Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДУХОВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



 

ДУХОВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Э.Кришнамачарья

 

Эта книга, хотя она и невелика по объёму, даёт все связи, существующие между йогой, астрологией и учениями писаний. Данные в ней практические инструкции просты и ясны для стремящихся. Медитации, дающиеся в конце книги, являются переводом ведических мантр.

Мы рады снова выпустить в свет эту удивительную книгу Учителя, и это благословение для нас. Это книга, которую можно будет порекомендовать в качестве пособия изучающим практический оккультизм в XXI веке. Она сама по себе является ключом, открывающим скрытые психологические способности стремящегося. В ней даны многие практические объяснения, позволяющие понять этот весьма абстрактный предмет — психологию. Изучение этой книги позволит читателю осознать, что тренировка ума — это главный аспект на пути йоги. Эта книга, хотя она и невелика по объёму, даёт все связи, существующие между йогой, астрологией и учениями писаний. Данные в ней практические инструкции просты и ясны для стремящихся. Медитации, дающиеся в конце книги, являются переводом ведических мантр. Те, кто практиковали их в предписанное время, достигли обещанного результата.

Да благословит Учитель брата Б. В. С. Шастри, который напечатал это за довольно короткий срок, Дэви Прасад, в совершенстве выполнившую дизайн обложки, и всех других братьев, помогавших нам в этом усилии.

Гунтур, 6 января 2001
Э. Анантакришна

Предисловие

У ума два лица. Одно из них обращено к телу и его нуждам. Этот ум включает в себя амбиции, желания, эмоции, инстинкты и рефлексы. Второе лицо обращено к себе, к истинному Я, часто называемому Духом. Между этими двумя лицами и находится сущность ума. Это врата между человеком познанным и человеком непознанным. Психология имеет дело с тем лицом ума, которое посредством чувств обращено к телу и внешнему, предметному миру. Однако, как бы много ни знал человек об этом уме и его объекте — предметном мире, он не может добиться господства над своим умом. Требуется процесс, который обратит механизм ума в противоположную сторону, и процесс этот — восьмеричный путь йоги. Но прежде чем последовать этому процессу, предметный ум должен принять главенство Духа и прекратить своё блуждание в поисках блага в мире предметов. Сделать это его заставит познание некоторых фактов, и данная книга как раз и имеет целью дать уму эти требуемые знания.

Они были изложены в виде книги благодаря моему духовному соратнику, Альберту Сасси, приезжавшему в Вишакхапатнам из Спонтина в 1970 году. Он получил машинописную рукопись этой книги, вернулся в Спонтин и через несколько дней покинул свою физическую оболочку. Потому книга ждала выхода в свет до тех пор, пока не была опубликована отдельными выпусками в ежемесячном журнале "My Light". Теперь её переиздание предприняли активные сотрудники из Института Планетарного Синтеза в Женеве, в краткие сроки подготовившие макет, готовый для печати. Я благодарю нашего брата Рудольфа Шнайдера за проявленный интерес, и более молодые души из института за все усилия по вводу текста и подготовке окончательной версии.

Доктор Э. Кришнамачарья,
Вишакхапатнам, 9 июля 1983.

ДУХОВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Основательное знание хитросплетений человеческой психологии неизбежно требуется изучающему практический оккультизм. Человек представляет собой хорошо спланированный объём тонких сил, которые всегда в действии. Они существуют скрыто, подобно нежным складкам лепестков в бутоне цветка. Будущие цвета и аромат его расцвета существуют в стадии бутона потенциально. Неправильное обращение с бутоном может испортить будущий цветок. Когда бы человек ни предпринял попытку что-то делать с тонкими силами, он запускает серию цепных реакций, действующих и субъективно, и объективно.

Человеческий механизм включает в себя структурное и функциональное тела. Структурное тело — это лишь проводник и инструмент внутреннего человека. Функциональное же тело определяет качества и образует жизненный, ментальный и буддхический планы человека. Для практики оккультизма важно обладать ясным знанием анатомии как физического тела, так и тонких проводников. Сначала давайте постараемся приобрести понятие о физическом проводнике.

