антитезис звучит так: «Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы»[1]. Но, с другой стороны, человек ноумен, существо сверхчувственное, подчиненное идеалу. В этом случае свобода возможна, и она не детерминирована физическими законами. Большой вклад в понимание свободы внесла экзистенциальная философия, для которой проблема свободы является ключевой. Жан Поль Сартр писал, что «человек является свободным или он не человек...Человек обречен быть свободным»[2]. Свобода является тяжёлой ношей, и она обусловлена определённой ответственностью, которую человек несёт за свой свободный выбор. В своей книге «Бегство от свободы» мыслитель Эрих Фромм писал, что свобода вызывает ощущение неуверенности и бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Если человек хочет действовать, то он должен избавиться от этих ощущений, то есть свобода для него является тягостью и тем самым человек стремится избавиться от неё. Главные пути, по которым происходит бегство от свободы, — «это подчинение вождю, как в фашистских странах, и вынужденная конформизация, преобладающая в нашей демократии», – пишет Фромм. Мыслитель говорит, что индивид перестаёт быть собой, он перенимает шаблонные установки. Человек становится таким же, как все остальные – он ничем не отличается, а его поведение обусловлено тенденциями данного общества. Если индивидуализация может привести человека к чувствам одиночества, изолированности, то отказавшись от этого процесса человек сбрасывает с себя бремя свободы и избавляется от чувства собственной слабости и сомнений, тем самым попросту существуя в обществе и живя по его правилам. Выходит, что свобода – это выбор. И этот выбор делают не все. Актуальность проблемы свободы в России приобретает в начале XX столетия. Для чего же всё-таки нужна свобода человеку? Свобода нужна человеку для творчества. Свобода – это обязательное условие творчества. Большое значение в данном случае имеет философия Бердяева. Он писал, что свобода является безосновной основой бытия. Свобода – это независимость, она предполагает ответственность человека за свой выбор. Понимание свободы многогранно. Оно вбирает в себя мировоззренческие компоненты, религиозные, рациональные представления людей. Свобода индивида в обществе зависит от многих факторов, в том числе от политической реальности, сложившихся в социуме норм поведения, а также от жизненных ценностей. Но что представляет собой свобода индивида как в рамках определённой группы, так и в целом в обществе? Существует ли эта самая свобода, ощущаемая индивидом на личностном уровне, если общество формирует человека, поддерживает его и определяет парадигмы мышления, выходя за которые индивид может почувствовать себя отчуждённым от общества, «неправильным»? Индивид, стремясь стать персонализированным представителем в обществе, имея приобретённые социальные качества, развивая самосознание, переходит на этап становления личностью. Но полное её становление обеспечивается лишь в условиях автономии индивида. Если понятием «индивид» мы отмечаем связь человека с другими представителями его рода, «индивидуальностью» выделяем человека из массы, то «личностью» эта «элементарность» преодолевается, основываясь на гегелевской трактовке, именно свободой. Как связана свобода и сильная личность? И верно ли утверждение: «свободная личность – сильная личность?» В данной работе мы попытаемся ответить на поставленные вопросы, понять условия, при которых осуществляется осознание свободы индивидом, как она реализуется, охарактеризовать стороны сильной личности, основываясь на определённом примере, а в заключение попытаемся дать определение свободы на основе изученного материала. Ключевые слова:личность, свобода, индивид, общество, ответственность, свобода личности.
|
|||
|