|
|||
Курсовая работа Ценообразование и ценовая политика ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие цены, её роль и основные функции
1.2. Виды цен
1.3 Механизм образования цен
2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
2.1. Зависимость процесса ценообразования от характеристики рынка
2.2. Основные черты рынка совершенной конкуренции
2.3. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции
3.ОСОБЕННОСТИ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
3.1 Механизм ценообразования на предприятии
3.2 Методы ценообразования на предприятии
3.3. Ценовая политика предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена значением ценообразования в современной экономике. С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в Российской Федерации, как и в развитых странах, в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роли в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
Одной из главных проблем, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли промышленности и регионы страны.
Неразрешенной остается проблема естественных монополий. В комплексе образуя производственную инфраструктуру государства, они являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьбы с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.
Целью курсовой работы является изучить особенности ценообразования в условиях совершенной конкуренции.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать понятие цены, её роли и основным функциям. Рассмотреть виды цен.
Изучить механизм образования цен.
Проанализировать зависимость процесса ценообразования от характеристики рынка.
Выяснить основные черты рынка совершенной конкуренции.
Выяснить особенности ценообразования в условиях совершенной конкуренции.
Проследить значение ценообразования на предприятиях.
Объект данной курсовой работы – цена и ценообразование.
Предмет – особенности цены при совершенной конкуренции.
Степень разработанности данной темы достаточно велика. Проблемами ценообразования занимались следующие ученые: Донскова С.В., Елагина А.С. Донскова С.В., Евдокимова Ж.В. Есипов В.Е. Капитоненко В. и др.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, девяти подпунктов, заключения и списка литературы.
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 1.1. Понятие цены, её роль и основные функции Цена есть экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.
Высокая цена означает, что вещь дорогая и её покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако такое простейшее определение не даёт в руки ключ к пониманию, какой должна быть цена, как она зарождается, как действует ценовой механизм.
Цена – это денежное выражение стоимости товара. Стоимость – это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда [13, c. 31].
Существуют различные виды цен. Так, в зависимости от характера обслуживаемого оборота цену подразделяют на оптовые (отпускные), закупочные и розничные.
Оптовые (отпускные) цены устанавливаются на промышленную продукцию для производителей, т. е. это цены, по которым сельскохозяйственные предприятия и организации продают государству произведённую ими сельскохозяйственную продукцию.
Розничная цена – цена, по которой продаётся товар населению поштучно или мелкими партиями, в розницу.
Также существуют договорные, государственные и мировые цены.
Договорные цены – подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рыночных условий. Свободные цены могут быть изменены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырьё, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.
Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются вовсе не на продукцию государственных предприятий, а на продукцию предприятий-монополистов, базовые (для экономики данной страны) ресурсы, а также на социально значимые товары. В зависимости от этого государственные цены могут быть фиксированные, регулируемые и предельные.
Фиксированная цена – это твёрдо уставленная государством цена. Примером могут служить тарифы на электрическую энергию, отпускаемую на коммунально-бытовые нужды для населения. Регулируемая цена – это цена, установливаемая органами государственной власти и управления или органами исполнительной власти на местах по соответствующей номенклатуре продукции. Цены устанавливаются в соответствии с методами, правилами и нормативами, определяемыми органами. Цена предельная – государственная цена товара, ограниченная размерами, установленными органами власти и управления, цена реализации может быть ниже предельного уровня, но не выше его. Мировые цены – цены, применяемые при реализации товаров на мировом рынке [12, c. 17].
Долгие десятилетия наша экономика работала в условиях директивного, планового ценообразования, когда цены назначались сверху. Единственно возможным путём перехода к рыночной экономике является полный и сознательный отказ от директивного ценообразования и переход к системе свободных рыночных цен с частичным их регулированием со стороны правительства. В этом варианте кардинально меняются место и роль цен в управлении экономикой. Цена представляет собой один из стержневых элементов, определяющих условия перехода к рынку. Роль цены заключается в том, что:
Свободные цены выступают инструментом поддержания равновесия спроса и предложения. Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение, т. е. цена информирует всех о том, при какой цене будет иметь смысл обеспечить данный объём предложения и предъявить данный объём спроса. Всё, что буде произведено сверх данного объёма, станет бессмысленной потерей ограниченных ресурсов общества. Всё, что будет недопроизведено, станет социальным ущербом для всех, так как будет означать бессмысленное замедление общего движения страны к более высокому уровню благосостояния. При помощи цены определяются, анализируются и прогнозируются пропорции производства, выявляя его подлинную, а не мнимую «эффективность». Ценой измеряется эквивалентность обмена во внутренних и внешних экономических связях, между промышленностью и сельским хозяйством, предприятием и организациями. От уровня и динамики цен на товары и услуги зависит уровень жизни населения. В рыночной экономике цена выполняет три функции.