То, что знакомо нам как физическое тело — вовсе не тело в научном смысле слова, а лишь результат равновесия многих действующих сил. Физическое тело — лишь видимость для ума. Его заставляет существовать набор цепных химических реакций. Каждую секунду происходят обратимые реакции между двумя состояниями вещества — органическим и неорганическим. Процесс оплодотворения и роста эмбриона в сформировавшееся человеческое тело включает в себя деятельность неорганических и органических царств. Воздух, еда и вода поступают в форму органической материи. Метаболизм поддерживает равномерный приток, и эта равномерность понимается как здоровье и долголетие. Если он не будет нарушен извне, то легко и удобно идёт естественным образом. Потому первейший долг йога — следить, чтобы это равновесие не нарушалось ни им самим, ни окружающей средой.

Для поддержания этого равновесия в физических тканях человека должен быть действенный механизм. Он называется жизненным телом (прана шарира). Прана существует в пространстве и наследуется атомами в процессе их образования. Органические клетки впитывают её из пространства во многих формах, и широко известная её форма — это то, что мы называем солнечным светом. На более грубом уровне (газообразном) мы понимаем её как кислород, а на ещё более грубом (жидком состоянии) — как воду. На самом грубом уровне жизни, который может существовать на планете Земля, мы понимаем её как демаркационную линию между принимаемой пищей и тканями, которые её получают. Этот слой способствует процессу усвоения и называется анна. Прана проникает всю физическую оболочку до самых мельчайших её подразделений, существуя как нематериальная субстанция.

Жизненное тело человека состоит из трёх типов простых (нематериальных и несущих качества) субстанции: пульсационной, излучающей и осаждающей. Их функции — это пульсация, излучение и материализация. Пульсация создаёт центростремительную и центробежную пульсации (праны), и делает возможным пульсационное равновесие (саману). Это равновесие поддерживает облик физического тела в соответствии с образом ментального плана и высших планов. В науке йоги эта двойная пульсация называется прана-апана. Восточная психология называет её вата. То, что вселенная пульсирует, является одним из положений науки древних. Это свойство пульсации в виде двоякого процесса праны и апаны наследуется и живыми существами нашей Земли.

Излучение проявляет тепло-световые и электромагнитные принципы на пульсационной основе. Это излучение вызывает насыщение ментального тела жизнью, а также оживление других четырёх пульсаций (пран)* и вывод их из пульсационного равновесия. Это образует в человеке водоворот сгорания. Он называется питта. После этих двух стадий имеет место третья — материализация. Это явление биохимической цепной реакции, которая следует в физической проекции тела-образца, которое уже существовало на ментальном плане. (Физическое тело выходит из ментального и уходит в него, что будет объяснено в другом месте). Этот процесс материализации формирует третий водоворот, который представляет собой резервуар образования осязаемой материи. Он называется шлешма (липкость или слизь). Три этих жизненных нематериальных резервуара соответствуют на антропоморфическом уровне пураническим символам Вишну, Рудры и Брахмы. Термины Пуран обозначают те же резервуары в пространстве на планетарном, солнечном и космическом планах.

__________
* Пять пульсаций (пран) это вводящая, отбрасывающая, сжимающая, расширяющая и уравновешивающая силы. На санскрите они называются соответственно прана, апана, вьяна, удана и самана.

Центробежная и центростремительная пульсации поддерживаются равновесием. Они управляются сгоранием с одной стороны и материализацией с другой, и в то же время их причиной является процесс пульсации. Весь этот процесс образует равносторонний треугольник сил, действующих в циклическом порядке. Сначала эти силы проявляются на ментальном плане. По мере того, как они подвергаются материализации, то есть спускаются на астральный, эфирный и физический планы, проявляются расширение и сцепление. Таково соотношение между тремя творческими резервуарами и пятью функциональными проявлениями, которые действуют в человеке с уровня состояния субъекта на состояние объекта. Три творческие проявления у здорового человека существуют в совершенном взаимоотношении и представляют собой треугольник тантрического символизма. Четверичное проявление резервуара сгорания представляет собой совершенный квадрат, в центре которого находится точка пересечения сил, идущих по диагоналям квадрата. Пять пульсаций представлены четырьмя углами квадрата и его центром. Эти пять точек представлены эмблемой пятиконечной звезды, которую сыновья Земли (Пандавы в Махабхарате) унаследовали от питри (воспроизводительных разумов). Вышеприведённое символическое представление зарождения человека принадлежит к ведической традиции и образует основу функциональной анатомии древней медицинской науки, подробности которой могут быть лучше поняты путём тщательного изучения расположения алтарей в зале для ритуалов.

