Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общая информация.. Обзор сенсорных систем.



Общая информация.

 

Сенсорная интеграция (СИ) -бессознательный и постоянный процесс, цель которого - зафиксировать информацию, обработать её и выдать адаптивный ответ.

Пример: мы ведём беседу, слышим сирену скорой помощи - оцениваем важность (зависит от того, ждём ли мы врачей) - оцениваем расстояние до источника звука - реагируем (не замечаем, поворачиваем голову, или бежим встречать машину). И всё это происходит практически одновременно и без особых усилий с нашей стороны.


Выделим компоненты сенсорной обработки:
Регистрация - обнаружение стимула

Модуляция - оценка важности стимула и обеспечение надлежащего реагирования

Дискриминация (различение) - оценка качеств стимула

Праксис (моторное планирование) - организация реакции на стимул.

 

В теории СИ часто используют пирамиду развития навыков


 


 

Если имеются трудности в какой-либо области на вершине, мы идём к основанию и ищем нарушения в сенсорном развитии.

Пример: Ребёнок с повышенной тактильной чувствительностью имеет нарушение в восприятии входящей сенсорной информации (любое прикосновение - болезненно), сложности с вниманием (всё направлено на защиту себя) и поведением (случайно легонько задели - в ответ драка). Работать в таком случае мы будем не с тем, что ребёнок дерётся, а с тактильной гиперчувствительностью, предполагая улучшение поведения после снижения восприимчивости.

 

Обзор сенсорных систем.

Чаще всего мы работаем именно с тремя системами из основания.
Для упрощения не будем касаться нарушений каждого из компонентов сенсорной обработки, рассмотрим повышенную (гипер), или пониженную (гипо) чувствительность.
Важно помнить: чувствительность разная на разных участках тела, чувствительность время от времени изменяется.

1. Тактильная система. Не только руки, но вся кожа. Отвечает, например, за распознавание предметов и материалов, определение температуры, ощущение своих и чужих границ. Сюда же добавим оральную чувствительность - потребность в постоянных “острых” вкусах, или наоборот избегание определённых продуктов.

Гипочувствительные дети:

· Ищут материалы с сильной обратной связью (очень шершавые, пупырчатые, острые и т.п.)

· Не замечают, когда задевают другого, наступают на ногу и т.д.

· Любят пачкающие игры

· Постоянно всё трогают

· Не реагируют, когда руки и лицо грязные

Гиперчувствительные дети:

  • Не любят новую одежду, ярлычки, узкие рукава и вообще одеваться
  • Сопротивляются объятиям, прикосновениям
  • Не играют с песком, пластилином и т.п.
  • Не любят мыться, причесываться
  • Не любят находиться в непосредственной близости от других людей

 

2. Вестибулярная система- отвечает за равновесие, координацию, способность удерживать позу, стабилизацию глаз при повороте головы и т.д.

Гипочувствительные дети:

· Постоянно в поиске движений - бегают, прыгают, не могут усидеть на месте

· Любят батуты, карусели. Очень любят

· Качаются на стуле

· Подбрасывают предметы в воздух

· Крутят предметами перед глазами

Гиперчувствительные дети:

  • Боятся резких перемещений в пространстве
  • Избегают качелей, горок и т.д.
  • Легко теряют равновесие, кажутся неуклюжими
  • Цепляются за взрослого, которому доверяют
  • Могут испытывать страх среди хаотично движущихся детей

3). Проприоцептивная система. Наша опора во всей работе. Информация, поступающая от мышц, связок и суставов. Даёт нам представление о расположении частей тела в пространстве и относительно друг друга, позволяет выстроить “схему тела”.

Возможна только сниженная чувствительность:

  • Поиск сильных, глубоких ощущений - толкаться, прыгать, топать ногами, тянуть, носить тяжёлое, врезаться и т.д.
  • Любовь к сильным объятиям
  • Сложность в контроле силы (дети часто ломают предметы, больно берут за руку)
  • Возможна агрессия к себе и к окружающим
  • Трудности в освоении новых движений, копировании.

 

Это лишь варианты видимых проблем. Сложности могут быть гораздо разнообразнее.

Важно:дети часто сами показывают нам свои потребности, особенно при гипочувствительности - прыжки на кровати, как стимуляция проприоцептивной и вестибулярной систем. В СИ мы не используем термин “нежелательное поведение” - любые проявления ребёнка говорят нам о его потребностях в получении (или избегании) определённых ощущений. Тем не менее, понятна необходимость соблюдения норм социальных, безопасности и т.д. Наша стратегия - не только остановить ребёнка, но дать что-то взамен. Пример: ребёнок не сидит на стуле, а бегает по классу. Мы его тормозим, сажаем на подушку-балансир, а на перемене даём возможность напрыгаться впрок.

Рекомендую наблюдать за детьми, повторять их действия и анализировать - какие системы работают?

 

Стратегии при повышенной чувствительности:

  • Создаём максимально комфортную среду, убираем слишком раздражающий стимул
  • Идём от минимального воздействия, постепенно повышая интенсивность стимулов
  • От минимального времени взаимодействия к необходимому
  • От минимальных различий к более грубым
  • Опираемся на другие сенсорные системы.

Пример: ребёнок боится громких звуков. Отводим его в спокойное, тихое место, прослушиваем с ним записи/играем на инструментах медленно и постепенно увеличивая громкость и продолжительность игры. С высокой вероятностью поможет вестибулярная и проприоцептивная стимуляция.

 

Стратегии при пониженной чувствительности:

  • Даём сильное воздействие, переходим к более слабому
  • Подбираем очень контрастные ощущения
  • Постепенно уменьшаем время воздействия
  • Присоединяемся к деятельности ребёнка и усиливаем его ощущения

Пример: при тактильной гипочувствительности играем с водой - ставим две миски с очень горячей и очень холодной водой, потихоньку стремимся к выравниванию температуры.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.