Во-первых, цены являются важнейшим источником информации для производителя, ориентиром, направляющим его действия. В рыночном хозяйстве, основанном на системе свободной конкуренции, цены – это зеркало, которое почти мгновенно отражает все изменения, происходящие в экономике.
Во-вторых, цены играют роль стимулятора. Они заставляют производителя в конечном счёте, выбирать наиболее экономичные методы производства, исходя из наличных ресурсов. Получив информацию о динамике цен на свою продукцию и продукцию своих поставщиков, производитель в условиях рыночной экономике будет вынужден действовать совершенно определённым образом. Цены стимулируют применение экономичных, развитых ресурсов и энергосберегающих, связанных с управлением производством. Стимулирующую функцию свободные цены могут выполнить лишь при определенных условиях. К ним, в первую очередь относится возможность беспрепятственного перелива капиталов и сбережений населения в наиболее эффективные, перспективные области вложения. А это предполагает многообразие равноправных форм собственности и обеспеченье на этой основе подлинной свободы предпринимательства.
В-третьих, цены участвуют в распределении доходов. «Распределительная» функция цен рыночной экономики несёт наибольшую социальную нагрузку и вызывает наибольшие споры. Дело в том, что колебание рыночных цен может приводить и приводит к несправедливому с точки зрения обыденного сознания, распределению доходов в обществе. Ведь в результате колебания цен более высокий доход может получить не тот, кто упорно трудился, а тот, кто лучше усвоил коньюктуру рынка. Вследствие этого в странах с рыночной экономикой всегда существует неудовлетворённость большинства людей тем, как распределяются доходы. В теории и на практике предпринимались многочисленные попытки определить функцию, связанную с определением доходов, от двух других функций – передачи информации и стимулировании. С этой целью во многих странах осуществлялись различные правительственные мероприятия, направленные на изменение структуры распределения доходов, порождаемой свободным рынком с тем, чтобы их перераспределить и уравнять. Однако, сделать это без риска, разрушить сам рыночный механизм, невозможно. В этом случае действие ценовой системы пришлось бы заменить приказом и принуждением, а это неизбежно ведёт к возникновению экономической системы административного типа с присущими ей экономической неэффективностью, разрывом между производством и потреблением, низким уровнем жизни населения.
Создание на практике условий для выполнения ценой её основных функций можно разделить на ряд шагов, которые необходимо осуществлять одновременно и комплексно.
К ним относятся:
А) Предоставление экономической свободы производителя;
Б) Подрыв монополизма и создание здоровой конкурентной среды.
Экономическая свобода не случайно стоит в этом ряду на первом месте. Совершенно очевидно, что рыночный тип поведения может быть свойственен свободному от любого диктата сверху предпринимателю. Тогда и свободная цена заставит его, независимо от формы собственности, заключать договоры «на равных» с другими предпринимателями. При этом, единственным мотивом, определяющим его поведение, станет извлечение прибыли.
Для развития конкуренции экономика должна стать многосубъектной, для чего необходимо многообразие форм собственности. Другим направлением может стать предоставление возможностей зарубежным фирмам производить и продавать свои товары на нашей территории. Но пользоваться этим инструментом следует осторожно, чтобы избежать неконтролируемого процесса разрушения собственного производственного аппарата. Чем оживлённее будет конкуренция, тем быстрее установится равновесие между спросом и предложением и возникнет рыночная цена. В том же направлении должны действовать процессы приватизации государственной собственности, возникновения мелких и средних частных предприятий, акционерных обществ, фермерских хозяйств и т. п.
Одновременное и комплексное осуществление позволит вызвать к жизни систему свободных рыночных цен. Конечно, произойдёт это не очень быстро, и в течение переходного к рынку периода ещё будет сохраняться административное регулирование цен на некоторые виды продукции. По мере стабилизации экономики, укрепление её рыночных основ, круг таких централизованно устанавливаемых цен будет сужаться.