Каждый предмет, одушевлённый или неодушевлённый, состоит из атомов. Атом — это лишь равновесие сил, работающих как единый узел материи. Это скорее система, чем единичный элемент. Каждый атом состоит из нескольких частей, составляющих целое. (Это солнечная система в миниатюре — семя солнечной системы или будущая солнечная система в процессе эволюции.) Части эти состоят из колебаний первичной материи (мулапракрити). Эти колебания возникают из акаши. Космическим умом они формируются в различные архетипы, чтобы проявиться как атомы. Архетипы существуют вечно, а проявляются периодически. Каждая стадия проявления перемежается стадией поглощения (пралайа). Различные колебания разных частот существуют в пространстве благодаря разным направлениям и планам сил. Весь атом существует как равновесие нескольких таких сил. Его устройство и поведение поддерживается разумом, который вечно непроявлен. В ведической литературе этот разум называется "вишвакарма", а в тантрической "крияшакти". Таким образом, всё мироздание со всеми его частями, существующими в виде разных объектов, состоит из той же материи, побуждается той же силой и управляется тем же разумом. Вот одна иллюстрация единства и единого присутствия одной сути во всём мироздании и вокруг него.

Все атомы в своей эволюции проходят последовательность стадий, такие как минеральная, растительная, животная и человеческая. До конца минеральной стадии эволюции они называются просто атомами. Проходя растительную стадию, они называются растительными атомами или растительными душами. Проходя через животное царство, они собираются в групповые души у примитивных форм животных, а у более продвинутых образуют уже индивидуальные души. Образуя индивидуальные души, они претерпевают дифференциацию на пять способностей органов чувств на основе ума. На этой стадии пространственный ум начинает занимать своё место в каждой душе как ум единичный. Так он переходит к опыту предметности. Вступив в человеческую стадию развития, атомы приобретают самосознание, и существуют на ступени индивидуализации. На этой примитивной стадии человек становится индивидом. Для того, чтобы скрытые способности вызрели в высшие функции сознания, требуется прочная ментальная оболочка, подобная скорлупе, нужной для высиживания яйца. Эта оболочка и называется индивидуальностью, которая отрабатывает психологию низшего человека.* Она неизбежно эгоцентрична, а все её низшие инстинкты достаточны лишь для поддержания существования физического проводника. Вскоре после того, как приобретается требуемая тренировка, эта оболочка становится пористой и уступает место ментальной оболочке, именуемой личностью. В этой оболочке поведенческие слои поднимаются уже на рациональный и интеллектуальный уровни. На этой стадии человек приобретает способность думать, размышлять, воспроизводить старое и зачинать новое. Знания относятся к этому плану. Инстинкт владения здесь всё ещё существует, но на более тонком уровне. Следующая стадия — самосознательная, на которой человек начинает чувствовать существование себя как души. У человека есть интеллект, у человека есть личность, но сам человек есть душа. Напряжение интеллектуальных петель или силовых линий постепенно высвобождается через процесс магнетизации. Это совершается с помощью уже усовершенствованной души. Здесь и приходит потребность в Учителе. Гуру никогда не передаёт ученику знание — он передаёт душе ученика своё присутствие, намагнетизируя её так, чтобы она приобрела способность почувствовать собственное присутствие. Делая это, он изменяет полярность ученика.

__________
* Не следует путать это с высшей индивидуальностью теософической литературы, поскольку терминология здесь несколько иная, и под этим термином подразумевается начальная стадия, длящаяся от индивидуализации из животного царства до обретения личностного человеческого сознания — прим. пер.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.