Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Логопедическое сопровождение ребенка с общим недоразвитием речи,



Логопедическое сопровождение ребенка с общим недоразвитием речи,

имеющим укороченную уздечку.

Строганова Елена Николаевна,

учитель-логопед

МАДОУ № 12 д.Григорово Новгородской области

    В своей практике я часто сталкиваюсь с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звукопроизношение.

    Содержание данной статьи в доступной форме раскрывает логопедическое сопровождение ребёнка, имеющего укороченную подъязычную связку (уздечку).

Подъязычная связка

    В норме длина уздечки составляет 1.5 см.

    Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).

    Здесь два пути:

1. Оперативное вмешательство

2. Растяжение подъязычной уздечки

    Во время общения с родителями, остро встаёт вопрос о подрезании или не подрезании уздечки.

Подрезать или нет?

        Я рассматриваю два варианта.

В первом варианте ребёнок не может нормально питаться, правильно сосать, иногда это приводит к тому, что малыш заметно отстает в росте и весе от сверстников. Поэтому сразу после рождения такому ребёнку врачи обязательно осматривают полость рта ребенка, в случае укороченной уздечки языка они её подрезают.

    Во втором варианте, когда ребенка направляет к учитель-логопед, причиной обращения служит то, что ребёнок не произносит отдельные звуки, картавит или шепелявит. Ограничивая движения языка, укороченная уздечка затрудняет произношение нёбных звуков – «р», «д», «л» и т.д. Ребёнку трудно высовывать язык, при открытом рте он не может дотянуться кончиком языка до верхних резцов.

    Идеальный возраст для пластики уздечки языка – 5-9 лет.

    В этом случае проводится не просто подрезание уздечки, а полноценная операция, с наложением швов и последующим послеоперационным контролем. Иногда также требуется назначение лекарственных средств и выполнение некоторых рекомендаций с целью профилактики послеоперационных осложнений. Швы снимаются на четвёртый-шестой день. Прооперированный ребёнок еще долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений. Поэтому лучше растягивать уздечку, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность.

    Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая, на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).

    Я в своей практике используюПравила выполнения упражнений (по М.А. Поляковой):

1. При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко. Но в то же время так, чтобы ребёнок мок дотянуться кончиком языка до альвеол.

2. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.

3. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

А также эффективным считаю

    Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка Е. М. Косиновой, Е. Н. Краузе, О. А. Новиковская:

              «Маляр»

    Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

              Красить комнаты пора.

              Пригласили маляра.

              Челюсть ниже опускаем.      

              Маляру мы помогаем.

              «Лошадка»

    Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

              Едем, едем на лошадке

              По дорожке гладкой,

              В гости нас звала соседка

              Кушать пудинг сладкий.

              Мы приехали к обеду,

              А соседки дома нету.

 

              «Грибок»

    Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

              Я стою на ножке тонкой,

              Я стою на ножке гладкой,

              Под коричневою шляпкой

              С бархатной подкладкой.

        

              «Гармошка»

    Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

              На гармошке я играю,

              Рот по шире открываю,

              К нёбу язычком прижму,

              Ниже челюсть отведу.

        

              «Барабан»

    Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук   Д –Д – Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребёнок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щётки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

              В барабан мы сильно бьем  

              И все вместе мы поём:

              «Д –д – д – д!»

 

              «Качели»

    Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

                  

На качелях я качаюсь

              Вверх-вниз, вверх-вниз.

              Я всё выше поднимаюсь,

              А потом – вниз.

              «Дотянись до носа»

    Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу опустить к верхней губе. Следите чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

               «Футбол»

    Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики

              «Котёнок»

    На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья), предложить ребёнку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженное.

              «Грибок с элементами самомассажа»

    Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

Широко использую механическую помощь при выполнении артикуляционных упражнений.

        Если язычок провисает и ребёнок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берёт зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.