Розничная цена – это цена, по которой товары продаются населению, а также предприятиям и организациям при закупке товаров через розничную торговую сеть. Розничная цена включает в себя себестоимость продукции, прибыль, акциз, налог на добавленную стоимость и торговую надбавку. Состав и соотношения между основными элементами розничной цены составляют её структуру.
Себестоимость продукции – это затраты предприятий на производство и реализацию продукции. Для определения цены составляется калькуляция себестоимости, которая представляет собой ведомость, где отражены затраты на производство и реализацию единицы продукции. В калькуляцию себестоимости включены: сырьё и материалы, заработная плата производственных рабочих, цехового и управленческого персонала, амортизационные отчисления на полное восстановление оборудования, зданий, помещений, расходы по их содержанию, страховые взносы (в пенсионный фонд, фонд занятости, на социальное страхование, обязательное медицинское обслуживание), проценты за пользование банковским кредитом, расходы на подготовку и переподготовку кадров, на рекламу, представительные расходы, плата за аренду, затраты на упаковку, хранение, транспортные расходы. Калькуляция себестоимости в условиях рынка связана с установлением нижнего предела, до которого может быть снижена цена в случае падения спроса на продукцию предприятия или с целью завоевать определённый рынок [21, c. 19].
Прибыль. Кроме себестоимости, розничная цена включает прибыль, которая необходима для обеспечения расширенного воспроизводства. В настоящее время нормативы прибыли (рентабельности) при определении цены в большинстве случаев не установлены.
Акциз – это разновидность косвенных налогов на товары и услуги предприятий, включаемых в цену или тариф. Это, как правило, товары, уровень потребления которых мало эластичен по отношению к изменению цен, либо специфические товары (алкогольные, табачные). Перечень подакцизных товаров постоянно меняется. В настоящее время акцизами облагается спирт, водка, ликероналивочные изделия, шампанское, вино и другие алкогольные напитки; пиво, табачные изделия; ювелирные изделия, автомобильный бензин, легковые автомобили. Ставки акцизов подакцизным товарам (кроме минерального сырья) устанавливаются Федеральным законом «Об акцизах». По отечественным товарам они дифференцированы в пределах от 5% до 90%. Наиболее высокие ставки акцизов установлены на спирт.
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг). Добавленной стоимостью является разница между стоимостью материальных услуг, отнесённых на себестоимость и издержки обращения. НДС облагаются многие виды товаров и услуг. На товары, реализуемые по регулируемым розничным ценам, применяются расчётные ставки налога на добавленную стоимость 9,09% и 16,67%. Ставка налога в размере 9,09% установлена на производственные товары, а 16,67% на непродовольственные товары. НДС на импортные товары рассчитывается с учётом таможенной стоимости, таможенной пошлины акцизов.
В соответствии с международной практикой в России применяется шесть методов определения таможенной стоимости товаров:
По цене сделки с ввозимыми товарами. Используется он в тех случаях, когда осуществляется акт продажи товаров; т. е. товар приобретает коммерческую основу, и сделка имеет стоимостную оценку. По цене сделки с идентичными товарами. Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами (по назначению, характеристике, качеству, стране происхождения, производителю и т. д.). По цене сделки с однородными товарами – используются однородные товары, под которыми понимаются товары, которые не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики. Цена сделки с идентичными и однородными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости. Метод сделки на основе вычитания стоимости. В этом случае для определения таможенной стоимости из цены, по которой товар продаётся на внутреннем рынке, вычитаются все расходы по реализации, транспортировке товара, страхованию и т. д. На основе сложения стоимости – суммируются стоимость материалов и иных издержек, понесённых изготовителем по производству оцениваемых товаров, общие затраты, характерные для продажи в России товаров того же вида из страны – экспортёра. Резервный метод определения таможенной стоимости применяется, когда таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения пяти указанных выше методов. В этом случае таможенные страны предоставляют декларанту имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию, которая может быть использована только в качестве ориентира для сравнения с заявленной ценой сделки. Таможенные пошлины призваны содействовать оптимизации структуры импорта, защищать отечественное производство от иностранной конкуренции. Минимальная ставка таможенной пошлины установлена в размере 5%, а максимальная – в размере 30%.
Акцизы на импортные товары. Перечень подакцизных товаров идентичен перечню отечественных товаров, однако максимальная ставка здесь значительно выше.
НДС по импортным товарам рассчитывается следующим образом.
