|
|||
Средства синтаксической связи и построения синтаксических ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 4. Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц. Для построения синтаксических единиц употребляются словоформы, служебные слова, типизированные лексические элементы, интонация, порядок слов и др. Они служат также и для оформления синтаксических связей и отношений. С л о в о ф о р м ы как минимальные элементы синтаксических построений своими лексико-грамматическими свойствами обслуживают смысловую сторону синтаксических построений, а элементами словоформ, имеющими синтаксическое значение, являются окончания и предлоги. Основной функцией о к о н ч а н и я является выражение синтаксических связей и отношений между словоформами в составе словосочетаний и предложений. Поэтому окончание называют служебной морфемой. Особенно важна роль окончаний при оформлении подчинительной связи: при согласовании и управлении. П р и м е ч а н и е . Из других морфем для синтаксиса в некоторых случаях важны приставки (префиксы), особенно те, которые входят в состав глагольных форм. Нередко они обусловливают сочетательные (валентные) свойства глагольных форм и соотносятся по своей роли с предлогами: войти в комнату, дойти до леса, отдыхать от работы, съехать с горы и т. п. В состав словоформ входят п р е д л о г и , дополняющие и усиливающие служебную роль окончаний. В предложении На холодном сером мраморе листья желтые лежат (Кедрин) 6 словоформ (предлог на является частью словоформы на мраморе, несмотря на то что он отделен от существительного прилагательными). Связи и отношения между словоформами в этом предложении (и словосочетаниях,которые в этом предложении есть) оформляются при помощи окончаний и предлога на. Особенно ярко проявляется роль производных предлогов в выражении синтаксических связей и отношений, так как они, сохраняя живые словообразовательные связи со знаменательными словами, конкретизируют и уточняют семантику тех словоформ, в состав которых они входят. Ср.: у дома — около дома, напротив дома, позади дома,мимо дома, вокруг дома, вдоль дома и т. д. Важными средствами построения синтаксических единиц являются и другие служебные слова — союзы и частицы. С о ю з ы , связывая между собой однородные члены предложения, части сложных предложений и компоненты сложного синтаксического целого, выражают их грамматические значения. Например, подчинительные союзы когда, прежде чем, после того как и др. выражают значение времени, потому что, так как, ибо и др.— значение причины, так что — значение следствия. Менее яркими сигнализаторами грамматических значений являются сочинительные союзы, но и они выражают смысловые отношения между сочиняемыми компонентами. Эти оттенки с разной степенью четкости осознаются говорящими, для которых русский язык является родным. Разряд союзов постоянно пополняется. Их функции принимают на себя некоторые знаменательные части речи, модальные слова, частицы. Союзы часто сопровождаются смысловыми конкретизаторами, уточняющими, дифференцирующими выражаемые значения: и все-таки, и все же, и поэтому и т. п. Ср.: Не только люди, но и идеи могут вызывать приливы ненависти (Паустовский) — И люди, и идеи могут вызывать... Увеличение круга союзных средств обусловлено стремлением уточнить оттенки семантики высказываний. Ч а с т и ц ы и их сочетания могут образовывать нечленимые предложения (Да. Нет. А как же! Ну и что же! Еще бы! И т. д.), оформлять синтаксические значения предложений, членов предложения, выступать как семантические конкретизаторы, самостоятельно выполнять функции средств связи синтаксических единиц, выделять смысловой центр высказываний и т. д. Частицы не включаются в состав членов предложения, если оформляют грамматическое значение в с е г о предложения. Например: Неужели при тысячеградусных температурах в кабине останутся комнатные условия? (Степанов). В остальных случаях частицы, как и предлоги, входят в состав членов предложения: Кудрявые кусты сирени кое-где как будто посыпаны были сверху чем-то белым и лиловым (Л. Толстой). Важную роль в построении синтаксических конструкций играют лексические средства языка, которые получили название типизированных. К ним относятся местоименные слова: вопросительные и относительные (кто, что, который, где, куда и т. д.), указательные (это, тот, такой и др. в разных формах; там, туда, поэтому и под.); лексико-семантические группировки слов других знаменательных частей речи (они могут быть объединены тематически, а также синонимическими или антонимическими связями и т. д.). Типизированные лексические средства принимают участие и в образовании (построении) простых предложений. Так, вопросительные местоименные слова являются одним из средств оформления вопросительных предложений, лексико-грамматическая группа безличных глаголов (светает, морозит и под.) образует структурный центр односоставных безличных предложений; тематическая группа глаголов со значением речи (говорить, сказать и под.) —компонент предложений с прямой речью и т. д. Для строения синтаксических единиц очень важен п о р я д о к их компонентов, который определяется семантическими и структурными факторами. В русском языке порядок компонентов синтаксических единиц имеет два типа: прямой (фиксированный) и инверсированный(свободный).