Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция №1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СИНТАКСИСА



Лекция №1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СИНТАКСИСА

1. Предмет синтаксиса.

 2. Система синтаксических единиц.

 3. Синтаксические связи и отношения.

4. Средства синтаксической связи и построения синтаксических

единиц.

5. Грамматические значения синтаксических единиц.

 

1. Предмет синтаксиса.

       Термин «синтаксис» употребляют для обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке. С и н т а к с и с я з ы к а — это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц. С и н т а к с и с как н а у к а — это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.«Синтаксис» — греческое слово (syntaxis), буквально значит «составление», «построение», «строй». Действительно, синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, как, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы. Фундаментальные понятия синтаксиса — это понятия о системе синтаксических единиц, о синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксической) семантике.

 

 2. Система синтаксических единиц. Синтаксические единицы —

это конструкции, в которых элементы (компоненты) их объединены синтаксическими связями и отношениями.В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ),которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова.Так, в предложении К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин) 7 слов, но 5 словоформ, так как предлог является элементом формы слова и входит в состав членов предложения. В этомпредложении количество словоформ и членов предложения совпадает, но такое соотношение наблюдается не всегда. В предложении Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву (Л. Толстой)7 словоформ, но 5 членов предложения.Словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе. В синтаксисе словоформы рассматриваются как строевые элементы синтаксических единиц.

   Из словоформ строятся словосочетания: теплый дождь, половина ночи, начинать моросить и т. п.

    Из словоформ и словосочетаний строятся простые предложения:

С половины ночи начинал моросить теплый дождь (Паустовский).

  Из простых предложений строятся сложные предложения, различающиеся степенью смысловой и грамматической спаянности. Так, из

предложений Ветер дул с суши и У берега вода была спокойна можно бразовать сложное бессоюзное, сложносочиненное и сложноподчиненное предложения: Ветер дул с суши — у берега вода была спокойна; Ветер дул с суши, и у берега вода была спокойна; Если ветер дул с суши, у берега вода была спокойна. (Возможны и другие варианты сложных предложений).

        Из простых и сложных предложений строится сложное синтаксическое целое .Например: Наш народ всегда любил, знал и ценил лес. Недаром столько сказок и песен сложено о наших дремучих лесах. В лесах — наше будущее, судьба наших урожаев, наших полноводных рек, нашего здоровья и, в известной мере, нашей культуры .Поэтому лес надо беречь, как мы бережем жизнь человека, как мы бережем нашу культуру и все достижения нашей необыкновенной эпохи (Паустовский). В этом сложном синтаксическом целом простые и сложные предложения объединены общей микротемой. Средствами выражения межфразовых связей и отношений являются интонация (в устной речи), порядок слов, местоименное наречие поэтому и повтор словоформ лес и наш. Итак, основными синтаксическими единицами являются словосочетание, предложение (простое и сложное),сложное синтаксическое целое. Такая иерархия синтаксических единиц отражает взгляд на них «снизу».

    Синтаксические единицы можно рассматривать и в иной после-довательности («сверху»): сложное синтаксическое целое членить на простые и сложные предложения, сложные предложения — на простые (предикативные части), предикативные части—на сочетания слов (в том числе и словосочетания), а в сочетания слов и предложениях выделять словоформы (члены предложения).

        Эти два подхода к выделению синтаксических единиц отражают разные уровни системы синтаксиса, в которой единицы более низкого уровня входят в единицы более высокого уровня и, наоборот, единицы более высокого уровня членятся на единицы более низкого уровня. Синтаксические единицы более низкого уровня в построениях более высокого уровня выступают как элементы (компоненты), которые вступают друг с другом в синтаксические

связи и отношения.

 3. Синтаксические связи и отношения. Синтаксические связи и отношения между элементами (компонентами) синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений .

Синтаксическая связь является выражением взаимосвязи элементов в синтаксических единицах. Основные виды синтаксической связисочинение и подчинение.

При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты, при подчинении — синтаксически неравноправные: один выступает как главный, другой — как зависимый. Сочинительной связью соединяются однородные члены и части сложносочиненных предложений, подчинительной — словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчиненных предложений.

  Синтаксические связи элементов синтаксических единиц выражают синтаксические (смысловые) отношения, в которых отражаются отношения между предметами и явлениями действительности. Действительность отражается в языке через обобщение в логических и психологических категориях: суждениях, понятиях и представлениях. Язык выполняет функцию общения только потому, что в нем формируется и выражается мысль.

Синтаксис в системе языка начинается там, где есть синтаксические отношения между элементами.

Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные.

Предикативные отношения характерны для грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого.

Непредикативные отношения в свою очередь делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные (определительные), объектные и обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами всех синтаксических единиц. Под влиянием синтаксических отношений элементы могут изменить некоторые свои свойства. Так, словоформа в космосе имеет лексико-грамматическое значение места. В словосочетании полеты в космосе (ср.: космические полеты) между словоформами полеты и в космосе возникают атрибутивные отношения, которые осложняют лексико-грамматическое значение субстантивной словоформы в космосе.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.