А) по товарам, облагаемым таможенными пошлинами и акцизами:
(С + П + А) * Н / 100
где С – таможенная стоимость товара
П – сумма таможенной пошлины
А – сумма акциза
Н – ставка НДС.
Б) по товарам, не облагаемым акцизами и таможенными пошлинами:
С * Н / 100
Торговая надбавка – наценка к отпускной цене (цене приобретения) товара; надбавки на практике самостоятельно не функционируют, а включаются непосредственно в цену товара в качестве одного из её элементов. Торговая надбавка применяется при реализации товаров непосредственно населению. Её устанавливают сами предприятия розничной торговли исходя из коньюктуры рынка в данном регионе. До недавнего времени торговые надбавки могли регулироваться органами местного самоуправления. Если по этому вопросу не было принято никакого решения, а именно «отпустить» или регулировать торговые надбавки, то уровень торговой надбавки должен был иметь предел не более 25%, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним – 45%.
В настоящее время торговые надбавки регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Кроме того, могут регулироваться торговые надбавки на товары с ограниченным сроком завоза в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, на продукты детского питания.
Торговые надбавки устанавливаются в процентах к ценам приобретения товаров предприятиями розничной торговли с налогом на добавленную стоимость. Все надбавки должны регистрироваться предприятиями в соответствующих документах – в протоколах согласования цен, надбавок, в реестрах различных цен и т. д. Торговые надбавки являются последним элементом в структуре розничных цен, которые устанавливают сами предприятия розничной торговли.
Структура и порядок расчёта свободных розничных цен на товары в различных звеньях товародвижения немного отличаются друг от друга.
Если товар от производителя поступает непосредственно в розничную торговлю, то то розничная цена будет складываться из свободной отпускной цены (с НДС), по которой товар закупается у производителя и торговой надбавки. Структура розничной цены в этом случае представлена на схеме 1. Если товар от производителя поступает в оптовую торговлю или снабженческо-бытовое звено, а оттуда в розничную торговлю. В этом случае розничное предприятие закупает товар по цене закупки (с НДС), делает к этой цене торговую надбавку и определяет свободную розничную цену. Структура свободной розничной цены в этом случае представлена на схеме 2. Свободные розничные цены могут изменяться в зависимости от коньюктуры рынка. При этом розничные цены могут изменяться в зависимости от коньюктуры рынка. При этом розничные цены снижаются за счёт средств торговли. Свободные розничные цены фиксируются либо в реестре, либо в любом другом документе произвольной формы. При этом в них указываются свободная отпускная цена, все надбавки и свободная розничная цена. Свободные розничные цены на ярлыках товаров, ценниках выставляемых в магазинах,обозначают розничные торговые предприятия, обозначение цен непосредственно на изделиях, товарных и упаковочных ярлыках, этикетках, в технических паспортах и т. д. необязательно.
Таможенная стоимость – цена товара, для исчисления таможенной пошлины по ставке тарифа, установленной в процентном отношении к цене.
1.2. Виды цен Действующие в России различные виды цен образуют единую систему цен. Цены классифицируются в зависимости от отдельных признаков. Так, в зависимости от характера обслуживаемого оборотные цены подразделяют на закупочные, отпускные (оптовые), цены оптовых предприятий, биржевые, аукционные, торгов, розничные цены, цены на продукцию строительства и тарифы на услуги (транспортные, коммунальные, бытовые) и т.д.
Закупочные цены устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию; отпускные (оптовые) цены на промышленную продукцию, реализуемую отечественными производителями. При этом на практике отпускная цена, как правило, распространяется на товары народного потребления, а оптовая на продукцию производственно-технического назначения.
При реализации товаров оптовыми, снабженческо-сбытовыми, заготовительными организациями другим организациям для дальнейшего использования в производстве, а также с целью перепродажи применяются соответствующие цены: цены оптового предприятия, заготовительной организации и т.д.
Биржевые цены - это цены специально организованного и постоянно действующего рынка. Складываются под влиянием спроса и предложения и представляют собой официальные котировки. Распространяются они, как правило, на массовые сырьевые товары, продовольственные товары и некоторые виды промышленных товаров. Биржевые цены зависят от характера, условий сделок и ряда других факторов.
Виды котировок различны. Так, указывается: предельный диапазон цен первой и последней сделки и промежуточные цены в течение дня, максимальные и минимальные цены в сочетании с ценами начала и конца биржевого дня; максимальные и минимальные цены с выделением типичной справочной цены сделки.