При прямом порядке каждый компонент синтаксических построений занимает определенное место, при свободном — компоненты могут изменять свое место.Одним из средств выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски синтаксических единиц является и н т о н а ц и я, составные элементы которой — мелодика речи (повышение и понижение голоса при произнесении предложений), ритм, темп и тембр речи, а также логическое ударение, выделяющее в предложении информативный центр. Интонация включается в число существенных признаков предложения, так как она является одним из показателей завершенности, целостности предложения в устной речи; интонация оформляет типы простых предложений, выделяемых по цели высказывания, придает им эмоциональную окраску, выражает синтаксические связи и отношения между членами предложения и т. д. Интонация очень важна ипри выражении речевого смысла предложения: она может положи-тельную оценку превратить в отрицательную и т. д. Интонационная характеристика синтаксических единиц в письменной речи (в языке художественной литературы) часто дается с помощью лексико-семантических групп слов, выполняющих функции обстоятельств образа действия, при глаголах речи: с упреком, с укором... сердито, радостно... быстро, медленно...; тихо, громко... с ударением на...и т. п.В построении синтаксических конструкций обычно участвует несколько средств. 5. Грамматические значения синтаксических единиц. В морфологии у частей речи разграничиваются лексические и грамматические (категориальные, общеграмматические) значения. Так же и в синтаксисе. Все синтаксические единицы и их компоненты имеют л е к с и ч е с к и е (речевые, индивидуальные) и г р а м м а т и ч е с к и е (языковые, синтаксические, категориальные и т. д.) значения. Рассмотрим в самом общем виде различие между лексической и грамматической семантикой на примере некоторых словосочетаний и предложений. Возьмем два ряда словосочетаний: теплый день, великолепный дворец, ироническая улыбка; петь песни, лить слезы, сдавать зачеты. Каждое из этих словосочетаний имеет свое лексическое значение, обусловленное лексическими значениями слов, входящих в эти словосочетания. Кроме того, первая группа словосочетаний отличается от второй грамматическим значением, обусловленным различным строением этих словосочетаний. Так, первый ряд имеет общее грамматическое значение — «предмет и его признак» (определительные отношения), общим грамматическим значением второго ряда является «действие и предмет, на который переходит действие» (объектные отношения) .Эти общие значения и называются грамматическими значениями словосочетаний. Вопрос о семантике предложений является в настоящее время предметом острых споров, однако некоторые положения уже вошли в практику вузовского и школьного преподавания, так как без внимания к семантике нельзя изучать синтаксические единицы. В предложениях Студенты слушают лекции; Ученики учат уроки; Фермеры убирают урожай — грамматическое значение — сообщение о предмете и его действии (предикативном признаке). В предложениях Слушают ли лекции студенты? Учат ли уроки ученики?— грамматическое значение — вопрос о предмете и его действии. В предложениях Студенты, слушайте лекции! Ученики, учите уроки! Фермеры, убирайте урожай! — грамматическое значение — побуждение к действию. Эти общие значения предложений можно дополнить грамматическим значением словосочетаний: слушают лекции, учат уроки,убирают урожай («действие, переходящее на предмет»).Сравним следующий ряд предложений: Студенты слушают лекции; Студенты работают с книгой; Лучшие наши студенты работают много; Студенты работают по вечерам; Студенты работают в библиотеке и т. д. У всех этих предложений общее грамматическое значение — «сообщение о предмете и его действии». Различие определяется не только разным речевым, но и разным типовым значением словосочетаний: объектных, определительных, обстоятельственных. Таким образом, грамматическая (языковая, синтаксическая) семантика — это общее значение синтаксических единиц одинакового строения. Лексическая семантика — это речевое, конкретное, индивидуальное значение той или иной синтаксической единицы, связанное с лексическими значениями слов и словоформ. Литература 1.Грамматика современного русского литературного языка. М., 1970. 2.Русская грамматика. Т. II. Синтаксис. М., 1980. 3.Современный русский язык. Ч. III. Синтаксис. Пунктуация / Под ред. В.В. Бабайцевой, Л.Ю. Максимов. М., 1987. 4.Современный русский литературный язык. / Под ред. П.А. Леканта. М., 1996. 5. Грамматика русского языка: Синтаксис.— М., 1960.— Т. 2.— Ч. I.
|
|||
|