|
|||
Предмет: ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. ТЕМА 1.3. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. УРОК № 8 «АНГЛИЙСКОЕ, ФРАНЦУЗСКОЕ, НЕМЕЦКОЕ, РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ». Английское Просвещение.Стр 1 из 4Следующая ⇒ Предмет: ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕМА 1.3. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ УРОК № 8 «АНГЛИЙСКОЕ, ФРАНЦУЗСКОЕ, НЕМЕЦКОЕ, РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ»
Философия Просвещения является внутренне неоднородной. К ней причисляются ряд различных идейных течений. Идейные различия в рамках философии Просвещения во многом являются результатом различия условий, воспроизводящих духовную жизнь общества в разных европейских странах. Наиболее значительными культурными феноменами в этом плане являются английское, французское и немецкое Просвещение. Вместе с тем, несмотря на различие мировоззренческих и социально-политических позиций, можно выделить ряд общих черт, характеризующих специфику философии Просвещения: · антиклерикализм, критика традиционного церковного мировоззрения, провозглашение разума единственным судьей в вопросах познания; · неразрывная связь философских воззрений с достижениями естествознания; · доминирующая ориентация на рассмотрение проблемы человека и общества; · направленность философских взглядов просветителей на изменение социальной действительности в интересах прогресса и усовершенствования общества. Английское Просвещение. Раньше всего философские идеи Просвещения возникают в Англии. Их формирование происходило во многом под влиянием взглядов Дж. Локка. Локк отвергает наличие врожденных идей в человеческом разуме, утверждает идею о том, что источником всякого познания является чувственный опыт, критикует принимаемые на веру стереотипы, которые невозможно объяснить с позиций разума. Вместе с тем Дж. Локк пытается согласовать рациональное познание с догматами христианства. Однако его последователи (Джон Толанд, Энтони Коллинз, Дэвид Гартли и т.д.) выступают с критикой ортодоксальной религии с позиций деизма. Под деизмом понимается учение, признающее Бога только как творца мира, который после этого не вмешивается в его существование. Сотворенный Богом мир существует и развивается в соответствии с собственными законами и принципами. Поэтому провозглашается несостоятельной вера в различные чудеса, которые противоречат законам природы. В их творчестве находит отражение учение о том, что движение является неизменным атрибутом материи, а также материалистический редукционизм (сведение духовно-психических процессов к материальным). Вместе с тем большинство английских просветителей не порывает полностью с христианством, пытается согласовать его с деизмом. В середине 18 в. идеи деизма получили широкое обоснование во взглядах Дэвида Юма. Агностицизм и скептицизм Д. Юма (опираясь на тезис Д. Локка о том, что единственным источником познания выступает чувственный опыт, он вместе с тем указывает на то, что установить связь между комплексом чувственным ощущений и реальной действительностью невозможно, поэтому достоверное познание мира невозможно) - конечный пункт в развитии английской новоевропейской традиции эмпиризма. Социально-политические воззрения: рецепция идеи «общественного договора» Дж. Локка, прагматизм. Специфика условий в Англии - отсутствие сильных препятствий на пути капиталистической индустриализации. Социально-политический критицизм достаточно умеренный.
|
|||
|