Котировки цен служат ориентиром при заключении конкретных сделок. Сделки могут заключаться по текущей цене биржевого дна, по заданной, лимитной цене, зафиксированной на момент открытия или закрытия биржи [30, c. 31].
Цены торгов применяются при специализированной форме торговли, где производится состязательная форма закупки. Она основана на выдачу заказов, на поставку товаров (на выполнение определенных видов работ) по заранее объявленным условиям в специальном документе-тендере. Здесь действует принцип конкурентности со стороны продавцов, что позволяет заказчику выбрать наиболее выгодные условия сделки. Как правило, проводятся открытые торги, в отдельных случаях могут быть и закрытые торги.
Торги могут быть одноэтапные и двухэтапные. При проведении одноэтапных торгов в заявке на участие в торгах учитываются цена заявки: расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт продукции; порядок и сроки осуществления платежей и т.д.
Проведение двухэтапных торгов заключается в том, что на первом этапе поставщики представляют заявки на участие в торгах, содержащие предложение без указания цены. На втором этапе поставщики в окончательных заявках указывают цены. При этом поставщик вправе представить только одну ценовую котировку, которая не может быть впоследствии изменена. Выигрывает торг тот поставщик, который представил самую низкую ценовую котировку, удовлетворяющую потребностям заказчика.
Цены различаются также в зависимости от возмещения транспортных расходов, т.е. от того, где происходит окончательное формирование цен: в местах производства (пунктах отправления) или в местах потребления (в пунктах назначения). На практике это отражается в системе франкирования цен. «Франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены. Наибольшее распространение получили два вида цен франко: франко станция отправления и франко-станция назначения.
Цена франко-станция отправления показывает, что в отпускную (оптовую) цену включены расходы по транспортировке только до станции отправления. Все остальные транспортные расходы покупатель оплачивает сверх этой цены. При цене франко-станция отправления потребители заинтересованы в минимизации транспортных расходов.
Цена франко-станция назначения показывает, что в отпускную (оптовую) цену включены все транспортные расходы до станции назначения, вплоть выгрузки товара из транспортного средства. Имеются промежуточные и конечные виды цены «франко»: цена франко-склад поставщика, цена франко-вагон-станция отправления, цена франко-вагон-станция назначения, цена франко-склад покупатель. Аналогичные виды цен «франко» устанавливаются при перевозке грузов водным транспортом.
Функции цен.
Цена – сильная экономическая категория. Она может активно участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях. Роль цены, ее место на микро- и макро уровне проявляется через функции.
Цена выполняет измерительную функцию. Цена обслуживает оборот по реализации товаров и тем самым обслуживает экономические, интересы всех относительно самостоятельных участников товарного оборота: производителя – посредника – покупателя. В этом качестве она выступает, как утверждают К.Макконел и С.Брю, как количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара и услуг. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен заплатить, а продавец получит за проданный товар. Зная цены различных товаров, услуг и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно определить размер зарплаты на предприятии, отрасли и т.д.
Что Вы посещаете? Сравнивая цены разных товаров, мы можем их дифференцировать на дорогие и дешевые. Если цены учитывают полезность, то по соотношению таких цен можно судить о соотношении полезности разных товаров. Перечисленные факты позволяют считать, что цена выполняет с измерительную функцию, с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров.
Цена выполняет учетную функцию. С помощью цен разнообразный и многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности.
На практике с помощью цены в ее учетной функции исчисляются все стоимостные показатели на макро- и микро уровне: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей предприятий и т.д. Цены выступают также как инструмент расчета таких качественных показателей, как производительность труда, рентабельность изделий и производства, фондоотдача и т.п.
Поскольку цена является носителем информации, она выступает как важный инструмент анализа, прогнозирования, планирования всех показателей в денежном выражении и занимает ключевое место в системе хозяйственного механизма управления, как предприятия, региона, так и национальной экономики в целом.
Регулирующая функция – цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, указывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Причем на рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой происходит уравнивание спроса и предложения и не возникает стимулов для изменения объема предложения объема предложения, объема спроса и величины цены) устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил, предложения и спроса.
На рынках с разной степенью монополизации, как на стороне предложения, так и на стороне спроса производители и потребители могут оказывать непосредственное влияние на формирование и движение цены. Так, производительный монополист в случае затоваривания может не снижать цену (как это было бы в условиях совершенной конкуренции), а пойти на изменение предложения товара, сохранив прежнюю цену. В случае дефицита товара он может не увеличивать предложение, а повышать цену. В итоге цена теряет свое качество как результат действия стихийных сил спроса и предложения. Ее уровень в значительной (а иногда решающей) степени определяется элементами регулирования, проводимого либо производителем с монопольной властью, либо монополистом – потребителем, либо государством.
