|
|||
Общая информация.. Обзор сенсорных систем.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Общая информация.
Сенсорная интеграция (СИ) -бессознательный и постоянный процесс, цель которого - зафиксировать информацию, обработать её и выдать адаптивный ответ. Пример: мы ведём беседу, слышим сирену скорой помощи - оцениваем важность (зависит от того, ждём ли мы врачей) - оцениваем расстояние до источника звука - реагируем (не замечаем, поворачиваем голову, или бежим встречать машину). И всё это происходит практически одновременно и без особых усилий с нашей стороны. Выделим компоненты сенсорной обработки: Модуляция - оценка важности стимула и обеспечение надлежащего реагирования Дискриминация (различение) - оценка качеств стимула Праксис (моторное планирование) - организация реакции на стимул.
В теории СИ часто используют пирамиду развития навыков
Если имеются трудности в какой-либо области на вершине, мы идём к основанию и ищем нарушения в сенсорном развитии. Пример: Ребёнок с повышенной тактильной чувствительностью имеет нарушение в восприятии входящей сенсорной информации (любое прикосновение - болезненно), сложности с вниманием (всё направлено на защиту себя) и поведением (случайно легонько задели - в ответ драка). Работать в таком случае мы будем не с тем, что ребёнок дерётся, а с тактильной гиперчувствительностью, предполагая улучшение поведения после снижения восприимчивости.
Обзор сенсорных систем. Чаще всего мы работаем именно с тремя системами из основания. 1. Тактильная система. Не только руки, но вся кожа. Отвечает, например, за распознавание предметов и материалов, определение температуры, ощущение своих и чужих границ. Сюда же добавим оральную чувствительность - потребность в постоянных “острых” вкусах, или наоборот избегание определённых продуктов. Гипочувствительные дети: · Ищут материалы с сильной обратной связью (очень шершавые, пупырчатые, острые и т.п.) · Не замечают, когда задевают другого, наступают на ногу и т.д. · Любят пачкающие игры · Постоянно всё трогают · Не реагируют, когда руки и лицо грязные Гиперчувствительные дети:
2. Вестибулярная система- отвечает за равновесие, координацию, способность удерживать позу, стабилизацию глаз при повороте головы и т.д. Гипочувствительные дети: · Постоянно в поиске движений - бегают, прыгают, не могут усидеть на месте · Любят батуты, карусели. Очень любят · Качаются на стуле · Подбрасывают предметы в воздух · Крутят предметами перед глазами Гиперчувствительные дети:
3). Проприоцептивная система. Наша опора во всей работе. Информация, поступающая от мышц, связок и суставов. Даёт нам представление о расположении частей тела в пространстве и относительно друг друга, позволяет выстроить “схему тела”. Возможна только сниженная чувствительность:
Это лишь варианты видимых проблем. Сложности могут быть гораздо разнообразнее. Важно:дети часто сами показывают нам свои потребности, особенно при гипочувствительности - прыжки на кровати, как стимуляция проприоцептивной и вестибулярной систем. В СИ мы не используем термин “нежелательное поведение” - любые проявления ребёнка говорят нам о его потребностях в получении (или избегании) определённых ощущений. Тем не менее, понятна необходимость соблюдения норм социальных, безопасности и т.д. Наша стратегия - не только остановить ребёнка, но дать что-то взамен. Пример: ребёнок не сидит на стуле, а бегает по классу. Мы его тормозим, сажаем на подушку-балансир, а на перемене даём возможность напрыгаться впрок. Рекомендую наблюдать за детьми, повторять их действия и анализировать - какие системы работают?
Стратегии при повышенной чувствительности:
Пример: ребёнок боится громких звуков. Отводим его в спокойное, тихое место, прослушиваем с ним записи/играем на инструментах медленно и постепенно увеличивая громкость и продолжительность игры. С высокой вероятностью поможет вестибулярная и проприоцептивная стимуляция.
Стратегии при пониженной чувствительности:
Пример: при тактильной гипочувствительности играем с водой - ставим две миски с очень горячей и очень холодной водой, потихоньку стремимся к выравниванию температуры.
|
|||
|