В условиях рыночной экономии каждый производственный ресурс имеет свою цену, которая, как и товарная цена, реагирует на изменение спроса и предложения указанного ресурса. Действующие уровни цен на производственные ресурсы делают возможным выбор таких производственных ресурсов, при которых определенный объем производства достигает при минимуме издержек. Так, общеизвестно, что более высокая оплата рабочей силы стимулирует внедрение более технически оснащенных процессов производства, и наоборот низкая плата рабочей силы способствует консервации устаревших и трудоемких процессов производства. Тем самым цены производственных ресурсов, ориентируя предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономии на дорогих, в той же мере, как и товарные цены, воздействуют на более эффективное распределение производственных ресурсов в масштабе общества, то есть цена выполняет регулирующую роль в распределении производственных ресурсов.
Стимулирующая функция. Рыночное ценообразование создает возможности для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений, что способствует повышению эффективности производства. Так есть альтернатива сочетания различных факторов производства для создания той или иной продукции (например, между капиталоемкими процессами, требующими значительных затрат, но затем дающими большую экономию в издержках производства, или более трудоемким процессом, требующим меньше капиталовложений, но зато с большей величиной издержек). К этому добавляется выбор рынков, выбор производимой продукции, выбор инвестора, кредитора и т.д.
Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.
Цена входит в состав экономического механизма стимулирующего воздействия на производство через следующие ориентиры: повышенную (пониженную) рентабельность, надбавки (скидки) к цене, применение различных видов цен (свободные регулируемые, расчетные и т.д.). Учитывая стимулирующее воздействие перечисленных ориентиров- показателей, предприятие будет иметь различный уровень доходов, следовательно, возникают экономические стимулы пересматривать ассортимент выпускаемых товаров, расширять производство тех, где прибыль на единицу продукции выше, или тех, где может быть наибольший сбыт.
С помощью различных цен стимулируется потребление продукции. Например, при снижении абсолютного уровня и при снижении розничных цен на единицу полезного эффекта (например, по бытовой технике) расширяется сфера потребления соответствующей продукции.
Фирмы, изучая рынок, определяют группы покупателей (сегменты рынка), которые могут приобрести их продукцию по различным уровням, группам, интервалам цен, и с учетом этого обстоятельства наращивают производство соответствующих товаров, получая при этом высокую массу прибыли.
Перераспределительная функция. Посредствам цен осуществляется распределение и перераспределение доходов. Другими словами, распределительная, или более правильно - Перераспределительная функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения.
Перераспределение доходов через цены осуществляются через уровень цен, их структуру, соотношения цен на различные виды продукции добывающих и отрабатывающих отраслей, продукции сельского хозяйства и промышленности. Более конкретно это достигается путем действия относительно высоких или низких цен, с помощью включения или, наоборот, не включения в цену налогов (налог на доставленную стоимость, акциз и т.д.), путем установления системы разных уровней цен для различных потребителей (при государственном вмешательстве в ценообразование, ценовой дискриминации) на одну и ту же продукцию, например, для промышленных потребителей и для населения (как в энергетике), для предприятий различных форм собственности (госсектора и частного).
При установлении окончательной цены на товары и услуги она продолжает трансформироваться под воздействием изменений, происходящих на рынке, и здесь очень важны инициативные изменения цен. Фирмы, разработавшие собственную систему цен и стратегию ценообразования, постоянно испытывают необходимость в снижении или повышении своих цен для учета изменений в издержках, конкуренции и спросе. Поэтому часто происходит инициативное снижение цен. На мысль о снижении цен специалистов фирмы могут натолкнуть ряд обстоятельств. Одно из них - недогрузка производственных мощностей. В этом случае фирме важно увеличить свой оборот, а добиться этого за счет интенсификации торговых усилий, совершенствования товара и прочих мер трудно. Еще одним обстоятельством оказывается сокращение доли рынка под напором яростной ценовой конкуренции.
Фирма выступает инициатором снижения цены и в тех случаях, когда пытается с помощью более низких цен добиться доминирующего положения на рынке. Для этого она либо сразу выходит на рынок с цен<
|
|||
|